Сегодня китайские ювелиры составляют уверенную конкуренцию Вандомским Домам. Уоллес Чан, Синди Чао, Анна Ху, Мишель Онг и другие наряду с первыми именами Запада выставляются на престижных выставках и создают ювелирный гардероб звёзд.

Феномену китайского ювелирного искусства всего пара десятков лет. Конечно, если иметь в виду первые лица современного дизайна. Традиционные ремёсла и марки существуют уже веками. С 2000-х всё больше ювелиров из Китая выдвигается на авансцену мирового дизайна, включая формат High Jewеllery, а также независимые и авангардные марки. Расскажем о двенадцати ключевых мастерах: от корифеев и крупных фигур до начинающих ювелиров и совсем молодых талантов.
Уоллес Чан (Wallace Chan)
Именно с этого ювелира-новатора начался триумфальный путь современного китайского ювелирного искусства. Мастер огранки, титана и запатентованных техник работы с главными для Азии камнями, нефритом и жадеитом, Уоллес Чан начинал с резьбы по камню и мелкой пластики. Подлинная слава пришла к нему в 2000-х, когда он уже был состоявшимся мастером с именем. Сегодня за работами Чана охотятся аукционисты и коллекционеры, а он сам называет себя скорее философом, чем ювелиром.

А ещё – человеком-бабочкой. В Азии любят метафоры, образность, поэтическое отношение к реальности, и Чан в недавней монографии Winged Beauty: The Butterfly Jewellery Art of Wallace Chan, обобщающей его полувековой путь в профессии, сравнивает мечты человека и бабочки, говоря, что каждый может выбрать, от лица кого мечтать. Он выбрать так и не смог и видит себя человеком-бабочкой. То есть, переводя на понятный нам язык, не порвал с технической составляющей и обыденным, уйдя в чистое творчество.

Чан – ювелир-инженер, технолог: он придумал собственный способ огранки, привнеся в работу с ювелирной вставкой принципы камнерезного искусства и глиптики, а также научился по-особенному красить титан и облагораживать жадеит. И придумал особый ювелирный фарфор с металлическими включениями, которые делают этот хрупкий материал прочнее стали.

Чан населил ювелирный мир гигантскими насекомыми, рыбами, фантастическими цветами – самых причудливых форм, ярких цветов и самой избыточной эстетики из всех возможных.
Синди Чао (Cindy Chao)
Ещё одна любительница бабочек и титана, ювелир Синди Чао работает на Тайване, а выставляется на TEFAF в Маастрихте, Biennale des Antiquaires в Париже и Masterpiece в Лондоне – самых престижных выставках антиквариата и ювелирного дизайна в Старом свете. Выразительные украшения Чао на Красную дорожку надевают фактурные голливудские актрисы: Джулия Робертс, Сальма Хайек, Эми Адамс.

Сегодня марке Чао уже больше двадцати лет, а она сама – гранд-дама не только азиатского, но мирового ювелирного искусства. Профильное образование, включая геммологическое от GIA (Геммологического Института Америки), позволяет ей создавать Драгоценности, именно с большой буквы: каждое украшение ювелира – это россыпь первоклассных камней и масштабная вещь ранга арт-объекта. Синди работает с формой как монументалист, сказываются первые навыки, полученные от отца-скульптора и дедушки-архитектора. Её вещи – крупные, заметные, но полные чисто азиатской поэтичности и ярких красок, буйства цвета и блеска камней. Блеск – важный критерий для ювелира, она всегда продумывает композицию украшения таким образом, чтобы все камни переливались и играли, улавливая свет.

Синди Чао. «Изумрудное архитектурное колье». 2019. Фото: ©CINDYCHAOTheArtJewel
Каждый год Чао выпускает две коллекции: штучные вещи с маркировкой Black Label (с ценником на миллионы) и микро-серии White Label, которые попадают в галереи ювелирного искусства (порядок цен меньше – сотни тысяч). И, конечно, каждый год по бабочке: это брошь и всякий раз разная. Для Синди бабочка символизирует художника и весь процесс творчества как таковой, с поисками себя и постоянными перевоплощениями.
Мишель Онг (Michelle Ong)
Мишель Онг живёт и работает в Гонконге. Её можно было бы назвать азиатским JAR (француз Жоэль Артур Розенталь, главный ювелир современности). С которым, кстати, Мишель Онг близко дружит. Ювелир-самоучка Онг творит под маркой Carnet, выпуская драгоценные «уникаты». Каждая вещь существует в единственном экземпляре. Большинство создаются на заказ. Все – ручная и подлинно ювелирная работа, тончайшая, ранга маэстрии. Украшения ювелира не просто хороши, но совершенны в каждой детали, в самых мелочах. Это элегантные и изысканные вещи благородного дизайна, в которых россыпь драгоценных камней паве сочетается с резными вставками и кабошонами кораллов, янтаря, нефрита.

