Now Reading
E2J: украшения-механизмы со смыслом

E2J: украшения-механизмы со смыслом

Бренд E2J появился в 2017 году благодаря яркой фантазии и увлечённости дизайнера Елены Есауловой. Марка выпускает коллекции украшений, за каждым из которых стоит целая история. Мы расспросили создательницу E2J, что делает эти вещи такими необычными.

Беседовала Марина Волкова

Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
Создательница марки E2J Елена Есаулова. Фото: Архив Елены Есауловой
Елена, у E2J недавно был день рождения. Расскажите, пожалуйста, с чего всё однажды началось?

На самом деле сначала был мой дневник в соцсетях @Lenaginarium и интерес, желание узнавать, искать, делать что-то необычное, выходящее за рамки традиционного восприятия украшений. У меня классическое художественное образование. Знаете, когда часами рисунок, живопись, торсы, Сократы и прочее. Долгое время я работала в камерной, уютной дизайн-студии с пулом интересных клиентов. Проект – это всегда командная работа, и мне часто не нравился конечный результат.

Я выучилась на визажиста, чтобы как можно больше стадий работы выполнять самой. Тогда преподавателями выступали прекрасные специалисты: визажистка с итальянским опытом, мы ходили на музейные лекции историка моды Александра Васильева. Я работала на съёмках в рекламе и в кино, и до сих пор преподаю курс по созданию образа в Школе Табакова. За эти годы у меня собралась коллекция костюмной бижутерии (в основном эпохи Золотого века Голливуда). Что-то я покупала в поездках, что-то специально искала на аукционах. И в какой-то момент, отойдя от съёмок, я решила разобраться в своей коллекции: систематизировать, разложить свои вещи и знания об украшениях по полочкам. Так появился Lenaginarium. Я не воспринимала (и не воспринимаю) его как блог, это скорее дневник, хроника, где мне было удобно хранить всю информацию. Удобно же: вот картинка, вот описание вещи. 

  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом

И чем больше я в это погружалась, тем интереснее мне становилось. Постепенно образовалась аудитория. Она, кстати, никогда «не накручивалась», не было такой цели. Со временем вокруг меня сформировалось сообщество людей, которые интересуются миром украшений, и которым действительно нужно то, что я делаю. Иногда думаю: надоел, убью. Но начинаешь читать комментарии, отзывы, и рука не поднимается. Вот, например, одна клиентка мне как-то сказала, что до знакомства со мной не любила антикварные украшения. Ей казалось, что они её старят, что это что-то в формате бабушкиного сундука. Но мои вещи, в которых старое обретает новый образ, как бы оживает, помогли ей полюбить этот жанр. Как можно после таких слов снести аккаунт!

Когда завязались знакомства в этой сфере, появилась заказчица, которая полностью выкупила ту первую коллекцию. У меня на руках оказалась некая сумма – и стартовал свой бренд. В этом мире очень важна насмотренность, я уже тогда много видела, читала, много ездила. В аккаунте меня часто спрашивали, как можно осовременить вещь, например, колье. Причём часто это были не драгоценные камни, но дорогие человеку вещи, что-то очень личное, он хотел бы это носить, но сейчас они смотрелись уже странно. Самым простым способом освежить украшение было сменить замок, поставив вместо старого что-то интересное, оригинальное. И когда мои знания наложились на эту задачу, родилась мысль использовать в качестве замка миниатюры человеческих рук, отлитые в металле. Изображение рук – ключевой элемент всех коллекций E2J.

  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
Почему именно руки? Как Вы пришли к этой идее?

Меня интересовала викторианская эпоха, её культура и эстетика. В викторианских украшениях часто используется изображение рук. Они наделяются определённым смыслом: траурная рука или парадная символика. Я начала изучать, и меня захватил этот образ. Если вдуматься, руки – это то, что превратило неразумное существо в человека, ведь мы буквально всё делаем руками. А жестикуляция! За каждым жестом стоит глубокий смысл: мы что-то принимаем или отрицаем, чем-то обрадованы, возмущены. Долгое время рукопожатие было не просто нормой этикета, а демонстрацией благих намерений: ты пришёл без меча и не принесешь вреда. Всмотритесь в руки музыкантов или рабочих – это целая Вселенная! А руки матери, которые могут уберечь от любой беды, снять самую сильную боль. Изображение рук мы видим уже в пещерной живописи. Рукам уделяется исключительное внимание в работах старых мастеров. В каталогах художественных собраний часто есть отдельные подборки именно изображений рук. 

