Now Reading
10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене

Антверпенские алмазные биржи и сегодня принимают около половины всех ограненных бриллиантов в мире, здесь работают более полутора тысяч компаний-дилеров, а местная фирменная огранка, как и пять веков назад, считается едва ли не эталонной.

Но полноценная институция, занимающаяся изучением истории ювелирного дела и бриллиантовой отрасли, в Антверпене открылась лишь в 2018 году. Если быть точным, DIVA возникла в результате слияния миниатюрных Музея серебра и Музея бриллиантов. Первый дал новому музею около полутора тысяч образцов искусства бельгийских серебряных дел мастеров, чья история насчитывает более пятисот лет. Второй – коллекцию ювелирных изделий, драгоценных камней и природных артефактов разных эпох. Собрание свежей площадки дополнили и дары многочисленных местных коллекционеров и антикваров.  

О музее DIVA

Музей разместился в здании XVII века, на реконструкцию которого ушло более пяти лет. Внутренний проект интерактивного пространства разработал известный бельгийский декоратор Герт Воорьянс, а художник-постановщик Карла Янсен-Хёфельт разрабатывала сценографию «игры» бриллиантовых экспонатов. 

Экспозиция поделена на шесть исторических разделов, в одном из которых можно воочию увидеть, как работают огранщики и как делаются современные изделия из серебра. В отдельных залах здесь работают временные выставки – ими занимается прославленный антиквар и декоратор Аксель Вервордт, приучивший мир к эклектике в интерьерах.

«Частная колллекция» выбрала десять самых интересных экспонатов музея.

Мастер с пеликаном. Сосуд. 1548-49 гг.

Это шедевр серебряной коллекции музея и один из самых старых экспонатов. Сосуды в форме мудрой совы были чрезвычайно популярным предметом роскоши в Нидерландах и соседних немецкоговорящих странах в средние века, однако, очень мало их дошло до наших дней. Такой объект считался ценным подарком на свадьбу; его также использовали в качестве кубка за победу в соревнованиях по стрельбе из арбалета. Резное тело этого экземпляра сделано из кокосового ореха, что в те времена делало его еще более ценным.

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Мастер с пеликаном. Сосуд «Сова». 1548-49 гг. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Неизвестный мастер. Подвеска «Святой Дух». 1640 г.

Этой редкой подвеске из золота, рубинов и эмали почти четыреста лет. Такие в XVII веке носили дети из аристократических семей в качестве оберега. Он сделан в форме голубки, несущей оливковую ветвь (ее заменяет здесь жемчужина) к Ноеву ковчегу. Голубь является символом примирения Бога и человека, мира между людьми.

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Неизвестный мастер. Подвеска «Святой Дух». 1640 г. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Жан-Батист Дис. Кольцо. 1835 г.

В ожидании рождения наследника в 1835 году, король Бельгии Леопольд I заказал это кольцо придворному ювелиру Жану-Батисту Дису. Основу дизайна – овальный медальон с голубой эмалью и коронованной бриллиантовой монограммой – император придумал сам, поэтому сегодня иногда его имя ставят рядом с именем ювелира. Перстень он пожаловал городскому секретарю Брюсселя, составившему официальный акт о рождении принца. Эта вещь – чрезвычайно редкое украшение того периода, дошедшее до наших дней. 

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Жан-Батист Дис. Кольцо. 1835 г. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Неизвестный мастер. Браслет «Змея». 1860 г.

Украшения в форме змей вошли в моду в Европе лишь в Викторианскую эпоху – до этого ее изображения имели негативный оттенок и ассоциации со злом. С 1840-х же змею стали считать символом вечной любви и активно использовать образ при создании ювелирных изделий. Один из примеров того времени хранится в собрании музея – это браслет из гибких связанных компонентов, поэтому его можно носить и в качестве ожерелья. Он создан во Франции из золота с эмалью, которая придает игривости змеиной «коже» при свете, и инкрустирован бриллиантами и рубинами.

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене

Неизвестный мастер. Браслет «Змея». 1860 г. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Гюстав Богран. Брошь «Павлин». 1867 г.

Имя Бограна прочно вписано в историю высокого ювелирного искусства. В каком бы стиле он не работал, от археологического до эклектики, ювелир всегда использовал только лучшие камни со всего света и новейшие технологии, делавшие его вещи запоминающимися. Историки называют брошь «Павлин» настоящим техническим чудом своего времени: мастер использовал пружины и противовес, заставляющие перья «трепетать» и создающие эффект раскрывающегося хвоста. В создании использовались исключительного качества бирманские рубины, цейлонские сапфиры и индийские изумруды.  

Смотрите также
10 шедевров музея Виченцы, 10 шедевров Музея драгоценностей Виченцы
10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Гюстав Богран. Брошь «Павлин». Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Эмиль Антони и Wolfers frères. Брошь. 1880 г.

Во второй половине XIX века в ювелирную моду вошли флористические мотивы, а вместе с ними и первые украшения-трансформеры. Например, эта работа бельгийца Эмиля Антони, серебряных дел мастера и ювелира, выполнена в формате «3 в 1». Три части броши можно соединить вместе, но можно носить и по отдельности – в зависимости от того, какое впечатление хочет произвести ее обладательница. Кроме того, цветки двух элементов установлены на миниатюрных пружинках, так что украшение издает и собственные «вибрации».

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Эмиль Антони и Wolfers frères. Брошь. 1880 г. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Леопольд Ван Стридонк. Колье. 1900 г.

Инновации Рене Лалика в ювелирных изделиях конца XIX века подхватили и бельгийские ювелиры. Самым известным из них стал Филипп Вольферс, получивший даже прозвище «брюссельский Лалик». Но не менее известным и почитаемым мастером своего времени был Леопольд ван Стридонк, ювелир, медальер, дизайнер и скульптор, сочетавший в своих работах драгоценные металлы и бронзу, а также драгоценные и полудрагоценные камни. 

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Леопольд ван Стридонк. Колье. 1900 г. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Boucheron. Брошь. 1923-25 гг.

Гордость музея – собрание редких украшений эпохи ар-деко. Одно из них, сочетающие мастерство камнерезов и ювелиров, было создано в мастерских дома Boucheron, первого обитателя ныне культовой Вандомской площади в Париже. Основа этой платиновой броши выложена резным цветочным пазлом из малахита, коралла и лазурита, инкрустирована бриллиантами. 

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Boucheron. Брошь. 1923-1925 гг. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Неизвестный мастер. Брошь. 1940-50-е гг.

Послевоенные европейские украшения часто «раздувались» в размерах из-за нехватки драгоценных камней и принимали формы больших золотых завитков, пряжек, вееров и розеток. Сохраняя модернистский стиль, они становились более трехмерными. В этой броши использовано золото и небольшие рубины и бриллианты. 

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Неизвестный мастер. Брошь. 1940-50-е гг. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

Жорж Кауверс. Кольцо. 1983 г.

Работы современников также входят во внушительную коллекцию музея. Один из них – бельгийский скульптор, дизайнер и ювелир, лауреат конкурса Diamond International Awards в Нью-Йорке Жорж Кауверс, чьи работы хранятся во многих музейных и частных коллекциях по всему миру. В DIVA пока одна его работа – это кольцо на мизинец из платины, золота и железа с бриллиантом. 

10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене, 10 ювелирных шедевров музея DIVA в Антверпене
Жорж Кауверс. Кольцо. 1983 г. Фото: DIVA Museum for Diamonds, Antwerpen

© 2022 Частная Коллекция

Наверх