Now Reading
10 культовых украшений Эльзы Перетти. Памяти легендарного ювелирного дизайнера

10 культовых украшений Эльзы Перетти. Памяти легендарного ювелирного дизайнера

Эльза Перетти начинала как горнолыжный инструктор, училась на оформителя интерьеров, работала моделью, но состоялась прежде всего как ювелирный дизайнер.

Текст Марина Волкова

Эльза Перетти – итальянка из обеспеченной семьи. У её отца была своя нефтяная компания. Но девушка всегда отличалась независимым характером и при первой же возможности начала зарабатывать сама. Она получила образование в Европе, где благодаря эффектной внешности стала подрабатывать моделью, а затем переехала в США и уже там сделала карьеру на подиуме. У Перетти было много друзей среди богемы, включая фотографа Хельмута Ньютона, модельера Иссея Мияке и вездесущего Энди Уорхола.

Эльза Перетти скончалась 18 марта в возрасте 80 лет. Фото: Peretti Foundations

Свои первые украшения она начала создавать в свободное время, между показами и вечеринками. И настолько увлеклась этим хобби, что в итоге решила во что бы то ни стало сделать его своей основной профессией. Звезда Перетти взошла, когда её взяли в штат Ювелирного дома Tiffany&Co, с которым она сотрудничала последние 50 лет. Легендарный дуэт Перетти и Tiffany&Co подарил миру уникальные дизайнерские украшения. Именно талантливая итальянка стоит у истоков самого этого понятия. Она любила серебро и нетривиальные образы, а её произведения стали символом ювелирного искусства как торжества не столько роскоши, сколько искромётной фантазии.

Браслет Bone. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
1. Браслет Bone

Самое известное украшение по дизайну Перетти – браслет Bone, «Кость». Широкий браслет, кафф, повторяет форму запястья. Вдохновением для дизайнера послужили детские воспоминания об останках монахов, увиденных в древней гробнице, и любовь к органической, «текучей» архитектуре Гауди. Bone называли самым чувственным украшением века. Неслучайно его носили такие женщины, как Софи Лорен, Лайза Миннелли. Да, кажется, все звёзды эпохи!

В прошлом году Дом Tiffany&Co масштабно отпраздновал 50-летний юбилей украшения, выпустив несколько новых версий в ярких цветах, созданных с помощью гальванизации. Вторая часть юбилейного сета – Bone с разрезом, как будто выполненным хирургическим скальпелем. Он открывает ювелирную вставку из бирюзы, нефрита или жадеита.

Классической же считается лаконичная оригинальная версия в стерлинговом серебре. Дизайнер любила говорить, что вечным украшение делают чистые линии и правильные пропорции. У Tiffany&Co есть своего рода внутренний Зал славы (коллекция Tiffany Legacy), в который включаются наиболее выдающиеся изделия марки, выпущенные за годы её существования. Браслет Bone в их числе!

Подвеска Bottle. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
2. Подвеска Bottle

Свои первые украшения Перетти начала делать ещё до работы в Tiffany&Co. Но впоследствии компания получила права и на их выпуск. Как раз из этого наследия подвеска Bottle, сделанная в виде миниатюрной серебряной бутылочки. Пробкой в различных вариантах исполнения служат вставки из полудрагоценных камней.

Изначально дизайнер использовала не цепочку, а кожаный шнурок. Считается, что пилотный образец она сделала сама и надела на вечеринку, где оригинальное украшение сразу обратило на себя внимание. О Перетти заговорили уже не только как о красавице–модели, но и как о дизайнере со своими идеями, ждущими реализации.

Подвеска Open Heart из серебра. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
3. Подвеска Open Heart

Подвеска в виде миниатюрного сердца стала самым желанным признанием в любви среди молодых американок. Это лаконичное, простое, но выразительно украшение – одна из самых продаваемых вещей Перетти, до сих пор составляющих костяк ассортимента Tiffany&Co. Уже к концу 1970-х выручка от изделий по дизайну Перетти покрывала 10% всех (!) доходов компании. Настолько её украшения пришлись обществу по вкусу.

