Now Reading
10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке

10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке

Один из старейших в мире музеев дизайна отмечает в этом году свое 65-летие. Конечно, по его коллекции лучше всего изучать историю американских ювелирных экспериментов, но в собрании встречаются и любопытные исключения. 
Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Ирэна Бриннер. Подвеска «Крест». 1964 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Ирэна Бриннер. Подвеска «Крест»

Народной славы Юла Бриннера, одного из самых известных и сегодня русских в Голливуде, его сестра Ирэна не достигла. Тем не менее, авангардистские украшения эмигрантки из России уже к концу 1950-х полюбила американская богема. Бриннер имела свой собственный магазин-ателье в Нью-Йорке, а в 1960-1970-х она активно выставлялась в музеях Европы и США. Именно с тех пор ее нетривиальные вещи из золота и россыпей всевозможных камней начали оседать в разных институциях. В коллекции MAD хранится несколько ее изделий, в том числе эта золотая подвеска-крест с аметистами, топазами и лунным камнем.

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Майкл Брандт. Подвеска. 1969 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Майкл Брандт. Подвеска

Творческое развитие Майкла Брандта из Висконсина пришлось на время экономического бума в США после Второй мировой войны. Отслужив в армии, молодой художник продолжил учебу в местном колледже, а затем стал преподавать там же, самостоятельно осваивая профессию ювелира. Свой дом он так и не открыл, но вещи в индустриальном стиле, вышедшие из его мастерской и активно выставлявшиеся в Америке, стали национальным достоянием в сфере дизайна. В 1970-м он удостоился чести быть включенным в престижную выставку и издание Objects: USA, а те самые объекты попали в музейные собрания.

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Маргарет де Патта. Колье. 1961 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Маргарет де Патта. Колье

Одна из самых известных женщин-ювелиров Америки середины прошлого века начинала как художник и скульптор, но уже в 1929-м начала эксперименты с украшениями. Вдохновением служили, по ее словам, школа Баухаус, конструктивизм и демократические идеалы. Уже тогда она прославилась работой с визуальными эффектами, используя разнообразные минералы для игры с преломлением и отражением света. В конце 1940-х вместе с мужем она стала и одним из первых нишевых дизайнеров, запустивших собственное производство для выпуска массового доступного сегмента украшений. 

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Мэри Ли Ху. Браслет. 1988 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Мэри Ли Ху. Браслет

Первая музейная выставка американки прошла еще в 1969 году – точнее, несколько ее произведений участвовали в экспозиции молодых ювелиров. С тех пор Мэри Ли Ху лишь совершенствовала свою технику, но не изменяла выбранным в юности канонам – актуализировать и бурно смешивать в собственных работах мировое наследие, делать удобные во всех смыслах вещи и использовать текстильные технологии в производстве. Она буквально «прядет» каждое свое изделие из золотых и серебряных нитей, будь то колье, серьги или браслеты, всеми известными способами.

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Элис Хатчинс. Кольцо. 1972. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Элис Хатчинс. Украшения

Известный скульптор, чья карьера выстраивалась в Европе и Америке 1960-х, «самых свободных и вдохновляющих годах в истории», своим излюбленным материалом сделала магниты. Из них она не только выстраивала абстрактные скульптуры в духе движения Fluxus, но и делала ювелирные украшения-трансформеры. Они могли меняться в руках своих хозяев благодаря природным свойствам материала.  

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Рональд Хэйес Пирсон. Колье. 1959 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Рональд Хэйес Пирсон. Колье. 1959 г.

Свой первый магазин Рональд Хэйес Пирсон открыл в Нью-Йорке в 1953 году и с тех пор оставался одним из любимцев артистической богемы. Модернистские, часто брутальные, украшения дизайнера и ювелира выпускались в золоте и серебре, поэтому были вполне доступны многим представителям художественной среды. Сегодня наследие ювелира встречается на аукционах, в основном в Америке.

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Мерри Ренк. Свадебная корона «Белое облако». 1968 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)

Мерри Ренк. Свадебная корона «Белое облако»

Художницу и скульптора Мерри Ренк в США считают одним из пионеров современного ювелирного искусства. Начав после войны работать с эмалью, она быстро переключилась на проволоку и металл и начала создавать скульптурные органические формы, полюбившиеся ценителям по обе стороны океана. В 1969, как и Майкл Брандт, она попала на выставку и издание “Objects: USA” со своей свадебной короной «Белое облако» из золотых лепестков, увенчанных 250 жемчужинами. Объект вошел в коллекцию музея MAD, а затем в мастерской ювелира было создано еще не одно подобное украшение.

Смотрите также
Великие коллекции: мужские кольца Ива Гасту, Великие коллекции: мужские кольца Ива Гасту
Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Артур Смит. Колье. 1948 г. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Артур Смит. Колье

Артур Смит – еще один из ведущих ювелиров-модернистов середины прошлого века в США. Будучи афроамериканцем и борцом за права геев, в те сложные послевоенные годы он смог получить блестящее образование и открыть собственный бутик на Манхэттене. Как и большинство его соратников по духу, Смит искал вдохновение в сюрреализме и примитивизме, и считал тело в контексте украшений «такой же составляющей конструкции, как воздух и пространство». Вот как появлялись его объемные, но в то же время необычайно легкие, украшения, в которых щеголяли звезды джаза и кино Америки.

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Олаф Скугфорс. Колье. 1967 г.

За свою короткую жизнь (Скугфорс умер в 1975 году в возрасте 45 лет) шведский эмигрант успел открыть бутик в ставшей ему родной Филадельфии, стать профессором искусства престижного местного университета и обзавестись целой плеядой ювелиров-последователей, восхищавшихся его композиционным подходом к украшениям. Сам он считал себя конструктивистом и создавал светоотражающие драгоценности с орнаментами из доколумбовой эпохи, а также пейзажными мотивами Скандинавии. Его наследие хранится во многих музеях мира, в том числе в петербургском Эрмитаже.

Ювелирные шедевры Музея MAD, 10 ювелирных шедевров музея MAD в Нью-Йорке
Эрл Пардон. Брошь. 1978-79 гг. Фото: The Museum of Arts and Design (MAD)
Эрл Пардон. Брошь

Искусство африканских племен, живопись Поля Сезанна и Пабло Пикассо и философия дзен стали главными источниками вдохновения для одного из важных послевоенных художников и ювелиров Америки Эрла Пардона. На протяжении всей жизни он совмещал занятия живописью, скульптурой и дизайном, поэтому основным акцентом в его ювелирных опытах стало эмальерное искусство. Почти в каждой броши, ожерелье, серьгах или браслете, вышедших из его студии, непременно был элемент с перегородчатой или оконной эмалью, за что его изделия ценили и музейщики, и коллекционеры. 

© 2023 Частная Коллекция

Наверх