Увлёкшись этим образом, я решила соединить его с идеей замка. Меня всегда интересовали механизмы в украшениях: когда в этой по сути дела миниатюре заключён целый мир, она оживает, движется – фантастическое зрелище! Я стала расспрашивать своих знакомых по этой сфере, видели ли они, чтобы руки не просто были некой деталью украшения, но служили именно замком. Мне многое присылали, но замков не нашлось. И тогда я подумала, почему бы не попробовать. Причём мне хотелось, чтобы, во-первых, считывалась анатомия, во-вторых, не было видно деталей механизма: штифтов и проч. – один из пальцев просто защёлкивался.

Я держала в уме, что могут появиться заказы на увеличение детали, и тут рука не должна стать таким анатомическим монстром. Так пришли к иконографичности, пластику переосмыслили в художественном ключе. Мы около года экспериментировали – каждый день «разрабатывали руку». Отливали, пробовали, ломали, делали заново и уже по-другому. Но в итоге всё сложилось. Первую серию из шести, кажется, колье с замками-руками раскупили полностью. 

Что представляли собой эти украшения?

Это были колье с антикварными частями и новыми, добавленными деталями. Основной их особенностью был замок в виде рук: одна рука, замковая, перехватывала нитку бус, вторая служила противовесом. Закрепить замок можно было на любой высоте и, соответственно, носить колье по-разному. Эта идея впоследствии прижилась. Некоторым моим клиенткам нравится, например, носить колье под платье с глубоким вырезом… на спине. Особенность моих украшений в том, что их владельцы могут с ними «играть», менять их, сегодня носить так, завтра по-другому. В линейке E2J есть украшения-трансформеры: замок-руки можно расцепить и превратить, скажем, длинное колье в чокер и браслет. 

  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом

Разрабатывая механизм, мы сделали правые и левые замковые руки – чтобы вещь удобно было застёгивать и правшам, и левшам. На каждую руку мы стали наносить линии жизни, и они всегда разные. На каждой надеты кольца, и камни в них можно выбрать. Постепенно разросся набор жестов. Я, кстати, видоизменяю свои изделия, если вдруг что-то идёт не так. Так бывает. Сама все вещи ношу, и, если на практике что-то оказывается неудобным, мешает, я обязательно напишу об этом клиенту и предложу изменить. Так было, например, с той первой серией. Я поставила в кольца на пальце жемчуг, но, несмотря на то, что он был жёстко заштифтован, он всё равно вылетал. В итоге я предложила заказчикам поменять эту деталь. (Но все отказались, так как им нравились вещи, и переделывать их они не хотели). 

Я вообще считаю, что мир украшений – прежде всего игра, за которой стоит невероятная эмоциональная отдача, и это должно быть в удовольствие. Каждая вещь найдёт своего заказчика, и то, что может не подойти одному человеку, для другого, наоборот, окажется той самой, долгожданной вещью, о которой он давно мечтал. Так, у меня был забавный случай: в один день две клиентки, купившие серьги из одной коллекции, но разных размеров и модификаций, признались, что для одной они слишком тяжёлые и при носке из-за веса даже голова начинает болеть, а для другой, наоборот, слишком лёгкие, и она их не чувствует. И мы их просто поменяли между собой. В итоге каждая получила именно то, что ей было нужно. 

  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
С какими материалами Вы предпочитаете работать?

– В основном это серебро с покрытием рутением или позолотой и вставки драгоценных камней. Мне нравится, как «живёт» этот металл, как со временем появляются тени, объём, пластика. Он красиво «носится». Я бы не сказала, что я не люблю золото. Мы его используем. Но нужно понимать, что при долгой носке (а с моими вещами, как признаются мне заказчики, буквально не расстаются) любое покрытие стирается и его нужно подновлять.

Я всегда стараюсь думать о «бытовании» вещи и сделать её сколь художественной, столь и удобной. Чтобы она выдержала наш бешеный ритм жизни, постоянную смену места действия, среду разной степени дружелюбности. Когда мы делаем украшения на заказ, конечно, можно выбрать всё: от жеста до материалов. У меня свой пул помощников: ювелиры, реставраторы, геммологи. Украшение я представляю себе не столько по камням, сколько по колористическому решению, и могу озадачить геммолога описанием несуществующего цвета, но мы всегда найдём нужное. В камнях я не люблю желтизну и не использую синтетические образцы. 

Смотрите также
Елена Есаулова E2J, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»

Я бы в целом не сказала, что мои украшения – это привычный ювелирный мир. Они отражают мой вкус, мои интересы, они далеки от создания классических или минималистичных вещей. Каждое моё украшение – это некая история, которая, сопрягаясь с жизнью человека, становится частью его истории. Мне нравится создавать необычные, запоминающиеся вещи, придавать украшению смысл, нравится экспериментировать. В силу того, что у меня нет профильной базы, нет и запретов. Я не знаю, как нельзя сделать, и это подстёгивает творческий процесс. Да, может быть, нельзя сделать именно так, но, наверняка, можно по-другому. И мы экспериментируем и экспериментируем, в итоге, получая нечто новое и удивительное. Конечно, никто не отменял анатомических особенностей: некоторые кольца вы долго не проносите, это просто неудобно. Есть базовые нормы веса для серёг и колье, чтобы они не оттягивали уши и шею. За вычетом же этих «но» – обширное поле для экспериментов и фантазии. 

Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
Серьги E2J c жемчугом. Фото: E2J
Что сейчас включает мир E2J?

Постепенно мы стали использовать замковые руки в серьгах, браслетах, подвесках. Важная составляющая жизни бренда – коллаборации с художниками. Серия таких проектов началась с совместной работы с художником-иконописцем: мы сделали коллекцию украшений с финифтью по сусальному золоту. Сейчас мы работаем над ещё одним совместным проектом – с петербургской художницей по камню Юлией Гоголь. Потрясающий мастер, резчик, она создаёт поэтичные, сложные образы, созвучные нашим украшениям. 

E2J – это также кольца-гиммели. У таких колец долгая история. Считается, что название им дано по третьей букве еврейского алфавита, означающей тройственный союз. Когда-то их использовали как свадебные: пара скрепляла отношения при свидетеле. Были гиммели в виде мужских перстней, несущих аналогичный смысл, но в деловых отношениях. Гиммели встречаются в разных культурах с древности. У кого-то это символ любви, для других memento mori, напоминание о хрупкости бытия. Но принцип всегда один: руки держат некую центральную часть. В нашем случае я сделала её съёмной, это кольца-конструкторы. Можно коллекционировать вставки, менять их, делать какие-то на заказ. И каждый раз надевать новое украшение. Или, вспоминая о наших корнях азиатских кочевников, можно легко и быстро собрать всё самое дорогое и пуститься в путь. 

Расскажите немного о дальнейшей жизни Lenaginarium? И ещё одном Вашем проекте HLEB Atelier.

Дневник постепенно собрал вокруг себя тех, кому близок мой вкус и подход к украшениям, и приобрёл своих заказчиков. Как правило это иная аудитория, чем E2J. Lenaginarium – мир моей фантазии, благодаря которой украшения получают новую жизнь. Я их называю вещами, которые нужно спасти. Их очень любили, часто носили, и во многом поэтому они сломались и оказались на обочине. Мне нравится придавать им новый смысл, осовременивать их, что-то восстанавливая, что-то меняя и добавляя. Придумать новое для старого помогает опять же насмотренность. Заказчики приходят ко мне со своими историями, которым я даю второе дыхание. Я всегда спасу то, что можно спасти, вместо утраченного же предложу что-то новое, но отвечающее характеру украшений. Предпочитаю не врать, не пытаться восстановить в точности, как было. Часто это и невозможно из-за отсутствия таких материалов или мастеров. Многие техники утрачены, что-то в принципе нельзя продублировать. Так, не бывает двух одинаковых кораллов. 

В рамках Lenaginarium запускаются разные проекты. Например, серия работ с масками Memento Mosquito. Моя подруга антиквар-хантер Татьяна Бобкова показала мне прекрасную старинную камею с очень хорошей резьбой, но практически стёртым лицом. Кто будет такое носить? Это была как раз вещь, ждущая спасения! И я надела на неё маску, закрывшую повреждения, и сделала подвеской. Эта работа стала отправной точкой серии из 12 классических венецианских масок-типажей. Мы искали камеи и дополняли их масками. И миниатюрами насекомых. Коллекция носила метафорический смысл. За масками в Венеции когда-то скрывались от чумы, которую разносили в том числе насекомые. Мы показали коллекцию в прошлом году, и как же она наложилась на пандемийную реальность! Аллегорический смысл украшений – в уязвимости человека, причём не только перед лицом стихийных явлений, но и социума, в желании защитить себя с помощью такого рода оберегов, скрывающих твою суть и противостоящих любому внешнему злу.

  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом
  • Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом

Иногда я покупаю вещи, с которыми заказчики хотят расстаться, дорабатываю и показываю их, и через Lenaginarium они находят новых владельцев. Под каждую вещь есть владелец, просто нужно помочь им встретиться. Сложилось много знакомств в этой сфере, в том числе с культовыми художниками-ювелирами, и я что-то подбираю для своих клиентов, помогаю советом или контактами. А HLEB – это классическое ювелирное ателье, куда можно принести свои камни и сделать из них ювелирное украшение в классическом понимании. Например, традиционное кольцо с бриллиантами. Такие просьбы тоже бывали, и я подумала, почему нет. Получается, такая ювелирная микро Вселенная, замкнутая на мне. 

© 2023 Частная Коллекция

Наверх