Музей Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне обладает не только сокровищами изобразительного искусства. Один из лучших частных музеев мира славится одним из крупнейших в мире собранием творений Рене Лалика и произведениями других ювелиров. Мы собрали 10 своих фаворитов коллекции декоративно-прикладного искусства.
Олег Краснов
Франсуа-Тома Жермен. Украшение из серебра. Около 1766 г.
Серебряную скульптурную группу заказала французскому ювелиру Франсуа-Тома Жермену императрица Елизавета Петровна. Украшение предназначалось в качестве подарка для ее дяди, генерала Петра Салтыкова. Правда, к моменту создания аллегорической сцены с Вакхом и путти она скончалась, и все заказы были выкуплены уже следующим правителем, Александром III.
Эта работа, как и многие другие произведения из собрания Эрмитажа, относятся к «трагической» истории распродажи коллекции музея большевиками в 1920-30-х годах. Именно тогда собрание нефтяного магната Галуста Гюльбенкяна пополнилось многими шедеврами из национализированных коллекций русских царей.
Неизвестный мастер. Медальон. 2 в.н.э.
Золотой медальон с обожествленным изображением Александра Македонского принадлежит к так называемому «абукирскому кладу», найденному египетскими крестьянами в 1902 году. Большинство входивших в него римских ауреусов и медальонов сегодня рассеяно по мировым музеям, а несколько медальонов хранятся в Музее Гюльбенкяна. Любопытно, что их точное предназначение до сих пор не установлено исследователями.
Антуан-Себастьян Дюран. Крышка для блюда. 1745-55 гг.
Крышка для блюд из серебра работы придворного ювелира Антуана-Себастьяна Дюрана принадлежала Герцогу Орлеанскому, будущему королю Франции Луи-Филиппу I. Само блюдо с герцогским гербом было утрачено, зато известно, что именно эта крышка предназначалась для традиционного мателота (рыбного рагу), на что указывают изображенные на предмете рыбы и моллюски.
Антуан-Себастьян Дюран. Пара соусников. 1751-52 гг.
Еще одна работа Дюрана – пара изящных соусников из серебра в виде маленьких мальчиков, толкающих тачки с бочками – была создана по заказу легендарной Маркизы де Помпадур. Колчан со стрелами за спиной намекает на бога любви Амура – очень распространенный в те времена сюжет для всех видов искусства. Сохранился и кожаный футляр с тисненым гербом фаворитки Людовика XV.
Неизвестный французский мастер. Кувшин. 1734–35 гг.
Идея украшать простые вещи изящными декоративными элементами родилась во времена Ренессанса, но достигла апогея во Франции XVIII века. Именно тогда такие объекты стали называть «диковинами», которыми украшали коллекционерские кабинеты. Этот грушевидный формы кувшин из яшмы был декорирован миниатюрными рокайльными скульптурами из золота по эскизам Франсуа Буше. А в собрание он музея был приобретен из коллекции барона Шарля де Ротшильда.
Рене Лалик. Корсажное украшение «Женщина-стрекоза». 1897-1898 гг.
Это, вероятно, самая известная в мире ювелирная работа гения ар-нуво Рене Лалика. «Женщина-стрекоза» была создана мастером ко всемирной выставке в Париже в 1900 году, а спустя три года куплена Гюльбенкяном непосредственно у ювелира. За это время корсажное украшение из золота, эмали, халцедона, лунного камня и бриллиантов успело не только украсить стенды Французской республики на самой выставке, но и побывать на платье Сары Бернар.
Рене Лалик. Пластина для чокера «Женская фигура». 1898-1900 гг.
Лалик и Гюльбенкян познакомились в середине 1890-х, и сам промышленник в мемуарах отмечал это время, как начало их полувековой дружбы. Эта пластина для чокера, наряду с еще несколькими произведениями, была в числе первых приобретений, купленных магнатом у ювелира в 1900 году. Золотую пластину украшает женское лицо, вырезанное из хризопраза, в окружении эмалевых лент и цветов.
Рене Лалик. Диадема «Петух». 1897-1898 гг.
В создании этой изящной золотой диадемы использовались рог, эмаль, кварц и аметист. Как и «Женщина-стрекоза», украшение было представлено на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, когда имя Лалика окончательно утвердилось в статусе великого новатора ювелирного искусства.
Рене Лалик. Подвеска «Женское лицо». 1898-1900 гг.
Историки ювелирного искусства считают, что в этой подвеске использование Лаликом стекла в дизайне драгоценностей обрело свое наилучшее воплощение. Большая жемчужина (ювелир начал использовать жемчуг в украшениях в 1897 году) указывает на источник его вдохновения – вещи эпохи Возрождения.
Рене Лалик. Украшение для корсажа «Змеи». 1898-99 гг.
В иконографии Лалика, как и других ювелиров эпохи ар-нуво, змеи, наряду с женскими лицами и флористическими мотивами, занимали одно из центральных мест. Их образы использовались не только в дизайне ювелирных украшений, но и в производстве изделий из стекла и бронзы. Последних тоже немало в коллекции Музея Гюльбенкяна. Всего же работ французского ювелира в собрании около двухсот, им посвящен специально спроектированный зал.