Бренд E2J появился в 2017 году благодаря яркой фантазии и увлечённости дизайнера Елены Есауловой. Марка выпускает коллекции украшений, за каждым из которых стоит целая история. Мы расспросили создательницу E2J, что делает эти вещи такими необычными.
Беседовала Марина Волкова
Елена, у E2J недавно был день рождения. Расскажите, пожалуйста, с чего всё однажды началось?
На самом деле сначала был мой дневник в соцсетях @Lenaginarium и интерес, желание узнавать, искать, делать что-то необычное, выходящее за рамки традиционного восприятия украшений. У меня классическое художественное образование. Знаете, когда часами рисунок, живопись, торсы, Сократы и прочее. Долгое время я работала в камерной, уютной дизайн-студии с пулом интересных клиентов. Проект – это всегда командная работа, и мне часто не нравился конечный результат.
Я выучилась на визажиста, чтобы как можно больше стадий работы выполнять самой. Тогда преподавателями выступали прекрасные специалисты: визажистка с итальянским опытом, мы ходили на музейные лекции историка моды Александра Васильева. Я работала на съёмках в рекламе и в кино, и до сих пор преподаю курс по созданию образа в Школе Табакова. За эти годы у меня собралась коллекция костюмной бижутерии (в основном эпохи Золотого века Голливуда). Что-то я покупала в поездках, что-то специально искала на аукционах. И в какой-то момент, отойдя от съёмок, я решила разобраться в своей коллекции: систематизировать, разложить свои вещи и знания об украшениях по полочкам. Так появился Lenaginarium. Я не воспринимала (и не воспринимаю) его как блог, это скорее дневник, хроника, где мне было удобно хранить всю информацию. Удобно же: вот картинка, вот описание вещи.
И чем больше я в это погружалась, тем интереснее мне становилось. Постепенно образовалась аудитория. Она, кстати, никогда «не накручивалась», не было такой цели. Со временем вокруг меня сформировалось сообщество людей, которые интересуются миром украшений, и которым действительно нужно то, что я делаю. Иногда думаю: надоел, убью. Но начинаешь читать комментарии, отзывы, и рука не поднимается. Вот, например, одна клиентка мне как-то сказала, что до знакомства со мной не любила антикварные украшения. Ей казалось, что они её старят, что это что-то в формате бабушкиного сундука. Но мои вещи, в которых старое обретает новый образ, как бы оживает, помогли ей полюбить этот жанр. Как можно после таких слов снести аккаунт!
Когда завязались знакомства в этой сфере, появилась заказчица, которая полностью выкупила ту первую коллекцию. У меня на руках оказалась некая сумма – и стартовал свой бренд. В этом мире очень важна насмотренность, я уже тогда много видела, читала, много ездила. В аккаунте меня часто спрашивали, как можно осовременить вещь, например, колье. Причём часто это были не драгоценные камни, но дорогие человеку вещи, что-то очень личное, он хотел бы это носить, но сейчас они смотрелись уже странно. Самым простым способом освежить украшение было сменить замок, поставив вместо старого что-то интересное, оригинальное. И когда мои знания наложились на эту задачу, родилась мысль использовать в качестве замка миниатюры человеческих рук, отлитые в металле. Изображение рук – ключевой элемент всех коллекций E2J.
Почему именно руки? Как Вы пришли к этой идее?
Меня интересовала викторианская эпоха, её культура и эстетика. В викторианских украшениях часто используется изображение рук. Они наделяются определённым смыслом: траурная рука или парадная символика. Я начала изучать, и меня захватил этот образ. Если вдуматься, руки – это то, что превратило неразумное существо в человека, ведь мы буквально всё делаем руками. А жестикуляция! За каждым жестом стоит глубокий смысл: мы что-то принимаем или отрицаем, чем-то обрадованы, возмущены. Долгое время рукопожатие было не просто нормой этикета, а демонстрацией благих намерений: ты пришёл без меча и не принесешь вреда. Всмотритесь в руки музыкантов или рабочих – это целая Вселенная! А руки матери, которые могут уберечь от любой беды, снять самую сильную боль. Изображение рук мы видим уже в пещерной живописи. Рукам уделяется исключительное внимание в работах старых мастеров. В каталогах художественных собраний часто есть отдельные подборки именно изображений рук.
