Now Reading
Ар-деко. Сто лет на пике моды

Ар-деко. Сто лет на пике моды

Ювелирное искусство ар-деко – это геометрия и яркие, цветные камни. А ещё Китай, Япония, Индия, Египет и прочая экзотика – в качестве основных мотивов.

Марина Волкова

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
На Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже Дом Van Cleef & Arpels был удостоен Гран-при за браслет Roses, украшенный рубинами, изумрудами и бриллиантами. 1925 г. Фото: Van Cleef & Arpels

В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративных искусств, которую принято считать отправной точкой нового стиля, ар-деко. На выставке демонстрировались в том числе и украшения, ставшие символом новой волны в ювелирном искусстве. Ар-деко пришёл на смену ар-нуво (или модерна, как этот стиль называли в России) и во всём ему «перечил». Если ар-нуво – это прихотливые, извилистые линии,  ассоциировавшиеся с ударом бича, то ар-деко, напротив, – это строгие линии и геометрия форм. Украшения ар-нуво были тонкими и изящными, драгоценности же ар-деко крупными и массивными. Первые воспевали природу и отличались растительными мотивами, вторые были посвящены динамике, индустрии, миру высоких скоростей. С рядом изменений в мотивах и материалах этот стиль просуществовал вплоть до начала Второй мировой войны.

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Boucheron. Брошь в стиле ар-деко по дизайну Люсьена Хирца. 1925. Фото: FD Gallery / TEFAF Maastricht 2020
Вандомские дома

Украшения в стиле ар-деко выпускали как крупные ювелирные дома, так и самостоятельные художники-ювелиры, чьи имена также вписаны в историю. Главные марки, связанные с ювелирной стилистикой ар-деко, – это так называемые вандомские дома (крупные фирмы со штаб-квартирами на Вандомской площади в Париже): Cartier, Boucheron, Van Cleef&Arpels и ряд других. Они быстро подхватили моду на геометричные, симметричные, яркие украшения. В их драгоценностях использовались резные рубины и изумруды. Они оправлялись в платину или её более дешёвый аналог, сплав платинор, своей матовой белизной прекрасно оттенявший цветные камни. Композиции украшений строились по принципу геометрических фигур и своим строгим равновесием напоминали очертания небоскрёбов, ставших главной архитектурной приметой эпохи. 

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Сесил Битон. Портрет Дэйзи Феллоуз – колумнистки парижского Harper’s Bazaar, одной из самых модных женщин довоенного Парижа. 1936. Фото: Courtesy of the Сecil Beaton studio archive at Sotheby’s
Ревущие двадцатые и после

Образы украшений ар-деко часто увязывают с модой тех лет, когда на смену длинным платьям сложного кроя и ломаного, вычурного силуэта пришли лаконичные, свободные наряды, впечатлявшие не обилием деталей, а красотой декора (например, вышивки стеклярусом). Они требовали аналогичных украшений, ведь прежние, столь же замысловатые, как и наряды, к ним категорически не подходили. Самые востребованные украшения эпохи – длинные ожерелья, сотуары, которые часто носили задом наперёд, подчёркивая красивый, глубокий вырез на спине и ювелирные часики, ведь дамы новой эпохи напряжённо следили за временем. Большим спросом пользовались и костюмные аксессуары, становившиеся одновременно произведениями ювелирного искусства: портсигары и женские сумочки для косметики, аналог современных клатчей.

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Лакированная шкатулка Cartier. Париж, 1927 г. Фото: Schmuckmuseum Pforzheim
Экзотические мотивы

Стилистику ар-деко питали разные мотивы. Эпоха была неравнодушна к экзотике: Китай, Япония, индийское искусство, африканские мотивы, даже далёкая Латинская Америка. Ювелирные дизайнеры использовали приёмы, характерные для украшений тех краёв (например, лаки, распространённые в Китае, и резные камни, как в исконно индийских изделиях). Также в моду вошли «заморские» материалы: нефрит, ляпис-лазурь, вставки из кости и перламутровая мозаика. Украшения стилизовались под египетские, китайские и индийские, но, конечно, с большой долей условности. Изображения божеств с египетских папирусов выкладывались рубинами, сапфирами и изумрудами на фоне искрящихся бесцветных бриллиантов – как в знаменитой серии проегипетских украшений Van Cleef&Arpels 1920-х годов. Моду на Египет задало легендарное открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году. Так же как тремя годами позже – африканские скетчи на парижской сцене, сенсационно подававшиеся в прессе, и раскопки в Латинской Америке, относящиеся к этому же десятилетию. 

