Now Reading
10 ювелирных шедевров Рейксмузеума

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума

Национальный музей Нидерландов создавался более двухсот лет назад по образу и подобию парижского Лувра. Не зря к его открытию приложил руку брат Наполеона Луи Бонапарт, ставший голландским королем во времена Батавской республики и считавший обязательной роскошью иметь национальную сокровищницу. Эти амбиции и сделали музей с парой сотен картин в арсенале в конце 18 века одним из крупнейших в мире сегодня. 

Коллекция также формировалась по французскому принципу, но, конечно, учитывая местные реалии. Например, уже невозможно было тогда собрать представительное собрание греческой и римской античности, но вполне были доступны старые мастера, исторические вещи Азии и Востока и, конечно, ювелирные украшения. Последних за свою историю музей успел собрать более 10 тысяч. Вот самые символичные для его коллекции. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Неизвестный мастер. Медальон. Около 1450 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Медальон. Около 1450 гг.

Традиционный для Ренессанса медальон был выполнен фламандским мастером с применением многоцветной горячей эмали, экспериментальной для того времени техникой. Другая его особенность – расположение фигур популярного сюжета «Поклонение волхвов» внутри полусферы, создающее 3D-эффект. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Неизвестный мастер. Бхима. Середина XIX в. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Бхима. Середина XIX в.

Голландское вторжение в Ломбок в 1894 году – колонизация нынешней территории Индонезии – дало Гааге 230 кг золота, 7 тонн серебра и бесчисленное количество украшений и драгоценных камней, осевших в частных и государственных руках. Эта золотая фигура героя этноса Бхимы с бриллиантами и изумрудами – из их числа. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Неизвестный мастер. Шпилька «Голова мавра». Около 1600 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Шпилька «Голова мавра». Около 1600 г.

Позолоченная шпилька из серебра – яркий пример моды на барочные украшения с жемчугом в XVII веке, а также источника вдохновения для ювелирных дизайнеров середины XX века. Барочные жемчужины в зависимости от формы использовались в качестве основы для самых разных фантазийных образов: здесь, например, центральная превратилась в доспехи главного героя, чья голова вырезана из нефрита. Подобные скульптурные украшения спустя более чем 300 лет были популярными у мастеров Cartier и других ювелирных домов. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Гийом Луи Плем. Колье. 1824-1838 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Гийом Луи Плем. Колье. 1824-1838 гг.

Колье – часть роскошной парюры, состоящей также из серег, броши, запонок, шпилек для волос и пары браслетов. Все они выполнены в сложных техниках плетения из золотых нитей и филиграни. Над комплектом трудились трое амстердамских ювелиров почти 14 лет, а именно колье создал выходец из Франции Гийом Луи Плем. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Неизвестный мастер. Брошь. 1856-1862 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Брошь. 1856-1862 гг.

Брошь-трансформер с 19 бриллиантами была выполнена знаменитыми антверпенскими мастерами в середине позапрошлого века в модном тогда античном стиле. Кроме того, в комплект изделия входит и золотое кольцо, в которое можно вставить центральный бриллиант весом в 4 карата, и элегантная отвертка для всех этих манипуляций с костяной ручкой. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Люсьен Гайяр. Гребень. 1904 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Люсьен Гайяр. Гребень. 1904 г.

Рука об руку с великим Рене Лаликом, стиль ар-нуво в Европе развивали еще несколько ювелирных дизайнеров. Один из них – француз Люсьен Гайяр, потомственный ювелир, фирма которого была основана его дедом в Париже в 1840-м. Одним из главных его козырей была разнообразная и сложная работа с эмалью. Например, в это золотом гребне с цитрином, изумрудами и бриллиантами была использована техника витражной эмали.

Смотрите также
Великие коллекции: камеи Ги Ладриера, Великие коллекции: камеи Ги Ладриера
10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Йоханнес Стельтман. Колье. 1930 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Йоханнес Стельтман. Колье. 1930 г.

Ювелирный бизнес Steltman – ровесник русской революции: основатель бренда Йоханнес Стельтман открыл свой первый магазин в Гааге в 1917 году. За вдохновением и камнями он ездил в Париж, поэтому и передовой стиль ар-деко коснулся многих его изделий первой половины XX века. В этом колье использован резной нефрит, который, при желании хозяйки, мог превращаться в самостоятельную брошь. 

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Рене Лалик. Гребень. 1902-1903 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Рене Лалик. Гребень. 1902-1903 гг.

Не обошлась коллекция музея и без вещей флагмана ар-нуво Рене Лалика. Здесь хранится художественное стекло мастера, несколько ювелирных вещей, а также карандашные эскизы к ним. Бесспорный хит собрания – гребень из рога, золота и бриллиантов в форме ветвей цветущей калины. Воспроизведение в ювелирном деле ее цветков, наряду с сиренью, считалось одним из проявлений недюжинного мастерства.

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Firma van den Eersten & Hofmeijer. Ожерелье с подвеской. 1920-29 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Firma van den Eersten & Hofmeijer. Ожерелье с подвеской. 1920-29 гг.

Амстердамская компания Firma van den Eersten & Hofmeijer более ста лет назад решила выпускать относительно недорогие вещи из благородных материалов в модном тогда стиле ар-деко и на родине вполне преуспела – сегодня их вещи хранятся не в одном европейском музее. За основу брался парижский инновационный дизайн в сочетании с эклектикой. Здесь, например, подвеска из розового золота с сияющим янтарем украшена орнаментом в китайском стиле.

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума, 10 ювелирных шедевров Рейксмузеума
Аннеке Схат. Серьги с опалами. 1972. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Аннеке Схат. Серьги с опалами. 1972 г.

С середины 1960-х голландская художница Аннеке Схат начала делать собственную линейку украшений из золота. Авангардный дизайн, отсылающий и к русскому супрематизму, и к японской каллиграфии, полюбился не только заказчикам, но и музейщикам. Ее выставки проходили по всей Европе, США и Японии. В коллекции Рейксмузеума хранятся более дюжины ее вещей.

© 2023 Частная Коллекция

Наверх