Увлёкшись этим образом, я решила соединить его с идеей замка. Меня всегда интересовали механизмы в украшениях: когда в этой по сути дела миниатюре заключён целый мир, она оживает, движется – фантастическое зрелище! Я стала расспрашивать своих знакомых по этой сфере, видели ли они, чтобы руки не просто были некой деталью украшения, но служили именно замком. Мне многое присылали, но замков не нашлось. И тогда я подумала, почему бы не попробовать. Причём мне хотелось, чтобы, во-первых, считывалась анатомия, во-вторых, не было видно деталей механизма: штифтов и проч. – один из пальцев просто защёлкивался.
Я держала в уме, что могут появиться заказы на увеличение детали, и тут рука не должна стать таким анатомическим монстром. Так пришли к иконографичности, пластику переосмыслили в художественном ключе. Мы около года экспериментировали – каждый день «разрабатывали руку». Отливали, пробовали, ломали, делали заново и уже по-другому. Но в итоге всё сложилось. Первую серию из шести, кажется, колье с замками-руками раскупили полностью.
Что представляли собой эти украшения?
Это были колье с антикварными частями и новыми, добавленными деталями. Основной их особенностью был замок в виде рук: одна рука, замковая, перехватывала нитку бус, вторая служила противовесом. Закрепить замок можно было на любой высоте и, соответственно, носить колье по-разному. Эта идея впоследствии прижилась. Некоторым моим клиенткам нравится, например, носить колье под платье с глубоким вырезом… на спине. Особенность моих украшений в том, что их владельцы могут с ними «играть», менять их, сегодня носить так, завтра по-другому. В линейке E2J есть украшения-трансформеры: замок-руки можно расцепить и превратить, скажем, длинное колье в чокер и браслет.
Разрабатывая механизм, мы сделали правые и левые замковые руки – чтобы вещь удобно было застёгивать и правшам, и левшам. На каждую руку мы стали наносить линии жизни, и они всегда разные. На каждой надеты кольца, и камни в них можно выбрать. Постепенно разросся набор жестов. Я, кстати, видоизменяю свои изделия, если вдруг что-то идёт не так. Так бывает. Сама все вещи ношу, и, если на практике что-то оказывается неудобным, мешает, я обязательно напишу об этом клиенту и предложу изменить. Так было, например, с той первой серией. Я поставила в кольца на пальце жемчуг, но, несмотря на то, что он был жёстко заштифтован, он всё равно вылетал. В итоге я предложила заказчикам поменять эту деталь. (Но все отказались, так как им нравились вещи, и переделывать их они не хотели).
Я вообще считаю, что мир украшений – прежде всего игра, за которой стоит невероятная эмоциональная отдача, и это должно быть в удовольствие. Каждая вещь найдёт своего заказчика, и то, что может не подойти одному человеку, для другого, наоборот, окажется той самой, долгожданной вещью, о которой он давно мечтал. Так, у меня был забавный случай: в один день две клиентки, купившие серьги из одной коллекции, но разных размеров и модификаций, признались, что для одной они слишком тяжёлые и при носке из-за веса даже голова начинает болеть, а для другой, наоборот, слишком лёгкие, и она их не чувствует. И мы их просто поменяли между собой. В итоге каждая получила именно то, что ей было нужно.
С какими материалами Вы предпочитаете работать?
– В основном это серебро с покрытием рутением или позолотой и вставки драгоценных камней. Мне нравится, как «живёт» этот металл, как со временем появляются тени, объём, пластика. Он красиво «носится». Я бы не сказала, что я не люблю золото. Мы его используем. Но нужно понимать, что при долгой носке (а с моими вещами, как признаются мне заказчики, буквально не расстаются) любое покрытие стирается и его нужно подновлять.
Я всегда стараюсь думать о «бытовании» вещи и сделать её сколь художественной, столь и удобной. Чтобы она выдержала наш бешеный ритм жизни, постоянную смену места действия, среду разной степени дружелюбности. Когда мы делаем украшения на заказ, конечно, можно выбрать всё: от жеста до материалов. У меня свой пул помощников: ювелиры, реставраторы, геммологи. Украшение я представляю себе не столько по камням, сколько по колористическому решению, и могу озадачить геммолога описанием несуществующего цвета, но мы всегда найдём нужное. В камнях я не люблю желтизну и не использую синтетические образцы.
Я бы в целом не сказала, что мои украшения – это привычный ювелирный мир. Они отражают мой вкус, мои интересы, они далеки от создания классических или минималистичных вещей. Каждое моё украшение – это некая история, которая, сопрягаясь с жизнью человека, становится частью его истории. Мне нравится создавать необычные, запоминающиеся вещи, придавать украшению смысл, нравится экспериментировать. В силу того, что у меня нет профильной базы, нет и запретов. Я не знаю, как нельзя сделать, и это подстёгивает творческий процесс. Да, может быть, нельзя сделать именно так, но, наверняка, можно по-другому. И мы экспериментируем и экспериментируем, в итоге, получая нечто новое и удивительное. Конечно, никто не отменял анатомических особенностей: некоторые кольца вы долго не проносите, это просто неудобно. Есть базовые нормы веса для серёг и колье, чтобы они не оттягивали уши и шею. За вычетом же этих «но» – обширное поле для экспериментов и фантазии.
