Now Reading
Камнерезное искусство: сквозь тысячелетия

Камнерезное искусство: сквозь тысячелетия

Искусство художественной обработки камня зародилось с первыми цивилизациями. В Россию оно пришло массово в петровскую эпоху, знало взлёты и падения, а в наши дни школа русских камнерезов – одна из сильнейших в мире.

Марина Волкова

Древний мир

Камнерезное искусство – одно из древнейших, ведь обрабатывать камень человек научился даже раньше металла. Первые камнерезные работы, древние амулеты, защищавшие своего владельца от злых сил, относятся ещё к Каменному веку. Эра первых цивилизаций: на территории Месопотамии (частично нынешний Ирак) и древние культуры Латинской Америки, знали работу по камню уже в 4-1 тысячелетиях до нашей эры. В Междуречье, как ещё называют Месопотамию исследователи, много резали лазурит, в Латинской Америке – серпентинит. Каждый раз использование того или иного камня отражало запасы региона и местные верования. Хорошо известны резные скарабеи Древнего Египта и прекрасные резные геммы Греции и Рима, резные нефриты Китая. Тут уже и богатство сюжетов, и более сложный функционал, включающий украшения для светских раутов и «государственные» драгоценности: знаки отличия, печати.

Ренессанс

Подлинного расцвета камнерезное искусство достигло в эпоху Возрождения, к которой относятся и первые знаковые имена, не забытые и по сей день. Так, многопрофильный скульптор Бенвенуто Челлини был известен не только своими работами по металлу, но и блестящими камнерезными произведениями. Великолепные вещи выходили из рук мастеров миланской династии Мизерони. Несколько поколений резчиков Мизерони работали на протяжении 16-17 вв. Их вещи заказывали Медичи и Габсбурги, а сегодня прекрасную коллекцию их работ можно увидеть в венских музеях. Конечно, произведения, которые они создавали, имели практический посыл: это были кубки из цветных камней (лазурит, агат и другие), шкатулки, чаши. Однако, их редко использовали по прямому назначению, предпочитая любоваться ими как диковинным украшением интерьера.

Дионисио Мизерони. Изумрудный сосуд. 1641. Музей истории искусств в Вене. Фото: Kunsthistorisches Museum Vienna
XX век

Собственно художественные вещи стали массово появляться уже в 19 столетии, а 20 век дал миру множество известных камнерезов, школ и отдельных центров, где развивалось это искусство. Элементы декора из резных камней были весьма популярны в ювелирном искусстве ар-нуво и ар-деко. Вспомним украшения Рене Лалика, где наряду с культовым матовым стеклом часто использовался резной горный хрусталь, который ювелир особенно любил. Фирма Cartier выпустила множество интерьерных безделиц (например, настольных часов), представляющих собой композиции из резных камней. Самый известный современный западный пример камнерезных работ коллекционного уровня – это немецкая анималистика династии Дрехеров из Идар-Оберштайна. Герд Дрехер, начавший своё дело в послевоенные годы, уже скончался, но дело продолжает его сын и ученик Патрик.

Герд Дрехер. «Жаба». Яшма. Продано на аукционе Bonhams 12 марта 2019 года за $17, 575. Фото: Bonhams
Зарождение камнерезного искусства в России

В России первые резные камни были византийскими, и русские мастера их копировали. Резные камни использовались главным образом для украшения церковной утвари и окладов икон. Первые самостоятельные мастера стали появляться в петровскую эпоху, хотя это были по большей части ещё не художники, но ремесленники. Екатерина II обожала резные камни. Она не только покровительствовала этому искусству и способствовала его развитию, но и собрала гигантскую коллекцию гемм (больше 10000 образцов) и даже сама пробовала их резать.

Печать треугольная. Россия, Санкт-Петербург. Середина XVIII в.
Горный хрусталь, золото, серебро, бриллианты; резьба, чеканка, гравировка, полировка. Фото: Государственный Эрмитаж

На протяжении 18-19 столетий зародилось сразу несколько крупных производств, дававших массовую камнерезную пластику: это фабрики под Петербургом, на Урале и на Алтае, в частности, такой известный завод (просуществовавший в дальнейшем всё советское время и работающий до сих пор!), как Колыванская фабрика. Там изготавливали, например, гигантские вазы из сибирских камней для украшения дворцовых интерьеров. Так, эффектная яшмовая «Царица ваз», ныне гордость экспозиции Эрмитажа, – как раз работы алтайских, колыванских мастеров. Две лазуритовые колыванские колонны стали частью алтаря Исаакиевского собора. И таких примеров масса.

