Now Reading
10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля

«Частная коллекция» выбрала десять впечатляющих экспонатов

Коллекция декоративно-прикладного искусства в главном столичном музее столь обширна, сколь и разнопланова. В ее основе – драгоценные во всех смыслах изделия со всего света, в первую очередь вещи, имеющие отношение к русским царям. Это и государственные регалии Оружейной палаты (от шапки Мономаха до скипетров, держав и тронов), и предметы обихода, и украшения, и посольские дары. 

Отдельное место в Кремле занимает выставка Алмазного фонда, составленная из коллекции Гохрана. Постоянно, без права вывоза за пределы музея, здесь выставлены в том числе большая и малая императорские короны, легендарный алмаз «Орлов», инкрустированный в скипетр Екатерины II, украшения с бриллиантами разных веков, необработанные алмазы и самородки. Но помимо этого, огромное количество предметов ювелирного и камнерезного искусства попали в хранилища институции после национализации дворянских сокровищ. Современные собрания пополняются и сегодня: в дар музей получает произведения от коллекционеров и ювелирных домов. 

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Неизвестный мастер. Шапка Мономаха. XIII-XIV вв. Фото: Музеи Московского Кремля

Неизвестный мастер. Шапка Мономаха. XIII-XIV вв.

Шапка, в XV-XVII веках участвовавшая в церемонии поставления на престол русских царей, – вероятно, один из самых известных и прославленных ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля. По техникам, примененным при изготовлении, ее можно считать квинтэссенцией инноваций своего времени: тут и литье, и чеканка, и зернь, и скань, и резьба, и эмаль. В основе парадного убора – серебряный каркас. На него крепятся золотые пластины, декорированные ажурным сканым узором, и полусферическое навершие с крестом. Для украшения были выбраны сапфиры, рубины, изумруды, шпинели, желтый корунд и жемчуг.

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Мастерские Московского Кремля. Чаша с крышкой. 1694 г. Фото: Музеи Московского Кремля

Мастерские Московского Кремля. Чаша с крышкой. 1694 г.

В XVII веке разнообразные мастерские в Кремле фактически полностью обеспечивали роскошную жизнь царей и духовенства: из золота и серебра здесь производили все, что было нужно самодержцам, от посуды до ружей и конской упряжи. Сохранилось немало искусных ювелирных объектов, выполненных по всем европейским канонам – именно там учились оставшиеся безвестными мастера. Так, эта золотая чаша с крышкой, украшенная эмалью, изумрудами и рубинами, была выполнена в так называемой Золотой палате Кремля, где изготавливалась утварь для государей и высшего духовенства. Принадлежала чаша царевичу Алексею Петровичу. 

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Неизвестный мастер. Рукоять для трости. 1750-е гг. Фото: Музеи Московского Кремля

Неизвестный мастер. Рукоять для трости. 1750-е гг.

Моду на трости ввела в Санкт-Петербурге Екатерина II. В большинстве случаев элегантный аксессуар вовсе не был признаком недуга, а использовался и как статусный элемент в ансамбле наряда, и как средство поддержки для долгих прогулок в огромных императорских парках. В собрании самой императрицы было более тысячи тростей с роскошными рукоятками. Например, эта, входящая в список хитов Оружейной палаты, была сделана во Франции. Торс юноши вырезан из нефрита, остальные элементы – из золота. Инкрустирована бриллиантами и рубинами.      

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Неизвестный мастер. Брошь. XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля

Неизвестный мастер. Брошь. XVIII в.

Война России с Османской империей закончилась летом 1774 года подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора и последовавшим в уже следующем году визитом султана Абдул-Хамида I в Петербург. Конечно, к Екатерине Великой с пустыми руками не приезжали, последовал дипломатической традиции и набожный миролюбивый султан. В числе даров, преподнесенных императрице, была и эта внушительная (длина составляет 15 см) брошь с бриллиантами и желтым сапфиром, выполненная прославленными османскими мастерами. 

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Иоганн-Вильгельм Кейбель. Табакерка. 1826 г. Фото: Музеи Московского Кремля

Иоганн-Вильгельм Кейбель. Табакерка. 1826 г.