Что сейчас включает мир E2J?
Постепенно мы стали использовать замковые руки в серьгах, браслетах, подвесках. Важная составляющая жизни бренда – коллаборации с художниками. Серия таких проектов началась с совместной работы с художником-иконописцем: мы сделали коллекцию украшений с финифтью по сусальному золоту. Сейчас мы работаем над ещё одним совместным проектом – с петербургской художницей по камню Юлией Гоголь. Потрясающий мастер, резчик, она создаёт поэтичные, сложные образы, созвучные нашим украшениям.
E2J – это также кольца-гиммели. У таких колец долгая история. Считается, что название им дано по третьей букве еврейского алфавита, означающей тройственный союз. Когда-то их использовали как свадебные: пара скрепляла отношения при свидетеле. Были гиммели в виде мужских перстней, несущих аналогичный смысл, но в деловых отношениях. Гиммели встречаются в разных культурах с древности. У кого-то это символ любви, для других memento mori, напоминание о хрупкости бытия. Но принцип всегда один: руки держат некую центральную часть. В нашем случае я сделала её съёмной, это кольца-конструкторы. Можно коллекционировать вставки, менять их, делать какие-то на заказ. И каждый раз надевать новое украшение. Или, вспоминая о наших корнях азиатских кочевников, можно легко и быстро собрать всё самое дорогое и пуститься в путь.
Расскажите немного о дальнейшей жизни Lenaginarium? И ещё одном Вашем проекте HLEB Atelier.
Дневник постепенно собрал вокруг себя тех, кому близок мой вкус и подход к украшениям, и приобрёл своих заказчиков. Как правило это иная аудитория, чем E2J. Lenaginarium – мир моей фантазии, благодаря которой украшения получают новую жизнь. Я их называю вещами, которые нужно спасти. Их очень любили, часто носили, и во многом поэтому они сломались и оказались на обочине. Мне нравится придавать им новый смысл, осовременивать их, что-то восстанавливая, что-то меняя и добавляя. Придумать новое для старого помогает опять же насмотренность. Заказчики приходят ко мне со своими историями, которым я даю второе дыхание. Я всегда спасу то, что можно спасти, вместо утраченного же предложу что-то новое, но отвечающее характеру украшений. Предпочитаю не врать, не пытаться восстановить в точности, как было. Часто это и невозможно из-за отсутствия таких материалов или мастеров. Многие техники утрачены, что-то в принципе нельзя продублировать. Так, не бывает двух одинаковых кораллов.
В рамках Lenaginarium запускаются разные проекты. Например, серия работ с масками Memento Mosquito. Моя подруга антиквар-хантер Татьяна Бобкова показала мне прекрасную старинную камею с очень хорошей резьбой, но практически стёртым лицом. Кто будет такое носить? Это была как раз вещь, ждущая спасения! И я надела на неё маску, закрывшую повреждения, и сделала подвеской. Эта работа стала отправной точкой серии из 12 классических венецианских масок-типажей. Мы искали камеи и дополняли их масками. И миниатюрами насекомых. Коллекция носила метафорический смысл. За масками в Венеции когда-то скрывались от чумы, которую разносили в том числе насекомые. Мы показали коллекцию в прошлом году, и как же она наложилась на пандемийную реальность! Аллегорический смысл украшений – в уязвимости человека, причём не только перед лицом стихийных явлений, но и социума, в желании защитить себя с помощью такого рода оберегов, скрывающих твою суть и противостоящих любому внешнему злу.
Иногда я покупаю вещи, с которыми заказчики хотят расстаться, дорабатываю и показываю их, и через Lenaginarium они находят новых владельцев. Под каждую вещь есть владелец, просто нужно помочь им встретиться. Сложилось много знакомств в этой сфере, в том числе с культовыми художниками-ювелирами, и я что-то подбираю для своих клиентов, помогаю советом или контактами. А HLEB – это классическое ювелирное ателье, куда можно принести свои камни и сделать из них ювелирное украшение в классическом понимании. Например, традиционное кольцо с бриллиантами. Такие просьбы тоже бывали, и я подумала, почему нет. Получается, такая ювелирная микро Вселенная, замкнутая на мне.