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Van Cleef&Arpels. Египетский браслет. 1923. Фото: Van Cleef&Arpels

Ар-деко породил знаменитый стиль Tutti Frutti дома Cartier, одно из фирменных направлений марки. «Тутти-фрутти» – просторечное название, которое эти украшения получили из-за того, что очень напоминали россыпь леденцов на прилавке. Между тем каждый такой «леденец» – резной драгоценный камень, а само украшение отсылает к традициям великих Моголов, сказочно богатых индийских властителей, обладавших без преувеличения роскошными драгоценностями. Их имя стало нарицательным. 

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Cartier. Браслет Tutti Frutti. Фото: Sotheby’s
Независимые имена

Наряду с крупными фирмами в стиле ар-деко работали и независимые ювелиры. Самые известные из них – Жан и Жорж Фуке и Жерар Сандоз. Их украшения отличались бескомпромиссностью. Если крупные дома всегда имели в виду коммерческий успех, то эти мастера создавали новаторские драгоценности, не боясь их не продать. Поэтому выглядят они весьма авангардно.

Смотрите также
Великие коллекции: камеи Ги Ладриера, Великие коллекции: камеи Ги Ладриера
Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Жорж Фуке. Брошь Dress Ornament из коллекции музея Mетрополитен. 1923. Жадеит, оникс, бриллианты, платина, эмаль. Фото: © 2021 Artists Rights Society (ARS), New York

Вдохновением для них часто служили художественные эксперименты эпохи. Например, они пытались перенести на ювелирное искусство принципы кубизма. Так, Жан Фуке любил крупные, массивные браслеты и мог использовать такие странные для ювелирного искусства тех лет материалы, как  например сталь. Сандоз же вовсе предпочитал работать с полудрагоценными камнями вроде лабрадорита и любил сочетать золото с… гематитом (вообще мало кому тогда известным). Отец Жана Жорж Фуке также создавал украшения, но его дизайн больше напоминал вещи крупных фирм и был более привычным публике. Однако, именно Жорж (до этого много работавший в стиле ар нуво, в том числе в соавторстве с Альфонсом Мухой) открыл для ювелирного дела красоту деталей из прозрачного горного хрусталя, чёрного оникса и таких «простецких», как поначалу считали, материалов, как бирюза и лазурит.

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Жерар Сандоз. Портсигар. Париж, 1929 г. Фото: Victoria & Albert Museum
Был ли ар-деко или его последователи в России?

В России 1920-30-е годы были отмечены гражданской войной и непростым становлением нового государства. Перед промышленностью стояли задачи первой необходимости, и, конечно, производство предметов роскоши в них не входило. Крупные ювелирные дома прекратили своё существование, их имущество было национализировано и распродано. Небольшие мастерские стали объединяться в рабочие артели и выполнять массовые заказы, далёкие от высокого искусства.

Однако впоследствии к стилистике ар-деко, не востребованной в своё время, обращались не раз. Крупные советские ювелирные заводы уже в 1960-70-х выпускали ретроспективные коллекции с мотивами ар-деко. Вместо платины использовалось серебро, бриллианты заменяли поделочными камнями. Но можно вспомнить, что эти материалы использовали и тогда, причём в качестве некой экзотики, новинки. 

Ар-деко, Ар-деко. Сто лет на пике моды
Milio. Браслет из коллекции Art Deco. Фото: Milio

Подлинного расцвета этот стиль достиг уже в постперестроечную эпоху, когда стремление к роскоши снова перестало быть чем-то зазорным. Современные ювелиры также часто обращаются к стилистике ар-деко, ведь она как нельзя лучше рифмуется с драгоценными камнями и броскими цветовыми сочетаниями. На геометрии и крупных камнях большой четвёрки (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) построены украшения от домов Chamovskikh, Ringo, Maxim Demidov и Milio (целая линейка украшений ар-деко). Бренд высокого ювелирного искусства Ichien гордится украшениями в стиле ар-деко и с камнями, характерными для тех драгоценностей: лазуритом, ониксом, кораллом. У бренда есть такой востребованный в ту эпоху жанр, как ювелирные запонки. А марка Kabarovsky предлагает как эффектные женские украшения в этом стиле, так и интересные, дизайнерские коллекции мужских украшений с мотивами ар-деко. 

© 2023 Частная Коллекция

Наверх