Now Reading
Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»

Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»

Авторский проект Elena Okutova – это семейный бизнес, существующий уже 13 лет. В его истории есть заказы от голливудских звёзд и участие в самой почётной ювелирной выставке Старого света GemGenève. Елена называет его своим счастливым ребёнком. И действительно: это своего рода слепок личности создательницы, которая считает свои произведения больше чем просто украшениями. Окружённые любовью и рождённые силой её фантазии, они дарят своим новым владельцам целый мир и иное восприятие себя. 

Беседовала Надя Куприна

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Художник-ювелир Елена Окутова. Фото: Дарья Алтабаева

Как появился ваш интерес к ювелирным украшениям?

Я с детства рисовала, занималась в разных студиях и была вовлечена в искусство. Украшения  присутствовали на моих детских рисунках, их я с интересом изучала в работах Васнецова, Репина, Брюллова, Врубеля.

Рисование во многом определило выбор вуза – МГХПУ им. С.Г. Строганова. Нам посоветовали сразу выбирать между кафедрами декоративно-прикладного искусства: стеклом, керамикой и металлом. 

Я подумала и выбрала кафедру художественной обработки металла: в моём воображении металл смотрел в вечность, тогда как стекло и керамика показались мне очень хрупкими. Наша кафедра даёт довольно широкое представление о металле: обучение идёт от больших форм к малым. И у меня была возможность попробовать разные направления, а потом уже сформулировать, что понравилось больше. Сперва была кузня, обмеры решёток, оград, их отрисовка, но я понимала, что это не мой масштаб: всё очень большое, невозможно сразу охватить взором.

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Elena Okutova. Брошь «Папирус» с синтезированным рубином, красной шпинелью, родолитами и горячей эмалью. Фото: Елена Окутова

На 3-м курсе мы начали изучать ювелирное искусство. Параллельно делали обмеры музейных предметов. И это оказалось интересным: вглядываться в предмет, анализировать, какая техника использовалась, как конкретный орнамент изготавливали. 

Ювелирный мир привлек сразу: камерный, соразмерный, со множеством деталей и подробностей. 

Расскажите о первых шагах в профессии.

С 4-го курса я начала подрабатывать как дизайнер, рисовать эскизы. В наш университет приходили представители ювелирных компаний и можно было попробовать себя в качестве художника-ювелира. У меня пошло это направление. Мне понравился формат: каждый раз новая тема, надо придумать эскиз и попытаться сделать так, чтобы он подошел заказчику и были соблюдены технические условия. 

К моменту окончания вуза я уже год работала как художник-ювелир в штате. Это была интересная частная компания, работающая с привезёнными камнями. Камни были необычные, я впервые тогда увидела крупные иолиты, разноцветную шпинель, звездчатые сапфиры и рубины в породе. Я работала непосредственно с заказчиками над индивидуальными проектами. И это огромный опыт для художника: проходить путь от совместного формулирования идеи, утверждения эскиза до готового украшения. В соседнем помещении был цех, где изготавливали украшения. В мои задачи входило арт-сопровождение, когда вы курируете каждый этап, и все спорные моменты с вами обсуждаются. Я изучала, как процесс изготовления устроен изнутри, какие существуют технические возможности и ограничения.

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Elena Okutova. Кольцо «Пегги Гуггенхайм» из желтого и белого золота 750 пробы с рутиловым кварцем, цаворитами, хризолитами, цветопеременными гранатами и горячей эмалью. Фото: Елена Окутова

Очень благодарна команде — мастера с самого начала приняли меня и делились практическими наблюдениями и ювелирными секретами. Я считаю, что у меня была необыкновенно удачная ситуация: сразу из лона теории я перешла в практическую среду, и увидела как организовано частное ювелирное дело изнутри.

Как вы пришли к созданию собственной марки?

В какой-то момент я достигла потолка в первой фирме: поняла, что не вижу для себя перспектив на этой территории. Уходя, я предупредила об этом своих постоянных заказчиков. Оказалось, что у одной из клиенток намечалось ювелирное производство и меня пригласили в проект — на деле ещё ничего не было, но ей хотелось попробовать.  

Вторая компания представляла собой чистый лист и это было очень волнительно. Когда вы присоединяетесь к компании, существующей десять лет, у вас есть внутренняя иллюзия уверенности в следующих годах. А когда ещё ничего нет, то перед глазами два сценария: что вообще ничего не получится или получится что-то хорошее. Но всё сложилось удачно. Это, конечно, совершенно особенное чувство: создание первой серии эскизов, поиск мастеров, обсуждение проекта и его воплощение. Ещё вчера ничего не было, а спустя полгода вы держите в руках коллекцию украшений. Для меня это явилось важным опытом: участвовать в построении нового шаг за шагом и видеть результат своего труда.

