Now Reading
Вечные ценности: вопросы ценообразования

Вечные ценности: вопросы ценообразования

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования

Можно ли купить ювелирный шедевр по бросовой цене? Рассказываем, из чего складывается стоимость украшения

Надя Куприна

Ювелирный масс-маркет предлагает украшения за копейки. Стоят ли изделия с бриллиантами 2000 рублей? Да, если это синтетические камни, а оправа из золота самой низкой пробы. Если однажды решите расстаться с этим украшением и принесете его в ломбард, то не выручите за него и трети того, что вложили. Металл в подобных изделиях пренебрежительно называют фольгой, а камень могут и вовсе выбросить. В ломбардах практикуется самая жесткая система оценки «на вес».

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования
Частички золота в бутылке. Фото: Karolina Fok
Металлы

Действительно, стоимость украшения на 70% определяется материалами, из которых оно сделано: металлом, который идет на оправу, и ювелирными вставками. Очевидно, драгоценные металлы дороже серебра и олова, которые также часто используются в производстве украшений. Среди драгметаллов тоже своя иерархия: украшения из палладия дороже серебряных и зачастую дороже золотых, а изделия из золота, в свою очередь, всегда дешевле украшений из платины. Цена на золотые украшения также сильно разнится в зависимости от пробы: чем выше проба (то есть больше содержание золота), тем дороже. Дороже всего стоят изделия, промаркированные 750-й или 585-й пробой.

Под ювелирными вставками понимаются камни, использованные в украшении. Ювелирная четверка самых дорогих камней традиционно включает бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды. Для их оценки существует своя система.

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования
Пурпурные бриллианты с месторождения Аргайл в Австралии. Фото: The Butterfly Mark/Positive Luxury
Бриллианты

Цена на бриллианты выстраивается по классификации : огранка (Cut), чистота (Clarity), цвет (Color) и вес, который исчисляется в каратах (Carat). Ценовую планку с середины XX века задает так называемый Rapaport Report, еженедельная сводная таблица данных бриллиантовых бирж, где ювелиры покупают камни у добывающих компаний. Цена формируется отдельно на бриллианты классической круглой огранки и бриллианты фантазийных огранок. Традиционно цена выставляется за карат, но не менее важными характеристиками считаются чистота и огранка камня. То и другое маркируется буквенными кодами, являющимися аббревиатурой от характеристики. Тут действует простое правило: чем меньше в камне включений, тем он дороже. С бесцветными бриллиантами: чем ближе цвет к нейтральному, тем выше цена. С цветными же напротив: чем насыщеннее цвет, тем камень дороже.

Круглые бриллианты традиционно гранятся на 57 граней. Самыми дорогими считаются камни огранки с пометкой Excellent. Самой дорогостоящей из-за своей сложности считается огранка камня в форме сердца. Из цветных бриллиантов дороже всего голубые, розовые и коньячные – опять же из-за редкости цвета. Мелкими считаются камни до карата, крупными – в пределах 10, а выше идут уже уникальные камни, цена которых может достигать миллионов долларов.

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования
Драгоценные камни

У рубинов, сапфиров и изумрудов своя система оценки. Их не проводят по системе 4С, но тут тоже действует правило: чем безупречнее камень, тем он будет дороже. Традиционно самыми дорогими считаются бирманские рубины, кашмирские сапфиры и колумбийские изумруды. Аналитика показывает, что цветные камни стабильно растут в цене, поэтому часто лучше купить сапфир или рубин высоких характеристик, чем крупный бриллиант средних. Все характеристики драгоценного камня должны быть отражены в специальном сертификате, которым снабжается изделие. Такие сертификаты выдают геммологические лаборатории, самой уважаемой из которых считается лаборатория GIA (Американского геммологического института). Собственно, как раз эта организация в свое время разработала систему оценки .

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования
Рубин. Фото: Robert M. Lavinsky
Работа ювелира и дизайн

Что касается нематериальной составляющей цены украшения, то она включает множество элементов. Прежде всего оценивается качество работы ювелира и дизайн изделия. Так, одни и те же камни в разных руках могут стать основой топорного и грубого украшения или же произведения высокого ювелирного искусства, подлинного шедевра, достойного частной или музейной коллекции. Особенно ценятся уникальные, штучные изделия и серии, вышедшие ограниченным тиражом. Это могут быть и лимитированные издания, например, связанные с арт-коллаборацией: когда бренд сотрудничает со звездой, известным художником или скульптором.

Смотрите также
Коллекция Элтона Джона, Коллекция сэра Элтона Джона: гламур и рок-н-ролл

Мастерство исполнения украшения, как правило, видно невооруженным взглядом. Дизайн – больше дело вкуса, но и тут у единственных в своем роде изделий всегда будет фора. Подлинный ювелирный шедевр никогда не упадет в цене, о чем свидетельствуют, в частности, ювелирные торги аукционных домов. Уникальное изделие демонстрирует творческие возможности его автора, становится свидетельством подлинного вдохновения и высокой маэстрии, которая отличает выдающихся художников-ювелиров.

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования
Процесс производства обручального кольца в ювелирной мастерской. Фото: Brian Kairuz
Бренд

Немалую роль в формировании цены также играет брендинг. За изделия с именем и украшения no name покупатель редко готов будет заплатить одну и ту же цену, даже если по своим характеристикам они будут схожи. С одной стороны, марка – это, конечно, знак качества. Ювелирные бренды зарабатывают себе репутацию годами и не станут разрушать ее ради сиюминутной выгоды. Таким образом, бренд становится гарантом качества изделия, подлинности камней и маркировки металла.

Однако нужно понимать, что крупные компании закладывают в конечную цену украшения множество факторов. Так, цена растет из-за издержек на аренду помещения под бутик, большой штат сотрудников, расходы на рекламу, налогообложение и так далее. В случае с ввозимыми изделиями и теми, что произведены внутри страны, сказываются также таможенные пошлины и логистические расходы. Все эти, в сущности, не имеющие отношения непосредственно к самому изделию моменты в итоге дают 30, 40, а часто (как с именами, которые знает весь мир) и все 100% цены украшения в витрине.

Стоимость ювелирных изделий, Вечные ценности: вопросы ценообразования
Коко Шанель у входа в бутик Chanel в Париже. 1962 г. Фото: Courtesy of Clic, New York

© 2023 Частная Коллекция

Наверх