Now Reading
Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»

Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» проходит (до 16.03.2025) выставка «Невская перспектива», посвященная авторскому ювелирному искусству Ленинграда / Санкт-Петербурга. Мы поговорили с ее куратором, художником-ювелиром Анной Терещенковой о феномене ленинградской школы и главных именах, о коллекционировании украшений и находках на «Авито». 

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Анна Терещенкова, художник-ювелир, куратор выставки «Невская перспектива»

Анна, что такое ленинградская школа ювелирного искусства и какие ее основные черты?

Мне кажется, что понятие «школа» достаточно широкое. Если говорить о школе как о некоем учебном заведении, например – школа Баухаус, то у нас в Ленинграде-Петербурге такой школы не было и нет. И даже в Академии Штиглица на отделении художественной обработки металла все эти годы готовят в основном художников крупных форм, а не художников-ювелиров. 

И если посмотреть биографии художников, чьи работы представлены на выставке, то практически никто не имеет специального ювелирного образования, все пришли из смежных областей – дизайна, живописи и скульптуры, а то и вообще люди с инженерным образованием. 

Но при этом мы действительно говорим о таком феномене, как ленинградская школа. И это скорее какая-то совокупность эстетических воззрений, которые присущи разным людям. Можно сказать, это гений места, который воздействует на менталитет, на то, что делает человек, как он видит мир. В Ленинграде это, конечно, среда – архитектура, обилие классических музеев, мультикультурность. 

Все это проявляется и в произведениях, отличающихся от свердловско-екатеринбургской и московской школ. У нас все очень сдержанное, художники-ювелиры не любят «мельтешение», массы мелких деталей. Или, если есть детализация, она всегда внутри какой-то общей формы. Это всегда элегантные, выверенные пропорции, работа силуэта. 

В вещах из Екатеринбурга, на мой взгляд, нарушено все понимание пропорций, какой-то классической красоты – золотого сечения и т.д. 

У нас всегда работа с цветом строится по живописным правилам, очень гармонична: есть либо негромкие дополнительные цвета, либо разработка одной гаммы. А, например, в Москве, любят уместить в одном изделии десяток камней разных цветов. Это популярная тема, у нас никому в голову не придет так сделать.

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Геннадий Быков. Броши из серии «Мотыльки времени». Ленинград, 1975. Бронза, медь, литьё, ковка, цветная эмаль, монтировка. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Когда и как ленинградская школа формировалась, и кого можно отнести к ее отцам-основателям?

В 1950-е в СССР решили развивать ювелирную промышленность. Тогда и выяснилось, что для предприятий нужны профессиональные художники-ювелиры, способные рисовать эскизы. В Ленинграде их не было, и из Таллинна в 1952-м сюда распределили Юту Паас-Александрову, недавно окончившую соответствующий факультет в Эстонии (Государственный художественный институт ЭССР). Она была профи по работе с камнем и ювелирным технологиям. Так она попала на фабрику «Русские самоцветы», где в 1954-м уже стала главным художником. Позже сюда же распределили Веру Поволоцкую, которая окончила Мухинское училище, отделение стекла и керамики… 

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Юта Паас-Александрова. Нагрудное украшение «Кружево». Ленинград. 1967. Серебро, плетение, оксидировка. Из коллекции Валентины Чиновниковой

Но получилось так, что работа на предприятии не давала полной реализации людям творческим, потому что многие вещи адаптировались под производство или казались слишком смелыми руководству – управляющие не могли оценить новизну дизайна. То есть идей было много, а реализации – нет. А так как в советское время была запрещена какая-то предпринимательская деятельность, то нужно было придумать, каким образом можно реализовываться художникам в ювелирной сфере… И Юта Йоханнесовна стала первым художником-ювелиром, который вступил в Союз художников СССР. Дело в том, что это была организация, которая буквально давала разрешение на творческую работу художникам: они имели возможность выставлять свои произведения на самых разных выставках, включая всесоюзные и международные. Она сама мне рассказывала, что правление Союза два часа за закрытыми дверями обсуждало, может ли ювелир вообще считаться художником – «это же ремесло!». Но так как она была человеком гиперталантливым и очень убедительным в своем творчестве, ей удалось победить. Дорожка и для других ювелиров была проторена. 

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Юта Паас-Александрова. Булавка из серии «Инопланетяне». Ленинград. 1979. Мельхиор, литьё, пайка. Из коллекции Анны Терещенковой

И через систему Комбинатов декоративно-прикладного искусства они стали заключать договора на создание произведений ювелирного искусства для всяких крупных выставок, после которых работы попадали в коллекции музеев, то есть проводилась госзакупка. Многие музейные коллекции даже небольших городов в России сегодня, благодаря этому, имеют внушительные собрания советского авторского ювелирного искусства. 

