Now Reading
10 ювелирных лотов «Русской недели» в Лондоне

10 ювелирных лотов «Русской недели» в Лондоне

Аукционная «Русская неделя» в Лондоне традиционно проходит в первые дни июня и объединяет ведущие аукционные дома: Christie’s, Sotheby’s и Bonhams. Одно из важных мест здесь, наряду с живописью и скульптурой, занимают исторические драгоценности и произведения ювелирного искусства русских мастеров. «Частная коллекция» выбрала самые интересные лоты.

Олег Краснов

Фирма Фаберже. Брошь с эмалью и бриллиантом в форме листа-сердца. Мастер Михаил Перхин. Фото: Christie’s
Брошь. Фирма Фаберже. Christie’s

Дому Christie’s, поддерживающему длительные связи с аристократическими семьями Европы, достался для продажи целый сет изделий Фаберже из коллекции Александры Анастасии Гамильтон, герцогини Аберкорнской. Она — потомок великого князя Михаила Михайловича, страстного любителя и собирателя всевозможных безделушек и украшений легендарной фирмы. К сету относится и эта редкая золотая брошь с эмалью и бриллиантом в форме листа-сердца, входившая в опись имущества Николая II во время путешествия в Дармштадт в 1899-м. Модернистский мотив создал для Фаберже мастер Михаил Перхин (эстимейт — £12-18 тыс.).

Фирма Фаберже. Фигурка слона из обсидиана. Фото: Christie’s
Фигурка слона. Фирма Фаберже. Christie’s

Фигурки слонов были настоящей страстью жены Михаила Михайловича графини де Торби. В советское время фигурки этих животных станут символом «мещанства», но в конце XIX века такое собирательство свидетельствовало о неиспорченном и живом чувстве юмора. Эта фигурка выполнена из обсидиана и украшена золотом, драгоценными камнями и эмалью (эстимейт — £70-90 тыс.). 

Фирма Фаберже. Электрический звонок. Фото: Christie’s
Электрический звонок. Фирма Фаберже. Christie’s

Еще одна уникальная вещь из коллекции герцогини Аберкорнской — электрический звонок для столовой, изготовленный мастерами Фаберже. В основе дизайна — излюбленный мотив в форме пасхального яйца. Звонок выполнен из нефрита, украшен эмалью, желтым и розовым золотом и драгоценными камнями. Эстимейт составляет £20-30 тыс.

Фирма Фаберже. Пепельница из нефрита в форме дубового листа. Золото, сердолик, бриллианты. Фото: Christie’s
Пепельница. Фирма Фаберже. Christie’s

Драгоценная во всех смыслах вещица на торгах Christie’s — пепельница Фирмы Фаберже. В ней доведенное в мастерской ювелира до совершенства направление objet de fantaisie соединяется с абсолютной утилитарностью предмета. Пепельница вырезана из нефрита в форме дубового листа. Верх украшен золотой ветвью с двумя желудями из сердолика и бриллиантов. Объект выполнен мастером Хенриком Вигстромом и оценен в £15-25 тыс. 

Фирма Фаберже. Золотой кулон с аквамарином и бриллиантами. Фото: Christie’s
Кулон. Фирма Фаберже. Christie’s

В аукционе Christie’s также примут участие и «рядовые» драгоценности Фирмы Фаберже — браслеты, серьги, булавки для галстука, броши, подвески и другие предметы. Среди них — и эмблематичный для ювелира золотой кулон с аквамарином и алмазами, выполненный в неоклассическом стиле в 1904-1908 годах. Изящный каплевидный кулон выставлен с оценкой  £6-8 тыс.

Фирма Фаберже. Шкатулка с художественной эмалью. Мастер Юлиус Раппопорт. Фото: Bonhams
Шкатулка. Фирма Фаберже. Bonhams

Сильная сторона русских аукционов Bonhams — ювелирные предметы декоративно-прикладного искусства. Например, как эта шкатулка с художественной эмалью, еще один знаковый объект для Фирмы Фаберже. Ее автор — серебряных дел мастер Юлиус Раппопорт, один из ведущих ювелиров-поставщиков Карла Фаберже в этом сегменте. Боковые стенки шкатулки он украсил барельефами с грифонами, а основание поставил на четыре львиные лапы. Крышку украшает роспись по эмали по мотивам произведения Ильи Репина «Запорожцы» из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (£55-65 тыс.).

Фирма Овчинникова. Ковш. Фото: Bonhams
Ковш. Фирма Овчинникова. Bonhams

Вместе с Фаберже моду на неорусский стиль в декоративно-прикладном искусстве поддерживал и Павел Овчинников, чьи тончайшие вещи из серебра с эмалью привели его к званию Поставщика двора Его императорского величества. Один из ярких примеров стиля — разнообразные ковши, выходившие из мастерских едва ли не всех ювелиров того времени. Использовались они чаще всего в качестве дорогих сувениров — стоили дорого, а на изготовления одного высококачественного изделия из серебра с эмалью и камнями могло уйти около года. Этот небольшой 18-сантиметровый ковш выполнен с использованием двух видов эмали — оконной и перегородчатой (£5-7 тыс. ). 

Смотрите также

Фирма «Болин». Табакерка с эмалью и вензелем Николая II. Фото: Sotheby’s
Табакерка. Фирма «Болин». Sotheby’s

Как и Фаберже, Карл-Эдуард Болин был придворным ювелиром и имел звание Поставщика Его императорского величества. Он также производил фантастический ассортимент ювелирных изделий, от подвесок и брошей до серебряных оправ для посуды, орденов и презентационных царских подарков. К последним относится и золотая табакерка с эмалью и вензелем Николая II, усыпанная бриллиантами. Она была выполнена мастером Николаем Черноковым предположительно в 1908-1916 годах, а на торги поступила из важной шведской коллекции (£200-300 тыс.).

Фирма Фаберже. Печать из авантюрина. Фото: Sotheby’s 
Печать. Фирма Фаберже. Sotheby’s 

Дом Sotheby’s в рамках «Русской недели» также представит не одну работу мастерских Фаберже. Основная часть произведений поступит на аукцион из частной британской коллекции. Например, эта, одна из самых необычных вещей торгов —печать из авантюрина, изящно декорированная классической золотой лентой с бриллиантом. Стоимость 7-сантиметровой безделушки — £10-15 тыс. 

Орден Святой Великомученицы Екатерины. Вторая половина XIX в. Золото, бриллианты. Фото: Sotheby’s 
Орден Св. Екатерины. Sotheby’s 

Орден Святой Великомученицы Екатерины — высшая женская награда в Российской империи, учрежденная Петром Великим в знак отваги своей супруги Екатерины Алексеевны. Она стала первой награжденной, а далее велела сделать его знаком для отличия для всех Великих княгинь. Выставленный на торги редкий сет — бриллиантовая звезда и знак к ордену, который обычно крепили на корсет, — имеет степень так называемого «большого креста» и выполнен во второй половине XIX века. Он в то время как раз и выдавался особам царской крови, а учрежденный позже «малый крест» — отличившимся дворянкам (£100-150 тыс.).

Наверх