Now Reading
Иван Грозный – коллекционер ювелирного искусства

Иван Грозный – коллекционер ювелирного искусства

Русские цари и царицы любили и коллекционировали драгоценности. Сегодня мы расскажем о непомерной страсти к «злату», отличавшей неистового во всех своих желаниях Ивана Грозного.

Марина Волкова

За почти сорок лет царствования Иван IV, прозванный Грозным за жестокость по отношению к неугодным ему лицам, не только собрал большую коллекцию драгоценностей, но и хорошо изучил её. Царь знал толк в камнях и выделял немалые деньги на их покупку за границей. Многие вещи делались лично для него или по его указу в подарок приближённым и иностранным дипмиссиям.


А.Д. Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». 1875. Фото: Государственный Русский музей

История сохранила два знаменательных случая, запечатлевших страсть царя к великолепным драгоценностям. Грозный был женат головокружительное число раз, не уступая в своём сластолюбии и политических амбициях Генриху VIII. Число официальных жён и претенденток на этот статус приближалось к шести. Желая произвести впечатление на кабардинку Марию Темрюкову, ставшую его второй супругой, царь преподнёс ей ослепительной красоты головной убор, сделанный по его заказу. Он был сплошь расшит драгоценными камнями и жемчугом.

Панагия. Середина XVI в. Мастерские Московского Кремля. Предмет мог быть сделан специально для Ивана Грозного, так как на камеи изображен святой Иоанн Предтеча, покровитель царя. Фото: Музеи Московского Кремля


Воспоминания Горсея

Второй сюжет даже нашёл отражение в исторической живописи. Академический живописец конца XIX века Александр Литовченко изобразил сцену с участием царя и английского посла Горсея, произошедшую в сокровищнице Грозного незадолго до его смерти. Событие действительно имело место быть, так как подробно описано в воспоминаниях посла. Именно оттуда мы знаем о пристрастиях царя и его отношении к камням. Так, Грозный не любил алмазы, считая, что с их помощью можно отравить человека, но почитал рубины, как камни, которые пробуждают энергию. Во время визита в сокровищницу Горсей дивится масштабу царской коллекции и тому, насколько хорошо тот знает каждую вещь в своём собрании. Историки уверены, что царь не верил, что умирает, и пригласил посла с тайным умыслом: чтобы ошеломить того своим богатством, ведь как раз тогда он сватался к английской королеве Елизавете.

Крест наперсный с резным изображением распятия. Западноевропейский мастер. Около 1554, камея — конец XII — начало XIII в. Золото, камея на сапфире, рубин, жемчуг. Фото: Музеи Московского Кремля

Горсей увидел целые россыпи драгоценных камней, которые царь доставал из множества ларцов и сундуков. А также готовые украшения и предметы культа, богато ими украшенные. Особенно запомнился Горсею среди этих несметных сокровищ посох царя, вырезанный из рога (как утверждалось, единорога, но, очевидно, речь шла о слоновом бивне) и усыпанный алмазами, изумрудами и другими каменьями. Считается, что камни покупались у европейских купцов за умопомрачительную сумму. Именно с этим посохом царь изображён на знаменитой картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»). Однако, историки расходятся во мнении, он ли стал орудием убийства или использовался другой посох, ведь у монарха их было несколько.

Смотрите также

Шапка Казанская. 1553-1558. Фото: Музеи Московского Кремля

Карамзин, описывая в своей «Истории государства Российского» последние годы царствования Ивана Грозного, утверждал, что не проходило и дня, чтобы тот не отправился в сокровищницу перебирать свои драгоценности.

Сапфиры Ивана Грозного

Вкусы Ивана IV повлияли на всю ювелирную моду той эпохи. Так, царь больше всех камней любил сапфиры, и сапфир стал главным камнем в русском ювелирном искусстве второй половины XVII века. Ими украшали оклады икон и Евангелия, кресты, панагии, в том числе его личные. Царь считал этот камень оберегом, предохраняющим от людского коварства. Как известно, ему везде чудилась измена, и детали царского убора, украшенные сапфирами, должны были бороться с Иудами при дворе. Интересно, что «сапфировая» гамма, обилие синего цвета распространилось даже на искусство эмалей, которые в царствование Ивана делали всё больше сине-голубыми. Также царю нравились вещи, выполненные в технике черни (сплав металлов, дающий такой цвет, которым выделялся рисунок) по золоту, и таких вещей осталось особенно много. Большая часть царской коллекции, а также вещей той эпохи, созданных под влиянием монарших вкусов, осела в кремлёвских закромах, а в советские годы стала ядром собрания Оружейной палаты, где эти драгоценности хранятся и поныне.

Наверх