Now Reading
Как менялась мода на украшения

Как менялась мода на украшения

История длиной в тысячи лет: как развивалось ювелирное искусство на протяжении веков.

Надя Куприна

Термин

Само понятие «ювелирное искусство» объединяет художественные произведения, созданные главным образом с помощью драгоценных металлов и камней. Хотя в наши дни спектр материалов значительно шире. Ювелиры могут использовать медь, латунь или, например, титан, а камни заменить надкрыльями жуков, переработанным пластиком и реликтовой древесиной.

Ювелирные изделия как правило носят прикладной характер: прежде всего это украшения и аксессуары (портсигары и другая мелкая пластика, скажем, мундштуки и набалдашники тростей, которой, в частности, прославилась фирма «Фаберже»). Также сюда включают предметы обихода: например, посуду, созданную мастерами серебряных дел или шкатулки, сделанные в камнерезных мастерских. Отдельной строкой проходят предметы культа, а также скульптурные и декоративные миниатюры.

Ювелирное изделие называют шедевром за его уникальность, оригинальность образа и  маэстрию, с которой оно исполнено.

Фаберже. Набалдашник трости в форме головы слона. Фото: Музей Фаберже
История

 Человеку свойственно украшать себя, и первые изделия из металла и камней появились ещё на заре цивилизации. Украшения из захоронений древних людей (они были важной составляющей погребального культа, ведь должны были служить своему владельцу и в потустороннем мире) представляют собой самые простые подвески, бусы или браслеты, из нанизанных на металлическую проволоку бусин полудрагоценных камней и стекла.

Колье-воротник из гробницы Тутанхамона. 1336–1327 до н. э. Фото: The Met
Древний мир

Первые цивилизации внесли большее разнообразие в ювелирный модельный ряд. Так, в Месопотамии стала появляться драгоценная посуда, а у египтян – множество резных камней (прежде всего печати-скарабеи). Древние кельты овладели искусством чеканки и гравировки, и их фибулы (застёжки) представляют собой шедевры работы по металлу. Древние греки и римляне вывели искусство создания золотых украшений на новый уровень, достигнув небывалого мастерства. Уникальные тиары тончайшей работы, серьги, браслеты и предметы сервировки, относящиеся к античной эпохе, можно увидеть, в частности, в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа. Они же стали объединять металл и камни, пока неогранённые, в единую композицию, что дало первое представление об украшении как ансамбле, комплексе разных материалов и техник.

Нить из 27 бусин. 6–3 века до н. э. Поздние Птолемеи. Фото: The Met
Ренессанс

Средневековье немногое дало развитию прикладного мастерства. Мощным толчком стала эпоха Возрождения, когда значительно расширился круг используемых техник и появились первые опыты огранки камней, что стало новым этапом в развитии ювелирного искусства. Появились и первые именные работы. Так, многим известно имя скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини.

Вестготские короны, обнаруженные в Гуаррасаре, недалеко от Толедо в 19 веке (1858-1860). Фото: Musée de Cluny, Musée national du Moyen Âge
XVII век

Последующие эпохи и, в частности, XVII век давали всё новое разнообразие изделий и техник. Менялась мода, в том числе на украшения. Так, XVII столетие – это торжество жемчуга и камнерезных чудес. Жемчуг нравился в любом изводе: от подобранных вручную многоярусных нитей, которыми украшали себя и королевы, и фрейлины, и сановные вельможи, до затейливых брошей и серёг из барочных (необычной, неправильной формы) жемчужин. Итальянские ювелиры, семья Мизерони, творили для многих европейских дворов, создавая великолепные предметы сервировки, конечно, декоративного плана из гигантских раковин-наутилусов, резных агатов и витражной эмали.

Мастерская Дионисио Мизерони. Кубок. 1630-1640. Фото: Rijksmuseum
XVIII век

XVIII век – расцвет ювелирного искусства, обусловленный повсеместным использованием драгоценных камней. Их начинают различным образом гранить и компоновать, что фантастически расширяет возможности художественного творчества. Европейская история пестрит именами знаменитых ювелиров. Первые громкие имена появляются и на отечественной сцене. Сначала в виде приглашённых мастеров, каковым, например, становится придворный ювелир Иеремия Позье, создающий выдающийся по своей сложности и выразительности комплект императорских регалий, которыми впоследствии будут короноваться все российские монархи.

Смотрите также

Иеремия (Еремей) Позье. Букет цветов. Россия, 1740-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж
XIX век

XIX столетие приводит ювелирное искусство к его нынешнему модельному ряду. Технические возможности ювелиров позволяют создавать любые композиции, единственным ограничением становится фантазия художника. Каждая страна может похвастаться своим пулом звёздных имён. Становятся популярными флористические композиции. Викторианская Англия стимулирует интерес к вставкам из бисера и украшениям-шармам. Рождение фотографии даёт толчок интереса к медальонам с портретами любимых. На рубеже эпох появляются такие приметы времени, как первые наручные часы, выполненные из драгоценных металлов и камней. Значительно расширяется аксессуарный ряд.

Брошь неизестного мастера. Англия, начало 19 века. Подарена в память о сэре Донофе О’Брайене его женой Роуз О’Брайен. Фото: Музей Виктории и Альберта
ХХ век

XX век можно освещать десятилетиями, ведь один за другим молниеносно сменяются стили, каждый из которых даёт всё новые имена и шедевры. Так, ар-нуво с витражным стеклом и эмалями Лалика и Тиффани вытесняется геометрией ар-деко и первыми Домами: Cartier, Boucheron, Chaumet, Van Cleef & Arpels и другими. Мировые войны приостанавливают рост индустрии, но как только жизнь возвращается в мирное русло, возрождается и ювелирное искусство. Эпоха mid-century (1950-70-е) – время торжества крупных фирм, каждая из которых привносит что-то своё в стилистику украшений. Скажем, Bvlgari делают ставку на античность в современном исполнении и узнаваемые мотивы, воплощающие собой новые технологии (например, плетение браслетов тубогаз). 1980-е – время крупных и броских украшений. 1990-е – жёлтое золото. 2000-е  и далее – период эклектики, когда тон задаёт индивидуальность.

Cartier. Брошь периода ар-деко. Оникс, лак, эмаль. Фото: Cartier Foundation
Современный инструментарий

 Долгое время ювелиров отождествляли с золотых и серебряных дел мастерами. Но в наши дни фантазии и возможностям мастеров нет предела. Новые технологии позволяют создавать оригинальные сплавы, способные заменить традиционные металлы, или применять финиши, которые раньше использовались только в автомобильном тюнинге или авиапромышленности. Компьютерное моделирование выводит на новый уровень сам дизайн, позволяя создавать необычные образы, которые раньше сложно было себе даже представить. Расширяются инженерные возможности, а значит, появляются новые варианты закрепки изделий. Новые технологии рождают всё новые и новые огранки камней, зашкаливающей сложности. А минералогия XXI века поставляет на рынок синтетические камни блестящих характеристик.

Безусловно, инновации не заменят исконного мастерства. Многие мастера до сих пор рисуют эскизы от руки, главным источником вдохновения всё также становится мир вокруг нас, а не виртуальная реальность, а способом воплощения во многом, как и раньше, – отливка в форму, огранка и подбор камней, которые осуществляются только вручную.

Наверх