Now Reading
Что такое высокое ювелирное искусство: украшения-уникаты

Что такое высокое ювелирное искусство: украшения-уникаты

Ювелирные произведения искусства музейного уровня – как найти шедевры

Надя Куприна

Что делает украшение уникальным? Прежде всего, авторский замысел и маэстрия его воплощения. Такие украшения приравнивают к произведениям искусства, не уступающим по своим художественным достоинствам шедеврам живописи и скульптуры. Их объединяет понятие высокого ювелирного искусства, или haute joaillerie, если пользоваться французским термином, принятым в профессиональных кругах.

Братья Себерже. Украшения на модели Van Cleef & Arpels. 1956. Фото: Van Cleef & Arpels
Haute Joaillerie

Это направление выделилось в самостоятельное в конце XIX века, когда рождались первые ювелирные дома: Cartier, Boucheron, Van Cleef & Arpels. Сам термин – своего рода калька с мира моды, где впервые была четко проведена граница между массовым и элитарным. Высокое ювелирное искусство, как и высокая мода, объединяет уникальные, художественные вещи и тем самым противопоставляется рядовому, типовому, штампам и серийности. Эти изделия не сходят с конвейера: они создаются вручную. У них нет лекал, такая вещь никогда не будет повторена. Она из разряда восхищенного «Ах!» и завистливых, алчущих взглядов. Но нет – если однажды ее и можно будет купить, то только с аукциона, если владелец или его наследники таки захотят с ней расстаться.

Стенд компании A. Aardewerk, представляющей антикварное голландcкое серебро и старинные украшения, на TEFAF 2020. Фото: TEFAF 2020
Международные выставки

Для демонстрации ювелирных шедевров есть специальные секции мировых выставок ранга главного смотра года в этой индустрии – Baselworld. В Париже раз в два года проходит Биеннале антикваров, в рамках которого ведущие ювелирные дома показывают свои коллекции уникатов. В ярмарке искусств TEFAF в Маастрихте (Голландия) каждый год участвуют не только антикварные галереи, торгующие историческими украшениями, но и современные бренды и независимые ювелиры, представляющие пополнение своих коллекций.

Неслучайно haute joaillerie идет рядом с антиквариатом. Действительно, эти вещи не менее ценны, чем антикварная мебель или полотна великих. Именно в окружении картин старых мастеров, старинной мебели, шедевров скульптуры и декоративно-прикладного искусства можно в полной мере прочувствовать значимость подобных изделий. Концепт из ряда вон выходящих ювелирных изделий положен в основу новой, но уже заработавшей себе репутацию швейцарской выставки ювелирных украшений GemGeneve (в этом году должна была пройти всего в третий раз). Оргкомитет тщательно отбирает участников, допуская на ярмарку лишь тех, кто способен работать в формате haute joaillerie. Для презентации новых коллекций высокого ювелирного искусства также проходят свои недели моды. В частности, показы, не уступающие по зрелищности подиумам фэшн, устраивают ювелиры Вандомской площади, парижской Мекки всех ценителей ювелирного искусства.

Кольца. Северная Италия, 17-18 вв. Британский музей. Фото: British Museum
Уникальность

Украшения такого рода, как правило, разовый заказ. Инициатива их создания часто исходит от клиента, который, например, желает найти применение редкому камню из своей коллекции или заказать оригинальный подарок. История таких заказов, собственно, сформировала портфолио многих ювелирных домов, творивших для индийских махараджей (вспомнить хотя бы пул великолепных украшений из коллекции махараджей Бороды), американских магнатов: Ротшильдов, Вандербильтов, европейских монархов и высшей аристократии, селебрити из разных сфер. Вторая линия – украшения, порожденные фантазией самого ювелира. В год таких может создаваться всего несколько десятков. Так, известный итальянский ювелир Джампьеро Бодино говорит, что физически не может создавать больше 50 изделий в год.