Большая Колыванская ваза. 1831-1843 гг. Фото: Государственный Эрмитаж
Фаберже

Русское камнерезное искусство прошлого связано прежде всего с фирмами и именами начала 20 века. Это, конечно, фирма Фаберже и мастера-камнерезы по всей стране, выполнявшие её заказы. От царских пасхальных яиц до миниатюр из цветного камня, которые мог позволить себе практически каждый, – камнерезный модельный ряд Фаберже был самым обширным. Мастера, сотрудничавшие с фирмой, освоили самые разные жанры: это и анималистика, и имитация старины, и простые бытовые безделицы (objets de fantaisie). Например, свисток, вырезанный из горного хрусталя. Его использовали, чтобы вызывать прислугу, вместо традиционного звонка. Исследователи посчитали, что одних фигурок фирмой было выпущено под 30 тысяч. Отдельными сериями выходили букеты из цветных камней (этот жанр нашёл удивительное продолжение в массовой подарочной продукции уже советских лет) и человеческие фигурки, созданные из разных камней. Эта техника называется блокированной миниатюрой, и произведения Фаберже – самый яркий её пример в дореволюционном камнерезном искусстве России. Наиболее известная серия таких камнерезных человечков – «Петербургские типы» (выходила в 1890-е гг.). Самые именитые мастера «под крылом» Фаберже – Михаил Перхин и Хенрик Вигстрем. Оба были причастны к серии пасхальных яиц. Первый во многом создал ряд «Петербургских типов». Оба художника выработали собственную манеру: Перхин любил работать в бытовом жанре, Вигстрем же – мастер более отвлечённого и эстетского толка.

Фирма Карла Фаберже. «Ветка черники в вазе». Россия, 1880-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж
Фирма Карла Фаберже. «Фигурка поросенка». Россия, 1900-е гг. Кварцит белорецкий, дерево, бриллианты. Фото: Государственный Эрмитаж
Помимо Фаберже

Менее известен Алексей Козьмич Денисов-Уральский, а между тем в начале 20 века магазин основанной им фирмы соседствовал в Петербурге с салонами Фаберже, а он сам был столь же признан как у нас в стране, так и мировой общественностью. Художник регулярно выставлял свои произведения в России и за рубежом, и они пользовались большим спросом. Профиль Уральского – резные фигурки, как цельные, выполненные из одного камня (например, горного хрусталя), так и сложносоставные.

Смотрите также

Дело мастеров Фаберже и Денисова-Уральского в советские годы продолжил Василий Коноваленко, чьё имя по праву вписано в историю этого вида искусства наряду с Перхиным и Вигстремом. Период творческой активности Коноваленко – конец 1950-х-1970-е годы. Сначала он занимался сценическими декорациями, но однажды раз и навсегда увлёкся камнерезным искусством. Лучшие работы мастера – в сфере блокированной миниатюры. Наряду с этим продолжали работу крупные заводы, выпускавшие массовую подарочную продукцию из цветных камней, а также своего рода советские артели, объединения в духе научно-исследовательского института (!) «Русские самоцветы», где художники по камню получали легальную возможность и, что немаловажно, дотации, чтобы реализовать свой талант.

Алексей Козьмич Денисов-Уральский. Скульптура «Вильгельм II на троне». Серия «Аллегорические фигуры воюющих держав». Фото: Пермская художественная галерея
После перестройки

В постперестроечные годы эти мастера ушли в свободное плавание. И пришли новые, молодое поколение. Наступила эра индивидуальностей. Каждый художник ищет свою манеру, свой материал и технику исполнения. Так, ярким мастером анималистического жанра стал петербуржец Геннадий Пылин. Замечательные произведения этого толка выходят из иркутской мастерской Наталии Бакут. Камнерезные букеты – во многом прерогатива Сергея Фалькина и мастерской «Эболи». Великолепные мастера блокированной миниатюры – Ярослав Ксенофонтов и Антон Ананьев. В этом же жанре работает уральская «Мастерская имени Ильи Боровикова», объединившая единомышленников этого замечательного художника, ставшего одной из важных фигур постсоветского камнерезного пространства. Всем спектром возможностей владеет петербургская мастерская Anna Nova, выпускающая как изделия широкого профиля, так и штучные, коллекционные камнерезные вещи. Молодое поколение, подхватывающее дело, – Владимир Путрин и Юлия Гоголь. Современная география камнерезного искусства следует сложившейся схеме: Петербург, Урал, Сибирь.

Антон Ананьев. «Вавилонская улитка». Дар Maximilian Art Foundation Государственному Эрмитажу. Фото: Александр Артемов
Коллекционирование

Немалую роль в развитии современного камнерезного жанра играют коллекционеры-филантропы, не только поддерживающие художников заказами, но и ведущие просветительскую и популистскую деятельность, направленную на то, чтобы о русских камнерезах узнали как можно больше. Так, Maximilian Art Foundation братьев Арциновичей многие годы активно развивает петербургскую школу камнерезного искусства. Максим Арцинович издавал первый и единственный в стране профильный журнал, альманах «Сизиф», посвящённый этому искусству. Фонд инициировал издание (и переиздание) книги «Пост Фаберже», рассказывающий о камнерезном деле в России с момента его становления до наших дней. Регулярно проводятся выставки современных мастеров. На Урале и в Сибири местные школы популяризирует семья и одноимённый фонд Шмотьевых.

Наверх