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Elena Okutova. Двусторонние серьги «Рококо» с коричневыми сапфирами, цветопеременными гранатами, кварцами с хлоритом, голубыми топазами и розовым перламутром. Фото: Елена Окутова

Предпринимательство изначально предполагает, что вы более активный, гибкий, адаптивный. Это тоже форма творчества, но задействованы иные инструменты. До определённого момента мне казалось, что мне это чуждо и я вполне реализована на месте наёмного сотрудника. 

Но сложилось так, что у меня было несколько совместных партнёрских проектов. Правда, в очередной раз возникла проблема авторских прав, когда имя художника не упоминается, несмотря на все договоренности. И этот вопрос стал ключевым: мой капитал в виде имени, к сожалению, не развивался. В какой-то момент я решила, что раз не до конца удовлетворяются мои потребности, значит, надо взять паузу. Я ушла преподавать в художественную школу — заниматься искусством ради искусства, параллельно работала иллюстратором в журнале и расписывала стены на заказ. 

И вот в какой-то момент мне просто стали звонить клиенты. Как-то находили мой номер, знали кому я создавала коллекции украшений. Спрашивали, может быть, есть что-то из украшений. Всё это время я пробовала делать в стол какие-то предметы, так, из любопытства, для себя. Собралась личная коллекция, и её стали покупать. Неожиданно оказалось, что самостоятельное ювелирное направление стало мои самым успешным проектом и давалось легче всего.  Так в 2009 году появился свой проект. Я оформила ИП по рекомендации подруги-юриста. Как первый камень, заложенный в фундамент будущего дома. 

А через год уже стало понятно, что я не справляюсь с заказами одна, и ко мне присоединились мама и муж. Поначалу проект казался вызовом и авантюрой. Но в глубине души было чувство, что всё складывается, как надо, и что всё будет хорошо.

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Elena Okutova. Кулон «Константинополь» с лунным камнем, аметистами, гранатом, родолитом и горячей эмалью. Фото: Елена Окутова

Какие стилистические доминанты вы для себя очертили?

Я всегда обращалась к истории. Первое время меня вдохновляло начало XX века, особенно лаконичные элегантные проекты Cartier 20-30 гг, Bvlgari, Verdura, Tiffany & Co. Второе большое вдохновение — роскошная Византия,  к которой у меня особое тёплое отношение. И, конечно же, сказочное искусство Средневековья. 

У каждого художника свой почерк. Слепок впечатлений о мире. Он очень субъективный и, как правило, имеет корни — собирается с раннего детства, в какой-то период уплотняется, корректируется, обрастает новыми деталями. Это видение, характерное построение предметов будет сквозить через все украшения и напоминать об авторе. 

В моих вещах изначально было много цвета, деталей и асимметричных решений. Эклектика, напоминающая о взаимной проницаемости культур. Это, как правило, собирательный образ. Например, в коллекции есть кольцо Этруски, с характерной архитектурной тяжеловесностью и процитированными геометрическими орнаментами Древней Этрурии. Но в то же самое время это фантазия на тему того, каким могло бы быть ювелирное искусство тех времён, как могла бы тогда выглядеть женщина и какие украшения носила бы. Это всегда очень личное впечатление от эпохи, окрашенное моим воображением, литературным и художественным опытом. Конечно, я опираюсь на примеры из  истории искусства, но не меньше мне нравится фантазировать на тему, как это могло бы быть. 

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Кольца Elena Okutova. Фото: Ксения Засецкая

Опишите пластический язык своих украшений.

Большая часть украшений вырезана скульптором в воске и отлита в серебре или золоте. Я широко использую выемчатую горячую эмаль. В моём случае это была любовь с первого взгляда. Не скажу, что каждый заказчик настолько же пленён горячей эмалью, но нам удалось раскрыть эту технику в работах и познакомить аудиторию с богатством её цветовой палитры. С одной стороны, техника известная людям, историческая – но больше примеров использования горячей эмали чистых открытых цветов: красной, синей, зелёной. А я, наоборот, больше люблю сложносочинённые цвета: дымчато- серый, чернично-лиловый, эвкалиптово-зелёный, табачно-болотный. В наших украшениях много тональных растяжек, градиентов, цветовых диалогов.