  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»

То есть для выставок все это делалось в единичном экземпляре? Как тогда вещи той же Паас-Александровой оказались в частных коллекциях? 

Да, вещи, которые она делала, никогда не шли в масс-маркет. Это были единичные выставочные работы. И сама Юта мне говорила, что за свою жизнь не сделала ни одной работы на заказ и не продала ничего частным клиентам. Все ее украшения покупались только государственными музеями.

А появление их на рынке – классическая история с наследством. Ее муж умер раньше нее, наследником после ее ухода оказался единственный сын. Несколько лет назад моя сестра на «Авито» случайно увидела объявление, что некая скупка в подвале жилого дома в спальном районе Петербурга продает в том числе авторские украшения Паас-Александровой… У меня прямо челюсть отвисла! Я туда сразу поехала и выяснила, что ее сын где-то рядом живет и последние несколько лет приносит вещи работы матери на продажу. Рядом, кстати, живет и коллекционер Валентина Чиновникова, которая предоставила много произведений на выставку. Она купила много работ Юты Паас в этом магазине, и у нее сложилась прекрасная коллекция!

Я, к сожалению, туда попала много позже, тоже купила все, что там оставалось, но не так много, как хотелось бы. Сейчас у меня довольно большая коллекция ее вещей. 

  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
  • Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»

Кого еще вы относите к той старой ленинградской школе?

У нас на выставке главным именам как раз посвящены четыре витрины. Кроме Паас-Александровой и Поволоцкой, о которых я говорила, есть конечно произведения Натальи и Геннадия Быковых. Это действительно наши мегазвезды, наиболее реализованные художники. Они немного более позднее поколение, то есть пик их пришелся уже на 1990-2000-е годы. Они и сейчас продолжают работать. Их работы есть в коллекции Эрмитажа и иностранных собраниях, они делали на заказ украшения для принцессы Монако. 

Смотрите также
София Забродина интервью, Современные артефакты Софии Забродиной

И, конечно, современные художники, более молодое поколение – Татьяна и Наталья Тарасовы. Они – одни из ведущих ювелиров, очень активно выставляются и регулярно берут главные призы на смотрах от Москвы до Милана и Гонконга. Я считаю, что для Петербурга это прямо очень хороший результат, потому что люди это делают без всяких спонсоров, без государственной поддержки. 

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Татьяна и Наталья Тарасовы. Серьги «Африка». Серебро, бумага, текстиль. 2019

А когда возник интерес к коллекционированию вещей советских ювелиров?

Буквально в последние несколько лет. Потому что, как ни странно, при большом развитии коллекционирования живописи и графики, я лично практически не слышала о случаях коллекционирования современного авторского ювелирного искусства. Мне это всегда казалось странным и обидным немножко, потому что действительно были и есть прекрасные художники. Но в обществе, в основном, довольно потребительское отношение к украшениям – покупают просто чтобы украсить себя. 

При подготовке выставки, кстати, узнали о нескольких коллекционерах советского ювелирного наследия. Возможно эти коллекции будут представлены на следующих выставках.

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Владимир Долбин. Комплект «Карелия»: гривна, подвес, браслет. Ленинград, 1977. Металл, гранит, пайка. Собственность автора

Как думаете, эти вещи собирают в инвестиционных целях?

Честно говоря, я как художник и к своей деятельности не отношусь как к бизнесу. Мне об инвестиционных моментах трудно судить. Потому что я, например, собираю коллекцию просто потому, что Юта была моим учителем, и мне важно иметь ее вещи, давать им возможность жить дальше. 

И Валентина Чиновникова тоже рассказывала, что ей просто нравятся эти вещи, она их хранит, достает, любуется, обсуждает с подружками. То есть это просто такая чистая радость в жизни, и никаких мыслей насчет инвестиций. 

Анна Терещенкова Невская перспектива, Анна Терещенкова: «Коллекционирование украшений – чистая радость в жизни»
Геннадий Быков. Комплект «Кубышки»: подвес, кольцо. Ленинград, 1985 (?). Серебро, огненные опалы, цитрины, выколотка, пайка, закрепка. Собственность автора

Почему все-таки ювелирные коллекции не любят афишировать, как вы считаете? 

Я много на эту тему думала, но у меня нет ответа. Вот Галина Николаевна Габриэль, научный консультант выставки и сама коллекционер авторских украшений, сделала предположение, что ювелирные вещи слишком интимные. Может быть, действительно, живопись – это рынок, и люди рассматривают это как инвестицию. А ювелирного рынка у нас фактически нет, ни вторичного, ни коллекционерского. Думаю, что 99 % людей даже не знают, что есть такое явление – авторское ювелирное искусство. 

© 2023 Частная Коллекция

Наверх