Now Reading
Коллекционный дизайн: ювелирная скульптура

Коллекционный дизайн: ювелирная скульптура

Ювелиры работают не только над украшениями, но и в малом скульптурном жанре. Рассказываем об истоках и настоящем ювелирной пластики

Надя Куприна

Древний мир

Ювелирную скульптуру в древности не выделяли в самостоятельный жанр. Небольшие фигуры, статуэтки божеств были обязательной частью культа в Древнем Египте и Персии. Их богато украшали золотом и полудрагоценными камнями: бирюзой, лазуритом. Античные мастера достигли совершенства в резьбе по камню: чаши из агата и сердолика с фигурными ручками и обыгранным рисунком среза камня служили обязательным элементом декора домов знатных патрициев и правителей.

Камея: портреты Птолемея II и Арсинои II (камея Гонзага). Фото: Государственый Эрмитаж

Ювелирной пластикой как предметом любования и коллекционирования впервые заинтересовались ценители глиптики, искусства резьбы по камню. Греческие мастера периода эллинизма, а позднее римляне создавали великолепные произведения рельефных резных камней, камей, которые уже не служили лишь культовым или бытовым целям, а попадали в коллекции, чтобы доставлять своему владельцу исключительно эстетическое наслаждение. Вспомним, например, знаменитую камею Гонзага из собрания Эрмитажа, портретное изображение правителей, вырезанное на сардониксе.

Возрождение

Впоследствии весь корпус античных сюжетов вошел в арсенал художников-ювелиров эпохи Возрождения, давшей блестящие примеры ювелирной скульптуры. Благодаря таким прославленным мастерам, как Бенвенуто Челлини, скульптура из драгоценных материалов становится предметом страсти всех любителей редкостей. Самое известное произведение флорентийца – скульптура, известная под названием «Сальера», изображает Цереру и Нептуна (или, если брать метафорически, союз Земли и Воды). Фигуры героев выполнены из золота, некоторые элементы покрыты эмалью, а часть деталей вырезана из слоновой кости и эбенового дерева. Эта скульптура предназначалась в подарок французскому королю Франциску I и должна была украшать дворцовые интерьеры.

Бенвенуто Челлини ( 1500 – 1571). «Сальера». Фото: Kunsthistorisches Museum

XVII век

Подлинный расцвет этот художественный жанр переживает уже в XVII веке, когда вкусы склоняются ко всему редкому, диковинному, разного рода экзотике. Так, наряду с резными камнями и отделкой эмалью в арсенал ювелиров входят кокосы, гигантские раковины-наутилусы и черепаховый панцирь, которые также украшают тончайшей резьбой. Скульптуры часто соединяются с механизмами: появляются грандиозные музыкальные «фонтаны» и скульптурные часы со сложной композицией, фигуры в которой движутся, а также первые «мобили» – скульптуры из драгоценных металлов, которые приходят в движение. Например, такие работы могут изображать точную копию старинного галеона. Богатая коллекция образцов подобной инженерно-художественной маэстрии была собрана династией Габсбургов и ныне хранится в музеях Вены и Дрездена.

Фирма К. Фаберже. Пасхальное яйцо «Московский Кремль». Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Золотой век

Золотым же веком ювелирной пластики, но уже иного рода можно считать XIX столетие, когда на авансцену ювелирного искусства выходит фирма Фаберже, быстро снискавшая себе славу не только в России, но и за границей. Мастера, работавшие на Фаберже, были хороши в самых разных ролях: это и создание великолепных, сложных композиций в виде пасхальных яиц, и мелкая пластика.

Скажем, работа «Московский Кремль» – сложносочиненная композиция из драгоценных металлов, эмалей и различных камней, изображающая сердце столицы. Вместе с тем в арсенале Фаберже были и совсем небольшие фигурки. Например, резные изображения животных, выполненные из полудрагоценных камней. Эти изделия тонкой работы стоили тем не менее не так дорого, и их могли позволить себе в качестве подарка разные классы общества. В этом сегменте выделяются работы мастеров Михаила Перхина и Генриха Вигстерма, многие годы работавших на Фаберже. В 1910-х годах ассортимент ювелирной анималистики разбавляется серией фигурок, изображающих представителей различных сословий тогдашнего общества. Сейчас скульптуры Фаберже хранятся в музеях мира, а в открытую продажу попадают только через аукционы и антикварные галереи, являясь предметом собирательства немалой ценности.

Современные ювелирные объекты

В наши дни отечественные мастера продолжают пополнять ряды коллекционной скульптуры. Многие современные фирмы выполняют ювелирные заказы высокой сложности. Как правило, это компании, специализирующиеся на изделиях-уникатах, созданных в единственном экземпляре и представляющих собой высокое ювелирное искусство.

Смотрите также

Пример тому – работа «современного Челлини», художника-ювелира из Тольятти Григория Мягкова и его предприятия Myagkov, созданная по заказу Александра Кремера и посвященная чемпионату мира по футболу, проходившему в России в 2018 году. Скульптура «Стадион 13» представляет собой сложную композицию, выполненную из драгоценных металлов и эмалей. Центром стадиона стало игровое поле, а 32 фигурки футболистов стран-участниц двигаются к вершине в зависимости от результатов матчей чемпионата. Внешняя часть стадиона знакомит нас с историей и культурой России, на ней в сложных ювелирных техниках исполнены 12 сюжетов: шесть городов (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Волгоград, Нижний Новгород) и шесть традиционных русских символов (тройка, наличник, лукоморье, Кижи, три богатыря, хоровод).

Произведения в этом жанре можно найти у фирмы ArgentoV под руководством Ярослава Аргентова. Они представляют отдельное направление деятельности его компании: в частности, в работе «Волна» на морскую тематику использован великолепный аквамарин весом более 600 (!) карат, а композиция «Благовещение» запоминается бесподобной инталией на аметисте.

Еще один уникат – уже авторства Виктора Моисейкина (ювелирный дом MOISEIKIN), выполненная в духе кубков с раковинами XVII века. Композиция создана из редкой раковины и камнерезных миниатюр из драгоценных и полудрагоценных камней. Произведение оценили в рекордную сумму $1,9 млн.

На Урале еще с советских времен сформировалась целая школа резчиков по камню, развивающая искусство ювелирной скульптуры в современной России (например, мастерские Дмитрия Емельяненко и Алексея Антонова). Пробуждению интереса к этому жанру также способствуют работы художников смежных профессий: например, произведения на грани большой скульптуры и ювелирного арта, созданные известным скульптором Даши Намдаковым, или коллекции драгоценных ювелирных миниатюр по эскизам художника Михаила Шемякина.

Наверх