Их питает природа: это может быть перо или жёлуди, цветок и гранат, тыква, груша, пальмы и так далее. Ювелир говорит, что лелеет свои азиатские корни. И вместе с тем в её портфолио и серьги-жирандоли, и вариации на тему барочных пламенеющих сердец и византийских крестов. Мишель Онг не ограничивает себя одной культурой или эпохой.
Анна Ху (Anna Hu)
Любимица Гвинет Пелтроу, которая часто появляется на публике в её украшениях, 40-летняя китаянка Анна Ху прежде чем открыть свою компанию работала на Van Cleef&Arpels и Harry Winston. Так что она хорошо знает западную ювелирную традицию и европейские вкусы. Её украшения – снова поэтический экспромт. Это привычная азиатскому глазу россыпь ярких камней и мощные формы, но поданные с известной европейской элегантностью: и цвета, и формы здесь всё же в меру. Хотя сама Анна видит своей миссией средствами ювелирного искусства рассказать прежде всего историю родной страны и воспеть величие китайской цивилизации.

Драгоценные опусы Анны Ху вращаются вокруг природных мотивов. Колье с цветком лотоса, броши в виде хищных лилий и кольца-орхидеи – экзотическая фауна как творческое кредо. Ещё один источник вдохновения ювелира – шедевры живописи: так, у неё есть колье, посвящённое «Кувшинкам» Моне и гарнитур по абстракциям Кандинского. Хотя начиналось всё с эталонно азиатских драконов и карпов. (И, конечно, броши-бабочки показались и здесь! В данном случае даже фамилия Ху переводится с китайского как «бабочка».)

Ювелира ценят за любовь к уникальным драгоценным камням. Например, двенадцать лет назад на Christie’s произвела фурор её брошь с бирманским сапфиром почти в 59 карат, поставившая рекорд в своей ценовой категории. В 2020-м, кстати, у Анны вышла коллекция с редкими камнями от «АЛРОСА». Ещё один «русский след»: в 2018-м ювелир выставлялась в Государственном Историческом Музее и подарила в музейную коллекцию свою брошь «Красная сорока».

И, кстати, в прошлом году Анна открыла свой бутик… на Вандомской площади, рядом с историческими французскими ювелирными Домами.
Диксон Юн (Dickson Yewn)
Любимый жанр титулованного китайского ювелира, чьи работы регулярно показывают в Москве благодаря сотрудничеству с крупными галереями, – квадратные кольца. Действительно, эта необычная форма – конёк дизайнера. (Диксон объясняет её эргономикой: он говорит, что если присмотреться, видно, что на самом деле форма пальца ближе к квадрату, и носить такие кольца удобнее, чем круглые.) В неё он заключает металл, керамику и резные камни.

Под маркой Yewn ювелир, мечтавший стать кинорежиссёром и говорящий, что он и сейчас снимает ювелирное кино о Китае, выпускает коллекции, воспевающие китайскую культуру и традиции. Так, несколько лет назад в Москве показывали его серию колец, вдохновлённых искусством каллиграфии и трактатами китайских мыслителей. Свои образы Дикcон берёт с китайских лаков, ширм и резного дерева, его увлекают традиционные ремёсла вроде создания бумажных светильников-фонариков и росписи церемониальных ваз. Ритуалы и традиционная живопись, поэзия и философия служат для него нескончаемым источником вдохновения. Неслучайно к названию марки Юна есть характерная приписка – Heritage Jewellery (Украшения как наследие).

А ещё у Диксона есть своя галерея Literati Artspace в Гонконге, в которой он показывает весь цвет современного ювелирного искусства и не только из Китая.
Венди Ю (Wendy Yue)
Дизайнер-самоучка быстро сделала карьеру. Поработав на авторский бренд француженки Лидии Куртей (Lydia Courteille), Венди ушла в свободное плавание и начала создавать эклектичные коллекции, в которых китайское прекрасно уживается с европейским. Неслучайно её вещи нравятся первым леди по обе стороны океана. В частности, постоянной клиенткой ювелира была Мишель Обама.

Венди – ювелир старой школы: она использует драгоценные металлы, преимущественно золото и камни ранга большой четвёрки. Образный ряд – самый широкий: это и природа, и архитектура, и родная культура. Больше всего в творчестве ювелира ювелирной флоры и фауны. Сказывается тяга Венди к путешествиям: она побывала во многих краях, от Африки до Амазонки. Так что её кредо – ювелирная «экзотика»: птицы дальних стран и подводный мир райских островов.

В украшениях Венди меньше цвета и броских форм, чем у прочих современных китайских авторов, но больше классической ювелирной традиции в обработке металла и закрепке камней. Она любит объёмные, скульптурные вещи, которым пророчат будущность музейного собрания.
Бао Бао Ван (Bao Bao Wan)
Светская львица родом из партийной элиты, Бао Бао Ван училась в Европе на фотографа, но затем уже на родине получила геммологическое образование и запустила собственный ювелирный бренд Bao Bao Wan Fine Jewelry.

