«Красивые украшения могут дарить людям умопомрачительное вдохновение, побуждая их стремиться к такому же совершенству в себе и делать тем самым мир лучше», – говорит 69-летний японец Казуми Арикава. Для него, торговца антиквариатом из Токио, это не просто слова. Это философия, страсть, стиль жизни – уже более 50 лет.
Сегодня Арикава – признанный эксперт в области исторических драгоценностей, любимец аукционистов (его участие в торгах поднимает ставки до небес) и музейщиков всего мира. Его коллекция, состоящая из почти тысячи предметов и названная Albion art, колесит по миру и выставляется в ведущих институциях, от Музея декоративного искусства Парижа до Метрополитен в Нью-Йорке. Однажды он надеется открыть собственный музей в Киото, который, по его словам, будет достоин прозвища «ювелирный Лувр Японии». А 50 лет назад он мечтал стать политиком, буддийским монахом, философом, профессором университета… Но ровно до тех пор, пока не влюбился в ювелирное искусство, не нашел собственный дзен в мерцающем блеске драгоценностей.
От масс-маркета до диадемы Фаберже
Можно считать, что «прививку» золотом он получил в юности. После смерти отца, мать, чтобы поддержать семью на плаву, открыла в японской столице магазинчик ювелирных изделий с самым примитивным ассортиментом. Как вспоминает Арикава, в те времена ценился вес и размер, а о художественных составляющих мало кто задумывался. Когда после учебы он присоединился к семейному бизнесу, то отнесся к нему столь серьезно, что за год смог увеличить продажи втрое. Тогда на рынок только выходили обработанные камни, и Арикава, чувствуя «ответственность перед клиентами», решил обучаться менеджменту в Париже и Лондоне. Посетив в последнем ювелирную галерею Музея Виктории и Альберта, он понял, что его жизнь изменилась.
Вернувшись в Токио, он знакомится с несколькими дилерами антикварных драгоценностей: «Я помню, как восхищался изяществом эдвардианских украшений. Я был так вдохновлен! Испытал настоящий сердечный трепет!». Вскоре он открыл еще один антикварный бутик в Фукуоке. Своей задачей он ставил ни много ни мало стать лучшим в мире дилером старинных украшений, и, как мы видим сегодня, ему это удалось.
По словам Арикавы, благодаря буддизму и работе с драгоценностями, к нему пришло понимание истинной природы объектов его страсти. Первым шагом было создание собственной коллекции украшений.
Старт личному собранию был дан около тридцати лет назад, а одним из первых приобретений коллекционера стала бриллиантовая с голубой эмалью тиара с русским императорским провенансом работы Фирмы Фаберже (мастер Федор Афанасьев). Как утверждают сегодня эксперты, в те годы на такие изделия практически никто не обращал внимание: тиары были не в моде и вкладывать средства в исторические произведения никто не спешил.
Прозорливости японца можно только позавидовать – за эти годы коллекция тиар расширилась до полутора сотен экземпляров и включила как вещи европейских дворов, так и исторические украшения, созданные Рене Лаликом, Chaumet, Cartier и другими домами и ювелирами.
Русское царское
О своих русских императорских драгоценностях Арикава с гордостью упоминает почти в каждом интервью – он зачарован историей и мастерством ювелиров XVIII-XIX веков. Помимо упомянутой тиары времен Николая II в этой части коллекции хранятся и несколько вещей, связанных с именем Екатерины Великой.
Одна из них – роскошный изумрудно-бриллиантовый гарнитур из ожерелья с серьгами. Эта пара была создана в 1830 году по заказу маркиза Лотиана придворными британскими ювелирами Rundell, Bridge and Rundell, но использованные изумруды были дарованы его предкам самой Екатериной. Их первым британским владельцем был красавец-граф Бакингемширский – он возглавлял посольство в Санкт-Петербурге в 1762-1765 годах, и, по преданию, получил камни в дар от неравнодушной к мужчинам императрицы.
Еще один шедевр коллекции екатерининской эпохи – подвеска с инталией, имеет как политический, так и эмоциональный контекст. Изумрудную инталию с профилем Екатерины в лавровом венце для бриллиантовой подвески искусно выполнил придворный медальер Иоганн Каспар Егер. Эту работу она подарила графу Алексею Орлову, младшему брату легендарного фаворита Григория Орлова. Вероятно, это был один из знаков ее признательности, ведь именно благодаря сподвижничеству братьев она смогла занять русский трон.
Пять тысячелетий
Музейная ценность коллекции Арикавы обеспечивается не только отборными редкими вещами и высочайшим качеством, но и хронологическим охватом – он составляет 5500 лет. Собрание делится на двенадцать разделов и начинается в Месопотамии и Древнем Египте: именно оттуда происходят самые старые экспонаты – камнерезные подвески, созданные в 3500 г. до н.э. Особое место в каждом занимают камеи, еще одна страсть владельца.
«Для древних камеи были подобны священным скульптурам, они имели духовное измерение, силу. Я был очарован ими еще во время моего знакомства с буддийской скульптурой», – говорит коллекционер. Одна из самых ценных относится ко 2-1 вв. до н.э. Это миниатюрный барельеф с бюстом Александра Македонского, вырезанный из агата.
Среди ренессансных украшений выделяют золотое ожерелье конца XVI века с жемчугом и рубинами, происходящее из семейного собрания короля Нидерландов.
В списке хайлайтс коллекции также – отличительный знак курфюрста Иоганна фон Орсбека с бриллиантами и огромным сапфиром; серьги с бриллиантами и сапфирами, принадлежавшие одной из русских цариц и проданные на аукционе Christie’s 1927 года большевиками; парюра с розовыми топазами викторианской эпохи; золотой с эмалью шатлен герцога Веллингтона; бриллиантовая тиара Chaumet времен Belle Époque и десятки других вещей.
Ну а, вероятно, главная гордость коллекции японца – собрание ювелирных изделий французского гения ар-нуво Рене Лалика. Его называют третьим по величине в мире, оно содержит более шестидесяти объектов, от раннего бриллиантового колье 1890 года до эмблематичных для выведенного им в авангард стиля брошей, подвесок и гребней, созданных после 1900 года.