Now Reading
Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов

Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов

Ювелирный дом ANNA NOVA основан в Санкт-Петербурге в 2004 году. Его учредители Анна и Олег Бариновы свою миссию видели, прежде всего, в сохранении и развитии традиций отечественного камнерезного и ювелирного искусства. Сегодня в мастерской ANNA NOVA рождаются уникальные произведения камнерезной и ювелирной пластики, в том числе музейного уровня. Мы поговорили с Анной Бариновой.
ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
В. Зыков. Лилия. Золото, серебро, бриллианты, гранаты, белый нефрит, зеленый нефрит, прозрачный кварц. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA
Анна, когда в первый раз мы с вами заговорили о камнерезном искусстве, вы прямо «загорелись». Как и когда зародилась эта страсть?

 Около двадцати лет назад. Я тогда еще училась в университете.  Игорь, муж моей сестры (и наш будущий директор), рассказал о небольшой, но очень интересной выставке на Васильевском острове, где были представлены современные работы художников-камнерезов Петербурга. Я посетила выставку и осталась в полном восторге!

Это было сложное время после перестройки, когда всё рушилось, не за что было зацепиться. Ломались жизненные устои, происходила переоценка ориентиров. Хотелось что-то изменить, а ты не знаешь, как и что делать. Казалось, что в стране вообще ничего уже не производится, мастерство и компетенции утрачены навсегда. И вдруг я открываю для себя великолепных мастеров и их невероятно красивые работы. Я была тронута до слез. И, конечно, первое желание, которое у меня появилось – обладать этим сокровищем.

 Абсолютно естественное.

 Да. Потому что, если что-то искренне нравится – хочется, чтобы оно было твоим, стало продолжением тебя самого. С этого, можно сказать, вся история нашей мастерской и ювелирного дома и закрутилась.

ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
Камнерезная мастерская. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA
 Что началось раньше – ваша с мужем коллекция камнерезного искусства или открытие мастерской?

 Первым было открытие мастерской. Мы тогда еще не задумывались о создании коллекции. Помню, приехала к Олегу после той выставки и сказала, что мне очень понравились работы. Но и тогда они стоили достаточно дорого, $10-20 тысяч, у меня не было возможности их покупать. Муж тоже сказал: «Да, это замечательно, но пока мы не можем этого себе позволить».

А буквально через несколько месяцев к Игорю пришел директор ведущей петербургской камнерезной мастерской «Школа Камнерезного Искусства» («Ш.К.И») и предложил её совместное развитие. Мы подключились к этому обсуждению и решили, что сделаем свою мастерскую.

 Как это происходило?

 На одном из уже закрытых заводов сняли помещение. Игорь предложил мастерам, которые работали в «Ш.К.И», объединиться и начать работать под новым брендом. По городу бросили клич среди камнерезов и ювелиров, потому что сразу планировали работу в разных техниках, соединяя камнерезное, ювелирное и эмальерное искусство, и начали собирать свою команду. Это были мастера-профессионалы, заложившие фундамент мастерской, а за семнадцать лет работы к нам приходили ещё и начинающие талантливые молодые ребята, учились, оставались или уходили. Через нашу мастерскую уже прошло два «поколения», два состава мастеров.

  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
 Вы открыли мастерскую в 2004 году, а уже спустя два года состоялась первая выставка в московской галерее Ruarts. Что на ней показывали?

 Да, сотрудники галереи были в восторге и пригласили нас сделать выставку, даже несмотря на то, что занимаются они исключительно современным искусством.

За первые два года в мастерской было создано порядка 50–60  работ – да и сегодня мы выпускаем не более 40 произведений в год. Именно в галерее Ruarts мы впервые показали миниатюрную карету Роберта Мельникова, выполненную из золота и серебра, и декорированную яшмой, лазуритом, белым нефритом, кварцем и бриллиантами. Сегодня она в нашей коллекции.

ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
Роберт Мельников. Карета. Золото 585, серебро 925/999, бриллианты, яшма, белый нефрит, лазурит, кварц. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA

Также среди первых наших работ, представленных тогда вниманию публики, была разнообразная флористика – композиции с цветами, розы, лилии. Конечно же, и objets de fantaisie в духе Фаберже, например, лоток для драгоценностей в виде большого цветка лотоса с сидящим на нём маленьким розовым бегемотиком из родонита с крошечными крылышками.

ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
Камнерезная миниатюра “Роза”. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA
 Как сейчас строится процесс создания вещей?

 По-разному. Есть художники, которые делают зарисовки или лепят. Что-то так и остается на уровне эскизов и не идет дальше в работу, что-то запускается в производство. И это не всегда процесс быстрый – ведь часто на это влияет наличие нужного сырья. Также мы смотрим, насколько это подходит нам или не подходит, интересна эта идея или нет, и стоит ли ее развивать дальше сегодня, или мы вернёмся к ней в будущем.

Бывают ситуации, когда идеи идут от нас, от учредителей, и я прошу, чтобы их прорисовали, рассмотрели, как это можно сделать. И мы опять обсуждаем, насколько это вообще реально воплотить, как это будет по времени, есть ли материал.

Иногда, конечно, и сами камень подсказывает, что может из него получиться.

  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
 То есть вещи создаются не коллекциями, а уникальными экземплярами?

 И коллекциями, и униками. Вот, например, у нас есть серия «Забытые игрушки» – так она родилась из одной работы, которую мы сделали. Это были часы – силуэт окна, на подоконнике которого сидит девочка и пускает мыльные пузыри – такая сюжетная композиция. А у её ног лежит игрушка – тряпичный Арлекин. И, начав собирать композицию, мы обратили внимание, что Арлекин – сам по себе абсолютно самостоятельное произведение. Так и родилась идея создать отдельную коллекцию таких милых винтажных игрушек в камнерезной миниатюре. Сегодня в ней уже около тридцати вещей.

 Я правильно понимаю, что все эти вещи делаются не на заказ, а в ходе производственного процесса?

 В большей степени да, мы сами принимаем решение, что делать. Но нам не чужда и работа на заказ, к нам обращаются – на какие-то даты, в подарок, есть желание что-то этакое сделать, и мы с удовольствием выполняем заказы.

  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
 Как и где выбираете камни?

 В совершенно разных местах. Ездим на специализированные выставки, часто приносят другие мастера. Очень много закупаем в России: камни привозили из Байкальского региона, с Кольского полуострова, с Урала – яшма, кварц, нефрит, чароит… Со временем завели контакты и за рубежом – в Армении, в Таджикистане, в Германии. Таким путём мы познакомились и с мастерами из знаменитой семьи потомственных художников-камнерезов Гердом Дреером и его сыном Патриком, из немецкого Идар-Оберштайна – вероятно, самого знаменитого в мире места, Мекки ювелиров и камнерезов. Патрик, как и его отец, работает в жанре анималистической миниатюры.

В немецкой традиции камнерезного искусства есть свои предпочтения в материалах. Мастера из Идар-Оберштайна как правило работают со своим местным сырьём – агатом и кварцем, лишь изредка применяя иные материалы, достигнув большого мастерства в создании монохромных камерных композиций и фигурок. Хотя бывают и исключения.

Дрееры, например, прославились работами не столько с местным сырьём, но с редкими и дорогими камнями берилловой группы, а также турмалинами и аквамаринами. Такое сырьё довольно дорогое: камень среднего размера, 15-20 сантиметров, весом порядка 10 кг, может стоить 30-40 тыс. евро в зависимости от прозрачности, уникальности и прочих критериев – ведь камни такого порядка тоже делятся на группы. Есть, например, ювелирные, есть коллекционные, которые не обрабатывают никак – такие, скорее, подходят для инвестиций. И третьи специально для камнерезной работы, потому что хороший мастер может сгладить определенные нюансы или дефекты. Камнерез, если найдет интересное решение и воплотит его, может поднять стоимость камня в десятки раз, просто явив зрителю его скрытые достоинства.

ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
ANNA NOVA. «Попугай». Аквамарин. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA

Наше общение с зарубежными коллегами также многому научило и нас. В последнее время мы очень много работаем над стилизованными монохромными композициями и анималистической миниатюрой из различных видов прозрачного и полупрозрачного камня – кварц, раухтопаз, обсидиан, также пробуя силы в работе и с дорогим материалом – аквамарином, результатом которого стала очень интересная фигурка «Попугай».

Смотрите также
Жемчуг и его разновидности, Жемчуг и его разновидности
 Ваши работы в этом городе участвовали в выставках. Как считаете, где камнерезное дело более успешно, более популярно у публики и коллекционеров – в России или за границей?

 Думаю, что это, конечно, больше российская история. Работы из камня вообще имеют свою специфику в разных странах. В Европе свой стиль, в Америке больше популярны у коллекционеров работы из одного камня, из цельного куска или кристалла – тут, конечно, оказала своё влияние и европейская камнерезная школа.

Китай и Юго-Восточная Азия работают с местным сырьем, делают или монохромные, многодельные, очень сложные композиции из «сакрального» нефрита, или наоборот – очень яркие, переливающиеся всеми цветами радуги композиции из драгоценных камней и минералов.

Нашей же, российской, камнерезной школе присуще более широкое использование богатой цветовой палитры камней различных пород, разноцветье полихромных композиций и традиционно сильная флористика. Все-таки у нас велико влияние уральских мастеров и художников фирмы Фаберже.

ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
Часы. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA
 Как человек, занимающийся contemporary art, как вы считаете, насколько возможны современные сюжеты в камнерезном искусстве?

 Последние несколько лет мы стали об этом больше думать – хочется объединить идеи современных художников с традиционными технологиями мастеров-камнерезов. Более того, у нас в мастерской уже идет совместная работа над арт-объектом с художником Ильей Федотовым-Федоровым, и, надеюсь, что месяца через три мы её завершим. Это будет именно первый такого рода проект.

 Очень интересно! И у вас в галерее много авторов, с которыми можно делать подобные проекты – взять хоть Aljoscha, Мария Агуреева…

 Да, можно находить какие-то интересные решения. Просто нужно понимать, что это все очень сложно, занимает много времени, и это наши собственные вложения. Конечно, было бы здорово, если бы коллекционеры сами экспериментировали и предлагали какие-то новые интересные идеи. А пока что мы всё пробуем сами. Вот из последних новаций – мы делаем небольшие камнерезные цветы и ветви, выполненные с совершенно классическим подходом, но без вазы, лежащие самостоятельно на столе, подавая их зрителю в качестве арт-объекта или кабинетной скульптуры. Это совершенно другое видение, мне кажется, что мы в России первые стали так делать.

  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
  • ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
 Насколько я знаю, один из предметов гордости вашей мастерской – ювелирные «Шахматы.1812 год»?

 Да! Это была идея нашего арт-директора Роберта Мельникова, ему же принадлежит и вся проработка фигур, и общий художественный надзор проекта, который длился более трех лет. Всего над их созданием работало около тридцати человек. В 2009-м мы впервые показали их в музее-панораме «Бородинская битва» в Москве, а также в 2017 году в Историческом Музее – Музее войны 1812 года, и в ряде других музеев.

А сейчас у нас в работе еще один, не менее грандиозный, проект, посвященный истории дома Романовых. Это кабинетный стол со столешницей в сложнейшей технике флорентийской мозаики, до полутора метров в диаметре, выполненной из твёрдых пород природного камня (яшма, нефрит, лазурит и другие) и декорированный элементами и вставками из драгоценных металлов. В целом работа над ним займёт около десяти лет…

ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
ANNA NOVA. Кабинетный стол Романовых. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA
ANNA NOVA, Anna Nova: хотим объединить идеи современных художников с технологиями камнерезов
ANNA NOVA. Кабинетный стол Романовых. Фрагмент. Фото: Ювелирный дом ANNA NOVA

Наверх