Сегодня это разнообразный драгоценный ряд: тут и азиатские погоды, веера, священные цветы пионы и лотосы, и вполне классические образы без национальной привязки. Ювелир работает исключительно с драгоценными камнями и металлами, представляя коллекции премиального ранга. И сама же их пиаря: девушка эффектной внешности, вхожая в лучшие дома Китая, сама себе служит прекрасной моделью и рекламой.
Ости Ли (Austy Lee)
Бывший графический дизайнер из Гонконга сам рисует украшения, а воплощает в жизнь силами аффилированной ювелирной мастерской. Его конёк – яркие и необычные камни в золоте с цветным родиевым покрытием. Ли оперирует первоклассными австралийскими опалами и звёздчатыми сапфирами, внутри которых, словно бы, мерцает звезда (такой эффект называют астеризмом). А ещё во многих его вещах солирует жадеит, любимый камень китайской культуры, символизирующий добродетели.

Дизайнер заключает яркие камни в не менее яркие оправы. Золото он сочетает с эмалями, керамикой, барочным жемчугом, кораллами и перламутром. Яркими же можно назвать сами образы, которые вдохновляют Ости Ли. Это, например, древнеиндийское божество Гаруда. Или скандинавские эпосы, Древний Египет, Шотландия и Византия, а также и неожиданно архитектура русских храмов.

Творения Ли – броские и авангардные. Неслучайно он сам называет их ювелирной психоделикой. И хотя в эстетике этих вещей много от ар-деко и Cartier 1930-х, их неоновая гамма и хайповые мотивы снискали им любовь молодых и обеспеченных. Продаются на аукционах ранга Philipps и платформах штучного дизайна, как 1StDibs.
Асо Леон (Aso Leon)
Ювелир с 30-летним опытом лишь недавно попал в поле зрения профессионалов, так как долгое время работал на другие марки. Асо Леона называют представителем новой волны китайского ювелирного искусства, пропагандирующего титан. Это главный материал в творчестве ювелира, который он сочетает как с драгоценными, так и с поделочными камнями.

Природные образы он переплавляет в яркие и самобытные украшения. Флора и фауна в его творчестве сочетаются с национальными мотивами. В частности, Асо вдохновляет традиционная китайская живопись. Лёгкие титановые каркасы позволяют ювелиру создавать сложные композиции и подчёркивать, высвечивать красоту тех или иных цветных камней. Мастер не только придумывает украшения, но также сам гранит и крепит камни, делая их почти плоскими и с помощью мозаичной закрепки, как в сотах, добиваясь объёмного, трёхмерного эффекта.

Ювелир стал уже постоянным участником профильной выставки GemGenève. Прошлый год на GemGenève для Асо Леона отмечен коллекцией брошей-листьев, исследующих красоту зрелости и увядания, когда природные циклы увязаны с жизнью человека и философией дзен. Он сам работает в духе дзен: на создание одного украшения у него, как на вынашивание ребёнка, может уходить до девяти месяцев.
Селеста Ву (Celeste Wu)
Китаянка из Парижа, Селеста Ву выставляется и продаётся больше в Европе. Хотя китайские корни и азиатский флёр – неотъемлемая составляющая её украшений. Селеста любит яркую гамму, а солирующим камнем во многих её украшениях становится опал.

Сегодня самая известная её работа, над которой ювелир трудилась весь 2022-й год, – это кольцо-трансформер Moon Fairy & Rose с 9-каратным сапфиром. Благодаря хитроумному механизму его можно носить и как кольцо, брошь, и как браслет или украшение для волос. Ювелир показывает свои работы на выставках самого разного размаха: от Singapore International Jewelry Expo до авторитетной GemGenève.
Уоллис Хонг (Wallis Hong)
Юный китайский ювелир и восходящая звезда впервые «засветился» два года назад на швейцарской выставке GemGenève, часто открывающей таланты. На родине признание пришло раньше – в 2022-м серьги «Шипы» по дизайну Хонга включили в постоянную экспозицию Музея Ювелирного искусства в Шеньчжене.

Уоллис сегодня живёт в Испании, но корни и весь тон его искусства – конечно, азиатские. Крупные формы, яркие цвета и модный титан – вот три кита, на которых стоит его портфолио. Скульптор по образованию и поклонник турмалинов и аквамаринов, ювелир создаёт масштабные серьги и броши с природными мотивами. И да, без бабочек в украшениях не обошлось и здесь. Для Уоллиса это одно из самых ярких детских воспоминаний и символ мимолётности жизни.
Сяо Синьтун (Xiao Xintong)
Художница и иллюстратор, творящая под маркой A.win Siu, только начинает свой путь в большом ювелирном искусстве. Сяо Синьтун создаёт забавные и необычные украшения, отличающиеся от китайской классики и мейнстрима. Её образы – из мира детства. Тут и клоуны, и ракеты, устремившиеся в космос, и даже чупа-чупс.

Всё – из золота, титана и алюминия с аппликациями драгоценных камней. Конечно, это по-азиатски яркие и крупные вещи. Наряду с брошками в виде карамелек в неоновой обёртке у дизайнера есть и «серьёзные» украшения вроде титанового кольца с перламутровыми вставками и спессартином, рисунок которого вдохновлён петроглифами, найденными на территории Китая.