Броши – больше не старомодный аксессуар для бабушек и эксцентриков. Сегодня они на Неделях Высокой моды, на красной дорожке с голливудскими звездами вроде Тимоти Шаламе, на официальных приёмах первых лиц. Расскажем о восьми брошах с историей: женщины-стрекозы, сердца в подарок, ювелирный сюрреализм и бриллианты королевы.
Verdura
Заказчик этой необычной вещи – актёр Тайрон Пауэр, звезда Золотой эпохи Голливуда. Броское украшение он решил преподнести супруге на рождество. Пауэр любил позу и сформулировал «техзадание» ювелиру Фулько ди Вердура следующим образом: «Я хочу подарить своё сердце!».
Соответственно, украшение назвали Wrapped Heart и сделали его в виде объёмного сердца из множества рубиновых кабошонов, зафиксированных золотыми скрепами. Сердце также «перевязали» бриллиантовой «лентой» на манер подарочных упаковок. Подлинный ювелирный символ непреходящей романтики. (Правда брак Пауэра продержался недолго. А вот украшение в истории осталось.) Вердура вспоминал, что взял за основу образа барочные пламенеющие сердца из религиозной символики, а также мотивы с рисунков Эдварда Бёрн-Джонса и полотен других прерафаэлитов. Вещь вышла в 1941-м, и её необычный дизайн стал настолько популярным, что Вердура затем не раз его повторял, но уже с другими камнями.
Ювелир, кстати, в целом очень любил броши, и среди его украшений немало иконических. Например, серия брошей-орденов или броши в виде инкрустированных драгоценными камнями морских раковин.
Куллинан
Кажется, лаконичнее дизайн не придумаешь. Но он здесь и не нужен, ведь в этом украшении солируют два великолепных камня, которым нет равных. Беспрецедентные по каратности и провенансу – бриллианты Куллинан III и Куллинан IV весом 94,4 и 63,6 каратов, соответственно (получившиеся из «нуклеуса» самого большого бриллианта в истории – в 3106 (!) карат, добытого в 1905 году и разделённого на девять камней).
Камни – из кладовой Виндзоров, а самая известная их хозяйка – почившая Елизавета II. Одна из самых ярых поклонниц брошей, Елизавета стремилась менять их как можно чаще, но эта вещь всегда оставалась любимой. Возможно, потому, что камни достались ей по наследству от бабушки, королевы Марии, и хранили печать семейной истории.
Кстати, одной из последних на публике появилась брошь с ещё одним Куллинаном, V-м, которую Елизавета надела на Лондонскую неделю моды во время одного из последних своих официальных выходов. Этот Куллинан в украшении один и оформлен в композицию в виде сердца. Иногда Елизавета надевала все броши с Куллинанами вместе. Пресса с ухмылкой называла их «бабушкиными бриллиантами». Что не мешает этому комплекту оставаться едва ли не самыми дорогими брошами в истории.
JAR
Крупная брошь скорее в витрину, чем на платье, изображает голову слона, увенчанную бриллиантовым плюмажем, как делали в Индии махараджей во время парадных выездов. Сама десятисантиметровая, гиперреалистичная голова сделана из титана. Эта вещь середины 2000-х – одна из самых известных работ главного ювелира второй половины 20 века, Жоэля Артура Розенталя, известного как JAR. Титан, кстати, он стал использовать одним из первых и тем самым привлёк к этому на тот момент маргинальному материалу внимание. В случае с вещами Розенталя, редко умещающимися на ладони, титан (а впоследствии и ещё более лёгкий алюминий) служил как раз облегчению изделия и позволял создавать самые смелые композиции.
Эффектная вещь была выполнена для катарских эмиров Аль Тани и хранилась в их коллекции, пока в 2019-м не попала на тематический аукцион Christie’s, посвящённый украшениям Великих Моголов и вещам, вдохновлённым эстетикой этой легендарной имперской династии.
Уникальных брошей у Розенталя вообще немало. Можно вспомнить, например, раннюю вещь конца 1980-х годов в виде головы зебры, которую ювелир увидел в прекрасном образце агата, или эпатажную гигантскую голову овцы из серебра – с «шерстью» из множества жемчужных нитей.
Алмазный фонд
Брошь с изумрудом, датирующаяся серединой 19 века, считается одним из самых ценных украшений этого жанра в коллекции Алмазного фонда. Лаконичная форма и характерный для эпохи дизайн – казалось бы, ничего примечательного. Особенность украшения – великолепный камень на 136,25 карат (вся вещь почти семь на семь сантиметров), отличающийся исключительной чистотой цвета и отсутствием включений.
Гуру отечественной минералогии академик Александр Евгеньевич Ферсман, составивший эталонный каталог «Алмазного фонда», описывает этот камень как единственный в своём роде и непревзойденный по своим характеристикам. Не случайно он входит в число семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде. Кстати, ещё один камень из этого ряда, 260-ти каратный цейлонский сапфир, также хранится в виде броши, датирующейся тем же 19 веком.