Коко Шанель в браслете-манжете работы Фулько ди Вердура. Париж, 1937 г. Фото: Verdura
Вдохновение и материалы

Каждое украшение – плод многомесячной «примерки» образа, поиска материалов для его воплощения (подбор идеальных, тех самых, именно для этого изделия рожденных камней иногда может занять не один год; эскизы подождут) и, наконец, самой работы, техчасти. Как рождается образ? Кто-то ищет вдохновение в природе, кого-то увлекают техногенные мотивы, кому-то нравятся ювелирные сказки, к которым располагает, например, работа с жемчугом неправильной формы, навевающей образы диковинных существ или фигурок. Причем драгоценные материалы далеко не всегда являются обязательным требованием к украшениям haute joaillerie. Самый известный ювелир середины XX века, Фулько ди Вердура, известный как Verdura, инкрустировал бриллиантами… морские раковины.

See Also

Украшения Сюзанн Бельперрон. Фото: Sotheby’s

А легендарная француженка Сюзанн Бельперрон сделала имя на авторских, ни на что доселе непохожих изделиях из горного хрусталя. Современные ювелиры могут использовать даже вторсырье, но создавать при этом уникальные, запоминающиеся, штучные вещи, которые останутся в истории. Часто, как в любом искусстве, художника-ювелира увлекает эксперимент с формой или материалом. Так, в 1920-30-х, например, был бум на уникаты из бакелита, по сути дела, синтетической смолы. Но материал был в новинку, и всем хотелось воплотить свои задумки в жизнь, используя его тягучесть, пластичность. В наши дни многих увлекает титан, который за счет своих свойств (небольшой вес и яркие, почти неоновые цвета) в высоком ювелирном искусстве сейчас может даже поспорить по популярности с золотом.

Брошь работы Уоллеса Чана. Фото: Christie’s Hong Kong
Независимые ювелиры

Наряду с уникатами и лимитированными сериями от крупных домов есть украшения независимых ювелиров, которые работают под собственным брендом (вспомним JAR, Уоллеса Чана или Вирена Бхагата), и небольших мастерских, а также авторских брендов (как, например, семейная мюнхенская марка Hemmerle), формирующих свои коллекции исключительно из уникальных ювелирных сетов. Подобные вещи выделяют своего владельца, их часто не только носят, но и коллекционируют. История знает немало примеров, когда такие собрания прославляли имя своего создателя (из наших современников можно вспомнить катарского принца Хамаду бин Абдуллу аль-Тани, чья коллекция украшений самая великолепная в мире) и становились основой для целых музеев. Так родился Музей ювелирного искусства в Виченце, куда обязательно стоит попасть для того, чтобы сформировать свое представление о коллекционных изделиях haute joaillerie.

Hemmerle. Брошь «Каштан». Бриллианты, обсидиан, бронза, серебро, белое золото. Фото: Hemmerle
Россия

Современный российский ювелирный дизайн развивается в схожем ключе. Наряду с художниками-ювелирами, работающими в формате bespoke-ателье и создающими эксклюзивные украшения на заказ (например, бренд Maxim Demidov), есть свои дома, марки с историей, за которыми стоят выдающиеся имена (MOISEIKIN Jewellery House и др.). Марка Ярослава Аргентова ArgentoV также любима знатоками глиптики, искусства резьбы по камню, известного еще с античности. Для ArgentoV работают лучшие мастера по классу камей и инталий, оцененные по достоинству не только в России.

Подвеска с камеей на бирюзе. Фото: ArgentoV

Российским компаниям и независимым ювелирам также не чужды эксперименты, как технические, так и художественные. Так, красноярский художник Игорь Учеватов сделал себе имя на эффектных изделиях из анодированного титана. А марка Захара Борисенко EPIC Jewellery славится уникальными украшениями-трансформерами, вдохновленными сложной инженерией. Молодой московский бренд Recycle.Object, созданный архитектором Полиной Черповицкой, выпускает стильные украшения из переработанного пластика, а известный нишевый бренд AVGVST был замечен за коллаборацией с модным медиа-арт-талантом Протеем Теменом, придумавшим коллекцию из золотых и серебряных капель «ртути». Набор украшений также отвечает духу времени: есть, например, серьги для пирсинга и базубанды, они же наручи, и браслеты на предплечье.

Наверх