Now Reading
10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне

10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне

Олег Краснов

Около пятидесяти тысяч экспонатов ювелирного искусства с древнейших времен до наших дней хранятся в одном из самых знаменитых музеев Великобритании. «Частная коллекция» выбрала самые эмблематичные из них.

Филипп Вольферс. Украшение для волос. 1905-1907 гг.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Филипп Вольферс. Украшение для волос. 1905-1907 гг. Фото: V&A Museum

Первый, кто приходит на ум любителю искусства при упоминании стиля ар-нуво – француз Рене Лалик. Второй, бесспорно, Филипп Вольферс, его бельгийский коллега и сподвижник. Ювелирному бизнесу, унаследованному от отца, он отдал всего около десятилетия, предпочитая всему скульптуру. Из мастерской Вольферса вышло всего чуть более полутора сотен уникальных произведений ювелирного искусства, каждое из которых сегодня буквально на вес золота. Это украшение для волос сделано в форме орхидеи, одного из символов ар-нуво, отражающего очарование природой и чувственностью цветов. Работа выполнена из золота в технике оконной эмали, украшена бриллиантами и рубинами. 

Жан Дюнан. Браслет. 1925 г.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Жан Дюнан. Браслет. 1925 г. Фото: V&A Museum

Француз швейцарского происхождения Жан Дюнан прославился как дизайнер-модернист, чьи работы в стилистике ар-нуво и ар-деко обожают музейщики и коллекционеры. В своей области он приложил руку ко всему, от стенных панелей и мебели до ковров и художественного стекла. Не обошел вниманием и ювелирное искусство, оставив в своем наследии и пышные флористические вещи, и брутальные авангардистские украшения. К последним относится этот браслет, вдохновленный супрематизмом Казимира Малевича.

Фаберже. Браслет. 1908-1913 гг.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Фирма Фаберже. Браслет из золота с сапфиром и рубином. Фото: V&A Museum

Впервые украшения в археологическом стиле фирма Фаберже показала на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. Они были вдохновлены собранием древнеримского ювелирного искусства Эрмитажа и выполнены Августом Холлмингом, одним из обрусевших финских ювелиров, работавших на знаменитую мастерскую. С восторгом принятая коллекция заняла места в витринах Фаберже, а этот золотой браслет с рубином и сапфиром очутился в лондонском музее.

Санти Вонгчан и Нифон Йодкранпан. Ожерелье. 2002 г.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Санти Вонгчан и Нифон Йодкранпан. Ожерелье. 2002 г. Фото: V&A Museum

Этот чокер был изготовлен двумя преподавателями-ювелирами Королевского ювелирного колледжа в Бангкоке в 2002 году. Он, вероятно, яркий пример того, какие изделия современных дизайнеров обретают пристанище в музейных хранилищах. В своей работе Санти Вонгчан и Нифон Йодкранпан использовали древнюю национальную технику плетения из золота, которую практиковали в городе Аюттхая, средневековой столице современного Таиланда. Форма же ожерелья вдохновлена элементами тайского цветка док-пип (Бругмансия). 

Барбара Паганин. Брошь. 2011 г.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Барбара Паганин. Брошь. 2011 г. Фото: V&A Museum

Работы итальянского ювелира и скульптора Барбары Паганин хранятся в коллекциях многих музеев мира, от родной Венеции, где она родилась и училась в Академии изящных искусств, до Музея декоративного искусства Парижа и Смитсоновского музея дизайна Купера Хьюитта в Нью-Йорке. Свои концепции ювелирных украшений она называет «картами разума» и «миниатюрными пейзажами» и использует в их создании как драгоценные камни и металлы, так и бытовые объекты, стекло, керамику и фотографии. Эта яркая брошь в форме капусты романеско создана из серебра и стоматологического акрила, позволившего дизайнеру «играть» с цветом притягательной формы.

Неизвестный мастер. Подвеска. Около 1560 г.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Неизвестный мастер. Подвеска. Около 1560 г. Фото: V&A Museum

Такие украшения из золота с бриллиантами во времена Ренессанса не только считались символами аристократического достатка, но наделялись магической силой. Монограмма в кулоне IHS традиционно изображалась в верхней части распятий. Она составлена из первых двух и последней букв имени Иисуса Христа в древнегреческом написании. Подвеска составлена из 26 бриллиантов.

Смотрите также
Русский и неорусский стиль, Русский и неорусский стиль в ювелирном искусстве
Cartier. Брошь-кулон. Около 1908 г.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Cartier. Брошь-кулон. Около 1908 г. Фото: V&A Museum

Один из значимых разделов драгоценностей любого музея – исторические коллекции великих ювелирных домов. Яркий пример – это новаторское украшение-трансформер, которое может превратиться в ожерелье, брошь или подвеску, в зависимости от нужд и настроений его обладательницы. Для этих целей в комплекте с роскошным бархатным футляром шли аксессуары и специальная отвертка. Кроме того, вклад дома в ювелирные инновации начала XX века в этом бриллиантовом изделии заключался и в использовании тонкой платиновой оправы, обеспечивающей легкость и подвижность.

Джозеф Китчинг. Тиара королевы Виктории. 1840-1842 гг.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Джозеф Китчинг. Тиара королевы Виктории. 1840-1842 гг. Фото: V&A Museum

Это один из самых прославленных экспонатов музея. Тиара была выполнена по эскизу принца Альберта придворным ювелиром Джозефом Китчингом с использованием сапфиров и бриллиантов в пару к броши, подаренной мужем Виктории ранее. Она так полюбилась королеве, что именно в ней она появлялась на публике и после смерти мужа. Вместе с Викторией диадема стала героиней знаменитого портрета королевы кисти Франца Ксавера Винтерхальтера, известного во всем мире. Позже украшение переходило по наследству потомкам королевы, а в 1990-х чуть не было продано за границу.

Рене Лалик. Тиара-гребень. 1903-1904 гг.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Рене Лалик. Тиара-гребень. 1903-1904 гг. Фото: V&A Museum

Прославленный гений ар-нуво и «король моды Парижа» Лалик в своих работах дистанцировался от привычных драгоценных камней и металлов, предпочитая в начале нового XX столетия уделять внимание изысканному взаимодействию стекла, кости, эмали и полудрагоценных камней. Оно и отразилось в этой тиаре-гребне с огненными опалами, выполненной в форме волн и цветов.

Неизвестный мастер. Украшение для корсета. Около 1850 г.
10 шедевров V&A Museum, 10 ювелирных шедевров Victoria & Albert Museum в Лондоне
Неизвестный мастер. Украшение для корсета. Около 1850 г. Фото: V&A Museum

Такие флористические украшения появились в Европе в начале XIX века вместе с вошедшим в моду движением романтизма. Сначала в виде брошей из небольших букетов или корзинок с фруктами, затем – уже в увеличенном формате, с несколькими способами крепления и сложными конструкциями. Например, эта корсетная бриллиантовая брошь (28 см в длину) могла использоваться в качестве украшения для лифа платья, а также разбираться на несколько вполне утилитарных частей для декора как одежды, так и прически. 

Наверх