Now Reading
10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке

Класс коллекционеров, в силу исторических причин, начал формироваться в США лишь к середине XIX века. Тем не менее, энергия и баснословные состояния за столетие вывели филантропов США на первые международные позиции. В 1870 году группа бизнесменов-энтузиастов создала в Нью-Йорке музей Метрополитен, обладающий сегодня выдающейся коллекцией произведений искусства со всего света и входящий в пятерку самых посещаемых музеев мира. А 150 лет назад каждый из активистов внес, помимо средств, свой вклад в коллекцию. Эта модель существования используется музеем до сих пор: большинство вещей ему дарят или оставляют в наследство миллиардеры, а на пожертвования и заработанные средства он покупает вещи сам. 

Так же здесь формировалось и собрание произведений ювелирного искусства. Учитывая разносторонние интересы коллекционеров, оно вполне претендует на ретроспективный взгляд на мировую историю обработки драгоценных камней и металлов. «Частная коллекция» выбрала десять самых ярких экспонатов богатого собрания.   

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Неизвестный мастер. Украшения для ушей. 400-700 гг. н.э. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Неизвестный мастер. Украшения для ушей. 400-700 гг. н.э.

Период расцвета племени мочика (или моче) на северном побережье Перу археологи относят к 200-850 годам нашей эры, его называют также «временем мастеров». В первую очередь, за технологические инновации в искусстве. Мочика не только научились искусно обрабатывать золото и другие металлы, но и освоили микромозаику, используя осколки раковин, бирюзу и другие цветные камни. В этой технике выполнены эти серьги с изображением бегущей антропоморфной птицы, которые носили высокопоставленные мужчины племени.   

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Неизвестные мастера. Корона Девы Марии. XVI-XVII вв. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Неизвестные мастера. Корона Девы Марии. XVI-XVII вв.

Эта изящная работа испанских ювелиров обросла легендами так же, как и количество мастеров, над ней работавших. По самой распространенной, драгоценную корону из золота и изумрудов для скульптуры Девы Марии заказали жители колумбийского Попаяна в конце XVI века в знак признательности за спасение города во время эпидемии оспы. Над ней работали 24 ведущих ювелира, использовавших ныне знаменитые местные изумруды (всего – более 450 камней). Уже в XX веке с позволения Римского Папы реликвию решили продать для строительства местной больницы и детского дома. Так, переходя из рук в руки, также известное как «Корона Анд» украшение, оказалось в середине 1990-х в музее.

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Неизвестный мастер. Подвеска «Благоразумие». 1550-60-е гг. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Неизвестный мастер. Подвеска «Благоразумие». 1550-60-е гг.

Роскошная подвеска – один из первых ярких примеров флорентийской техники коммессо, благодаря которой в одном изделии могли сочетаться золото, мозаика, резьба по кости, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни. Здесь фигура Благоразумия, одна из четырех добродетелей, вырезана из слоновой кости. Ее одежда и непременные атрибуты – зеркало и змея (символы самопознания и мудрости), покрыты эмалью. В отделке использованы халцедоны, изумруды, рубины и жемчуг. 

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Неизвестный мастер. Ожерелье. XVIII в. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Неизвестный мастер. Ожерелье. XVIII в.

Это ожерелье – одно из самых эмблематичных произведений декоративно-прикладного искусства времен Империи Великих Моголов в собрании Метрополитен: и по флористическому орнаменту, которым вдохновлялись индийские ювелиры, и по традиционному набору камней. В изделии использованы бриллианты, рубины, жемчуг и искусственные изумруды, – камни, носить которые в те времена также считалось искусством.

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Неизвестный мастер. Парюра. 1830-е гг. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Неизвестный мастер. Парюра. 1830-е гг.

Эта парюра была произведена французскими ювелирами во времена, когда мода на крупные комплекты драгоценностей вновь охватила Европу, но далеко не вся знать могла их себе позволить. Именно тогда золото стали раскатывать в тончайших листы и нити, а вместо драгоценных камней – использовать яркие полудрагоценные, например, розовые топазы, аметисты и аквамарины. Этот драгоценный сет был создан по заказу американской клиентки, а позже перекочевал в музейное собрание.  

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Рене Лалик. Ожерелье. 1897-99 гг. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Рене Лалик. Ожерелье. 1897-99 гг.

Золотое ожерелье один из основателей стиля ар-нуво Рене Лалик выполнил для своей второй жены Августины-Алисы Ледрю. В основе его повторяющегося мотива – утонченная обнаженная женская фигура с будто кружащимися на ветру волосами и руками-лианами, обнимающими пару эмалевых лебедей. Это украшение с опалами и аметистами музей получил в дар от знаменитого коллекционера и дилера Лилиан Нассау.

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Луис Комфорт Тиффани. Украшение для волос. 1904 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Луис Комфорт Тиффани. Украшение для волос. 1904 г.

Созданная в 1837 году отцом Луиса Комфорта Тиффани компания Tiffany & Co. прославилась прежде всего своей инновационной техникой «склеивания» небольших элементов цветного стекла. Именно над такими абажурами и витражами трудился и сын основателя, пока на рубеже XIX-XX веков он полностью не переключился на создание украшений и развитие ювелирной составляющей бренда. Эта композиция из золота, платины, опалов и рубинов со стрекозами и одуванчиками была создана к первой презентации его ювелирной коллекции на Панамериканской выставке в Сент-Луисе в 1904 году. В музее хранится самая крупное в мире собрание вещей Tiffany & Co. 

Смотрите также
коллекция Казуми Арикавы, Что хранится в крупнейшей ювелирной коллекции Казуми Арикавы
10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Marcus & Co. Брошь. 1900 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Marcus & Co. Брошь. 1900 г.

Еще один представитель американской ювелирной отрасли позапрошлого века – Герман Маркус, немец по происхождению и выходец из знаменитой дрезденской школы. Свою фирму Marcus & Co. он основал в 1892 году в Нью-Йорке и прославился использованием в своих работах витражной эмали в стиле ар-нуво – составив конкуренцию Луису Комфорту Тиффани. Брошь из платины, золота, жемчуга и бриллиантов – одна из редких вещей фирмы, дошедших до наших дней.

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Cartier. Брошь. 1920 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Cartier. Брошь. 1920 г.

В 1920-х годах среди европейской аристократии и американской богемы распространилась мода на крупные камни Империи Великих Моголов. Оправы для них придумывали в духе времени едва ли не все великие ювелирные дома, среди которых, конечно, оказался и Cartier. Так этот восьмиугольный изумруд XVII века, украшенный резьбой со стеблями и цветами лотоса, стал центральным элементом броши в стиле ар-деко. Платиновую оправу ювелиры марки инкрустировали сапфирами и изумрудами.

10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке, 10 ювелирных шедевров музея Метрополитен в Нью-Йорке
Шон Лин. Александр Маккуин. Яшмак. 2000 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Шон Лин. Александр Маккуин. Яшмак. 2000 г.

Метрополитен обладает не менее впечатляющей коллекцией современного ювелирного искусства: вещи в собрание попадают сюда иногда сразу после презентаций или модных показов. Именно так произошло, например, с металлическим яшмаком – тюркским вариантом паранджи, – после показа кутюрной коллекции Alexander McQueen в 2000 году. Его создал из металлических пластин и кристаллов Swarovski друг и соратник модельера, британский ювелир Шон Лин. 

© 2022 Частная Коллекция

Наверх