Шлюмберже
Одна из самых узнаваемых брошей в портфолио Tiffany&Co, брошь Bird on the Rock придумана легендарным Жаном Шлюмберже в 1965-м году. Художник-ювелир, а Шлюмберже позиционировал себя именно так, искал вдохновение в путешествиях и образ этого украшения родился во время турне по экзотическим странам, где он впервые увидел какаду – эта птица покорила его своим ярким оперением.
Для первой броши Bird on the Rock Шлюмберже использовал крупный образец лазурита. Он, собственно, выполнял роль скалы, на которой восседает птица. Эта, первая вещь предназначалась для американской светской львицы, филантропа, а также известного ландшафтного дизайнера и садовода (автора розария Белого дома, например) Банни Меллон. Яркой личности – заметное украшение!
Саму же фигурку делали из золота с покрытием горячими эмалями paillonné. Шлюмберже возрождал эту историческую технику, почти забытую в 20 веке. В 1995-м Tiffany & Co. сделали культовую версию Bird on the Rock с гигантским жёлтым бриллиантом «Тиффани», а в прошлом году ювелирный Дом выпустил очередное переиздание иконы в виде лимитированной серии брошей с редкими по своим характеристикам камнями: танзанитом, аквамарином, чёрным опалом, спессартином.
Дали
Во многом символ ювелирного сюрреализма, брошь в виде рубиновых губ с белоснежными жемчужинками зубов, родилась в буйном воображении Сальвадора Дали. Украшение изображает губы актрисы Мэй Уэст, частой музы Дали. В Театре-музее Дали в Фигерасе (Испания), в сюрреалистической комнате, есть диван его авторства, также в виде этого сладострастного и призывного, как любят характеризовать его биографы, рта Мэй Уэст.
Украшение стало ультра известным и многократно повторялось, в том числе в бижутерии. Оригинал же начала 1950-х годов по-прежнему хранится в Фигерасе. Наряду с другой сюрреалистической и не менее известной брошью Дали, в виде натуралистичного зрачка с эмалями и бриллиантовым веком, из которого вытекает бриллиантовая капля отчаяния.
Cartier
Герцогиня Виндзорская очень любила броши. В разные годы в её обширной коллекции драгоценностей появились брошь в виде бриллиантового и рубинового остролиста, помолвочная вещь в виде геральдического плюмажа, гигантская брошь-фламинго и брошь-колибри. Все – авторства Cartier или Van Cleef&Arpels, её любимых ювелирных Домов. Смелые, яркие и очень крупные украшения, обращавшие на себя внимание, отражали нешаблонный вкус хозяйки.
Но, пожалуй, самой известной брошью Виндзорской и одной из самых прославленных брошей в истории стала вещь в виде пантеры, во многом открывающая собой культовую «кошачью» серию Дома Cartier. Брошь для герцогини, ассоциировавшей себя с этой экзотической и грациозной хищницей, придумала ювелир Жанна Туссен, в те годы активно сотрудничавшая с Cartier. А воплотить образ в жизнь ей помог другой ювелир Дома Петер Лемаршан. Брошь-клипса вышла в 1949-м (были более ранние и менее эффектные версии). Фишка дизайна – пантера из платины, бриллиантов и сапфиров, обхватившая лапами гигантский сапфировый кабошон – 152 карата! Ныне в коллекции британской короны.
Lalique
Брошь Dragonfly, «Женщина-стрекоза», Рене Лалик создал в конце 1890-х и впервые показал публике в Париже на легендарной Всемирной выставке 1900 года. Прообразом для женской фигуры послужила муза и заказчица Лалика, известная актриса Сара Бернар. Эксцентричная и эпатажная, она любила wow-аксессуары. Выполнено это великолепное украшение из золота и опалов, но также из полудрагоценных камней: хризопраза и лунного камня, которые ювелир-новатор предпочитал блеску бриллиантов. И, конечно, фирменной витражной эмали Лалика, узнаваемого ноу-хау ювелира. Это гигантская вещь больше 20 сантиметров высотой подвешивалась к корсажу, а крылья и тело были закреплены на гибких шарнирах.
Правда, её никогда не носили. Украшение сразу воспринималось как произведение искусства, которое ждала отдельная витрина. Вещицу купил Галуст Гульбенкян, магнат, меценат и патрон Лалика, покровительствовавший ювелиру и собравший масштабную коллекцию его украшений. И она до сих пор находится в этой коллекции и экспонируется в Музее Гульбенкяна в Лиссабоне, хранящем его собрание. А также украшает обложку не одной биографии Лалика, ведь это одна из самых известных его работ и икона ар-нуво.