Олег Краснов
Тренд на на создание ювелирных украшений художниками в XX веке задали модернисты. Миниатюрные художественные высказывания в драгоценных металлах и камнях оставили после себя Пабло Пикассо и Александр Колдер, Сальвадор Дали и Макс Эрнст, Ман Рей и Ханс Арп, Жорж Брак, Жан Кокто и многие другие. Сегодня к ювелирному искусству и коллаборациям с брендами обращаются многие международные арт-звезды. Вот несколько необычных примеров, подходящих под современное определение art jewellery (или jewellery by artists).
Синди Шерман
Линейка драгоценностей с камеями была создана живым классиком травести-арта Синди Шерман в коллаборации с маркой LIZWORKS в 2019 году и презентована в рамках Венецианской биеннале. Коллекция включила подвески, броши, серьги и кольца с эмблематичными образами, созданными художницей в разные годы. Эти золотые серьги с камеями на основе из сардоникса, украшенные розовым и лимонным кварцем, названы «Меланхоличными» и выпущены тиражом 50 экземпляров.
Аниш Капур
Еще одна коллаборация – британского художника индийского происхождения Аниша Капура с известной лондонской галереей, специализирующийся на арт-драгоценностях, Louisa Guinness Gallery. В духе своих полированных поверхностей, «ведущих» в параллельные миры, Капур создал для галереи целую серию Water, в которую вошли подвески, кольца, серьги и запонки с вариативным эмалевым покрытием. Цены также вариативны: например, кольцо из белого золота с холодной красной эмалью (тираж 100 экз. + 20 авторских) оценено в £7,2 тыс., а чокер из желтого золота с подвеской – в £18,7 тыс.
Джефф Кунс
Надувные резиновые игрушки, увеличенные до гипертрофированных размеров и отлитые в металле, стали визитной карточкой Джеффа Кунса. А кролик не раз становился объектом его художественных высказываний. «Он обладает качествами хамелеона. Он может быть символом Воскрешения и Пасхи, символом Playboy, символом политика и оратора или чего-то еще, что люди, смотрящие на него, хотят видеть», – утверждает художник. Платиновую «ушастую» подвеску он создал в коллаборации с дизайнером Стеллой Маккартни. Колье было выпущено тиражом 50 экземпляров плюс 5 авторских копий. Одно из них хранится в известной коллекции драгоценностей (созданных художниками) Дианы Вене.
Рашид Джонсон
Модный афроамериканский художник Рашид Джонсон известен концептуальными инсталляциями, объединяющими разные стили и направления в искусстве в своеобразные экосистемы, дающие зрителю возможность для интерпретаций. Одну из таких – с огромными растениями, он специально изготавливал в московском музее «Гараж» в 2016 году. Так же и в ювелирных украшениях «Тревожный мужчина» для бренда LIZWORKS он сочетает минимализм с граффити и поп-артом. Подвески, кольца и браслеты этой серии выполнены из титана, золота и украшены рубинами. Стоимость таких хулиганских вещиц варьируется от $4.000 до $18.500.
Йинка Шонибаре
В своих работах еще один именитый британец осмысляет колониальное прошлое Европы: его фигуры, одетые в наряды времен барокко и классицизма, но сшитые из ярких афро-азиатских тканей, объехали все крупные выставки и биеннале мира. В 2010-м ему доверили установить одну из своих скульптур на так называемом «четвертом постаменте» Трафальгарской площади в Лондоне. Он посвятил ее Трафальгарской битве, создав точную копию корабля «Виктория» и загнав ее в бутылку. Такая же скульптура в микро-формате позже стала ювелирным украшением.
Марк Куинн
Так же, как в прошлом веке Джорджия О’Кифф писала (а Роберт Мэпплторп фотографировал) цветы как едва ли не порнографические объекты, Марк Куинн делает в наше время, но в скульптуре. Впрочем, в своих гигантских двухметровых орхидеях из полированной стали он обращается не только к флористическим темам. Вторая их ипостась – vanitas (ванитас) – то есть натюрморт о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Так, моделями для ювелирных украшений художника стали цветы орхидеи, погруженные в силиконовое масло, а после – замороженные. Как говорит автор, после заморозки цветы погибают, но так «они становятся совершенным, вечным образом самих себя».
Субодх Гупта
Подвеску из белого золота с рубином и бесцветными и черными бриллиантами Субодх Гупта создал в присущем ему стиле: драгоценные камни будто плавают в кастрюле из нержавеющей стали. Такая посуда стала едва ли не основным материалом в творчестве индийского художника – из блестящих кастрюль и сковородок он уже много лет сооружает эмблемы окружающей его действительности.
Дэмиен Херст
Свой первый опыт с драгоценными камнями главный скандалист современного искусства Дэмиен Херст провел в 2007 году: он изготовил платиновый череп в натуральную величину и инкрустировал его более чем 8,5 тысячами бриллиантов. К созданию более утилитарных ювелирных объектов он обратился три года спустя, выпустив ограниченным тиражом браслет с подвесками в виде часто используемых им в творчестве объектов – черепа и пилюль. Выполненные в серебре и золоте, они продавались по цене от 5 до 35 тысяч фунтов стерлингов.
Трейси Эмин
Свой вклад в ювелирное искусство внесла и соратник Херста по легендарному объединению Young British Artists Трейси Эмин. Ее коллаборация с маркой Stephen Webster вышла в 2016 году и включала разнообразную серию украшений с эмблематичными надписями, которые художница делала в неоне. Этот браслет More Passion («Больше Страсти») выполнен из серебра, золота и бриллиантов. Он был продан на торгах Sotheby’s в 2020-м за 5,7 тыс. фунтов стерлингов.
Моника Бонвичини
Свой излюбленный материал в творчестве – цепи и звенья, – скульптор Моника Бонвичини использует и в создании ювелирных украшений. Она считает, что ее работы в этой области для тех, кто «осмеливается рассматривать украшения как средство самовыражения, а не просто статуса». Поэтому и делает смелые нестандартные вещи с использованием весьма впечатляющих камней. Например, это кольцо из черненого золота включает черный бриллиант весом 4,94 карата и десятки изумрудов.