Потомственный прусский ювелир Иоганн-Вильгельм Кейбель осел в Петербурге в 1797 году и сделал головокружительную карьеру от подмастерья до «придворного золотых дел мастера». 1826 год выдался для мастера особенно горячим: ему доверили реставрацию Большой императорской короны для коронации Николая I, а также создание абсолютно новой Малой короны для его супруги Александры Федоровны (позже была разобрана). В этом же году им была выпущена эта презентационная императорская табакерка из золота с камеей с изображениями царя и царицы работы итальянского медальера Джузеппе Джирометти. 

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Неизвестный мастер. Браслет. 1830-е гг. Фото: Музеи Московского Кремля

Неизвестный мастер. Браслет. 1830-е гг.

Девятнадцатое столетие называют «Золотым веком» русского ювелирного искусства. Победа в Отечественной войне 1812 года дала в том числе импульс для развития золотого и серебряного дела, охватив период от ампира до модерна. Как в Петербурге, так и в Москве, возникла масса мастерских и фабрик по производству ювелирных украшений и бытовых предметов роскоши. Активно во второй четверти XIX века в изделиях использовались и минералы. Этот изящных золотой браслет с малахитом в стиле историзма – яркое тому подтверждение.   

Смотрите также
коллекция Казуми Арикавы, Что хранится в крупнейшей ювелирной коллекции Казуми Арикавы
10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Фирма Карла Фаберже. Яйцо-часы с букетом лилий. 1899 г. Фото: Музеи Московского Кремля

Фирма Карла Фаберже. Яйцо-часы с букетом лилий. 1899 г.

Кремль обладает самой крупной в мире коллекцией легендарных пасхальных яиц, созданных мастерами Фирмы Карла Фаберже – здесь их десять. Одно из самых изящных представляет собой рокайльные часы с букетом лилий из халцедона и золота. Эта работа мастера Михаила Перхина традиционно содержала и сюрприз – рубиновый кулон с бриллиантовой розой, который был утрачен в революционные времена. Яйцо Николай II преподнес супруге Александре Федоровне на Пасху в 1899 году.    

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Надя Леже. Кольцо Orion. 1970 г. Фото: Музеи Московского Кремля

Надя Леже. Кольцо Orion. 1970 г.

Русская девушка из крестьянской семьи Надежда Ходасевич прославилась как художница Надя Леже в Париже, а также в качестве жены и музы знаменитого Фернана Леже. Смерть последнего сделала ее наследницей и главным пропагандистом творчества мужа – благодаря ей в России немало его произведений. Но дань своим корням Надя отдавала и сама: делала в Москве мозаики, дарила свои картины, рисунки и даже драгоценности музеям. Сет украшений из золота, платины и бриллиантов она передала советскому государству в 1976 году. Он был вдохновлен как ее ранними супрематическими опытами под руководством Казимира Малевича, так и полетом Юрия Гагарина в космос.

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Жильбер Альбер. Парюра «Водоросли». 1994 г. Фото: Музеи Московского Кремля

Жильбер Альбер. Парюра «Водоросли». 1994 г.

Более скромно, чем российские, но представлены в коллекции Кремля и западные современные бренды и ювелиры. Все изделия, как правило, попадают сюда в качестве реверанса после ювелирных монографических выставок, которые музей регулярно проводит с 2000-х годов – например, Cartier или Buccellati. Таким же образом здесь оказалась роскошная парюра легенды дизайна Жильбера Альбера, швейцарского ювелира, смело разбавлявшего драгоценные составляющие своих фантазийных творений такими вещами, как осколки раковин, кораллов или окаменевшими панцирями жуков. Кстати, раковины тоже значатся в составе этого комплекта из золота, бриллиантов и опалов.   

10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля, 10 ювелирных шедевров Музеев Московского Кремля
Ильгиз Фазулзянов. Серьги «Бабочки». 2013 г. Фото: Музеи Московского Кремля

Ильгиз Фазулзянов. Серьги «Бабочки». 2013 г.

В современной части ювелирной коллекции музея сегодня хранятся более двух тысяч экспонатов, но особое место в ней занимают произведения «русского Лалика» Ильгиза Фазулзянова. Самый известный сегодня в мире российский ювелир продолжает традиции ар-нуво с его страстью к флористическим и анималистическим мотивам, работает с разными видами эмали. Серьги «Бабочки» составляют ювелирный сет с кольцом, в котором также присутствует ограненный темный жемчуг, горячая эмаль и бриллианты.  

© 2022 Частная Коллекция

Наверх