Нередко ювелиры в отношении камней довольно консервативны. Ведь ювелирный мир ассоциируется с инвестициями. У меня же изначально не было намерения делать предметы из «инвестиционных» материалов  для сохранения или вложения денег. Моя ниша – эмоциональные украшения, которые погружают в какую-то фантазию, игру. И тут в силу концепции можно обращаться к разным материалам, так как значение имеет прежде всего замысел и как именно он реализован: композиция, мастерство, удобство. Материалы в данном случае вторичны, фактически это краски, для того чтобы подсветить какую-то концепцию. 

У подобной ниши есть определённые риски. Но сработало моё видение, пластический язык, ни на кого не похожий, как потом выяснилось. Я не анализировала, а просто делала то, что мне нравится. Позже, когда люди объясняли, почему они купили именно наши предметы и что их привлекло, я поняла, что работы отличает цвет и техника. А то, что я использую поделочные или синтезированные камни, никого не смущало. 

Мне важно, чтобы у камня была глубина, внутренний мир, подвижность цвета. Есть несколько любимых камней. Пренит – бледно-зелёный, очень разный, каждый раз с интересными включениями. Лабрадорит – замечательный камень серого цвета. Бывает полупрозрачным с «песком», мой любимый вид. И с потрясающей иризацией: красным, фиолетовым, жёлтым, зелёным, синим. Такой камень можно погрузить в любой контекст, и он расцветёт по-своему.

Ценовая категория и характер наших украшений подходят людям, которые многое видели и у которых, как правило, что-то было до нас в коллекции. Например, предметы известных брендов, но не индивидуальные заказы. К нам обращаются за чем-то оригинальным, что не встречали ранее – мы удовлетворяем эту потребность полностью. 

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Кольца Elena Okutova. Фото: Елена Окутова

Как сформирована коллекция украшений Elena Okutova? Есть ли некий модельный ряд?

В моём случае все украшения это единая большая коллекция. Обычно рождается какой-то один предмет, а бывает, что сразу складывается целая серия работ, как случилось с коллекциями «Древние страны», «Индокитай».

Но я ощущаю это единой линией, непрерывным полотном. У него бывают ответвления, чуть в одну культуру, чуть в другую. Сейчас готовится новая линия о Ренессансе, пластические ходы будут те же, но вещи небольшого размера, более подробные. 

Все украшения создаются в единственном цветовом исполнении. Форма может повториться, но цветом и деталями она наполняется всегда по-разному. Так как это ручное производство от начала до конца, помимо цветового решения можно проследить, как меняются технические решения. Мы граним камни индивидуально, и это позволяет кардинально менять характер модели.

Есть и направление предметов без какого-либо повтора в единственном экземпляре.

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Elena Okutova. «Кольцо со средневековых картин» с сапфиром «Падпараджа» и горячей эмалью. Фото: Елена Окутова

Что вы вкладываете в свои произведения, помимо художественной составляющей?

Проект очень объёмный, он посвящён не только ювелирному искусству. Он посвящён изучению себя и других людей, наблюдению за нашей связанностью в этом мире. Мы части целого. Это кажется, что мы случайные элементы, но мы все переплетены в этом мире и оказываем влияние друг на друга. 

Смотрите также
Елена Есаулова E2J, E2J: украшения-механизмы со смыслом

Помимо собственной заложенной истории мне важно, чтобы украшение органично вошло в жизнь человека.

Мы занимаемся тем, что создаём пространство для встречи предмета и человека. Украшения надо воспринимать в контексте: конкретный предмет с  конкретным человеком. И больше всего я люблю момент встречи: когда человек обретает Своё украшение. Тогда оно действительно дополняет и украшает.

Elena Okutova Jewellery Елена Окутова, Художник-ювелир Елена Окутова: «Я создаю пространство для чуда»
Кольца Elena Okutova. Фото: Ксения Засецкая

Это зависит от внутреннего состояния человека, не только от вещи. Важна синхронизация. Нам часто говорят: надо же как актрисе Еве Грин идут ваши кольца. За 12 лет нашего знакомства у нее собралась целая коллекция из 49 наших предметов (и все эти вещи она покупала). Ева сама выбирала камни, цвета, модели, и через этот выбор проявлялась её самость. 

Меня восхищает, когда вещи так живут. Кольцо – это прекрасный символ, ёмкий, который может быть с вами каждый день. Как чётки для медитации. Вы можете к нему обращаться, и оно, в свою очередь, будет напоминать о чём-то важном  – если вы так выстроите отношения. Мне всегда хотелось поделиться именно таким способом взаимодействия с ювелирным предметом. Эта вещь может быть вашим другом, спутником, союзником.

© 2022 Частная Коллекция

Наверх