Подвеска изначально была выполнена из серебра. Перетти особенно любила этот материал. Сейчас существует множество вариаций, включая различные оттенки золота и бриллиантовые вставки. Главная особенность украшения, которая остаётся неизменной, – подвеска крепится к цепочке без ушка. Дизайнер не приветствовала лишние детали. Подвеску естественным образом фиксирует её выпуклая, сложная форма, она  не перевернётся и не съедет.

Колье Mesh. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
4. Колье Mesh

На создание этого украшения дизайнера вдохновил шёлковый платок. Перетти сделала нечто столь же лёгкое, подвижное, пластичное, использовав тонкую золотую сетку. Это украшение считается одним из самых чувственных и сексуальных в наследии дизайнера. Действительно тонкая, почти прозрачная сетка красиво обхватывает шею, ложится плавным изгибом, подчёркивая линию декольте и оставляя на виду голое тело.

Принцип носки такой же, как у платка: за счёт веса металла концы не разматываются. Перетти считала, что украшение не должно доставлять хлопот. Носить его прежде всего должно быть удобно.

Колье Diamonds by the Yard из золота с тремя бриллиантами. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
5. Коллекция Diamonds by the Yard

Эта коллекция началась с длинного ожерелья, сотуара, но сейчас включает также серьги, браслеты и кольца, так что можно собрать целый ансамбль. Идея Перетти была проста: она хотела создать бриллиантовое украшение на каждый день. Чтобы его можно было надеть и в офис, и на прогулку. Вдохновение снова – в самых простых вещах и явлениях: Эльзе понравилось, как бликуют на коже солнечные зайчики, и она решила передать это впечатление силами ювелирного искусства.

Изначально ожерелье было почти метр длиной, и его можно было несколько раз обернуть вокруг шеи. Оно состояло из цепочки с закреплёнными на одном расстоянии друг от друга небольшими круглыми бриллиантами. Эффектная и вместе с тем не вызывающая вещь стала базовой составляющей гардероба модной американки 1980-х.

Смотрите также

Серьги Bean. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
6. Серьги Bean

Bean – это целая серия украшений, включающая серьги, подвески, браслеты. Все они выполнены в виде серебряных или золотых… фасолинок. Вдохновением для изысканных, стильных украшений послужили бобовые. Перетти не была кулинаркой, но ей понравилась изогнутая форма фасоли. Дизайнер любила обыгрывать пластику металла, для чего эта форма подходила идеально.

Украшения есть в разных вариантах исполнения, в том числе со вставками из нефрита. Дизайнер очень любила этот камень и в целом зелёный цвет, считая его цветом жизни.

Брошь Amapola. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
7. Брошь Amapola

Брошь в виде цветка (название переводится с испанского как «Мак») отсылает к давней традиции носить у корсажа миниатюрный букет живых цветов, закреплённый в небольшом сосуде с водой. Этот приём был в моде ещё в 18 столетии, им часто пользовались придворные дамы: аромат цветов тогда заменял собой духи.

У Перетти это прекрасный бутон из алого шёлка на золотом стебле –фантазийное, изысканное и вместе с тем исключительно простое украшение.

Чокер Claw. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
8. Чокер Claw

Короткое ожерелье под горлышко, чокер, сделано в виде золотого когтя. Словно бы, хрупкая женская шейка попала в чьи-то цепкие лапы. Тонкая золотая петля украшена на конце ювелирной вставкой в виде жадеитового коготка (есть варианты с другими камнями). Эта изящная вещь носится уже не одно десятилетие и не устаревает.

Браслет с лаками. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO.
9. Браслет с лаками

Дизайнер работала не только с драгоценными материалами, но и, например, с деревом. Так, этот браслет выполнен из твёрдой древесины и покрыт несколькими слоями цветных лаков. Затем поверхность долго и тщательно полируют, чтобы придать ей почти глянцевый блеск. Технику Перетти подсмотрела в Японии, где таким методом делают шкатулки и другие предметы обихода.

Подвеска Infinity Cross. Дизайн Эльзы Перетти для Tiffany&Co. Фото: © T&CO
10. Подвеска Infinity Cross

Дизайнер считала, что украшение должно быть простым. А его смысл считываться моментально. Традиционный крестик в исполнении Перетти как будто нарисован одной линией, изгибы которой складываются в характерную, узнаваемую форму. Даже, казалось бы, сакральный символ обретает в руках Перетти тягучесть и витальность.

Наверх