Эпатажные, даже шокирующие украшения Скиапарелли – воплощение сюрреализма в ювелирном дизайне. Сегодня среди поклонниц наследия этой итальянки – Леди Гага, Ким Кардашьян и десятки других знаменитостей. Не говоря уже о коллекционерах, которые охотятся за винтажной бижутерией Schiaparelli по всему миру.
Марина Волкова
Стиль Скиапарелли знает каждый. И отнюдь не по музейным экспозициям. Хотя в последнее время и выставок, посвящённых дизайнеру, было немало, взять к примеру грандиозное шоу в Музее Декоративных искусств в Париже в 2022 году. В наши дни «амбассадорами» дизайна «Скиап», как коротко называли модельера французы (а ведь Эльза прославилась именно во Франции), стали рэперши, поп-дивы и голливудские звёзды. Ничего удивительного, ведь где ещё место этим фантасмагоричным нарядам и заметным украшениям, как не на красной дорожке. Каждую коллекцию можно разобрать на образы Met Gala! Если вспомнить недавний выпуск, то это, например, сенсационный «ювелирный» наряд Дженнифер Лопес – полупрозрачное платье-футляр Schiaparelli, расшитое жемчугом и стразами.
Дома Скиапарелли не существовало больше полувека, но в начале 2000-х владелец империи Tod’s выкупил угасший бренд, и в 2019-м новый креативный директор, дизайнер Дэниэл Роузберри триумфально вернул Schiaparelli в игру. Эльза любила броши. Оммажем этому её увлечению стала одна из самых узнаваемых вещей новой эры Schiaparelli – брошь в виде гигантского позолоченного голубя с оливковой ветвью в клюве, украшавшая платье Леди Гага во время исполнения гимна на инаугурации Джо Байдена. Таблоиды тогда буквально взорвались заголовками вроде «Она затмила главного «фигуранта дела»!». Вещь и правда запоминающаяся. И показательная, ведь Эльзу прославили коллаборации с друзьями из мира искусства. Брошь с инаугурации также «взята» с рисунка Пикассо 1949 года. Да и сама идея укладывается в понятие моды, которое Эльза заявляла на страницах своей автобиографии «Моя шокирующая жизнь»: «Моду рождают перемены, направления или даже политика, ее никогда не создают плиссировка, подкладка на меху или длина юбки».
Крупные формы, моно материалы, знаковая роль украшения – вот составляющая ювелирных произведений Дома Скиапарелли. Строго говоря, с точки зрения материалов, это, конечно, бижутерия. Правда, продававшаяся в бутике на Вандомской площади, Мекке ювелирной Европы. Или же про вещи Скиап можно сказать, что это арт-украшения коллекционного ряда – если ценить в них прежде всего дерзость, театральность и фантазию. Не зря главная конкурентка Скиапарелли на предвоенном парижском подиуме Габриэль Шанель обзывала её «этой художницей, которая пытается шить платья».
Сегодня за аутентичной Schiaparelli охотятся коллекционеры необычных ювелирных украшений, вроде владелицы московской галереи Vintage Dream Ольги Лефферс, собиравшей украшения Скиап больше 17 лет и даже устроившей в 2018-м тематическую выставку Shocking Elsa на родине кутюрье в Италии. Рядовому покупателю, правда, доступны по большей части лишь поздние вещи Дома, в которых не так явно читается стиль «валькирии сюрреализма», как любили называть Скиапарелли друзья.
Украшения в коллекциях дизайнера появились сразу. Им всегда отводилось видное место, они были органичным дополнением. Модельер одной из первых начала создавать концептуальные монолинии, полностью посвящённые какой-то одной теме, будь то цирк или язычество. (Последнее, кстати, не для красного словца: Эльза всегда интересовалась историей религий, изучала теософию, вращалась в кругах медиумов и всяческих знатоков потустороннего. И даже была замужем за экстрасенсом. Он, правда, предсказуемо оказался мошенником.) Украшения органично вплетались в «тело» наряда: дизайнер использовала пуговицы в виде объёмных бабочек, цветов и фруктов, продолжавших рисунок на платье, или массивных фарфоровых акробатов и астрологических знаков, дополнявших мизансцену на костюме.
Эти вещи пугали своей реалистичностью. Как, например, одна из самых узнаваемых ювелирных работ Дома – колье из прозрачного пластика с закреплёнными на нём фигурками металлических жуков: зрителю казалось, что насекомые ползают по шее светской львицы. В основу этого украшения легли эскизы художника-сюрреалиста Кристиана Берара. Ювелирные пуговицы, кстати, – тоже от сюрреалиста, химика, дизайнера и правнука Виктора Гюго Жана Клемана.
Самым же известным соавтором Скиапарелли стал Сальвадор Дали, её друг, поклонник и во многом деловой партнёр. Они познакомились на премьере «Андалузского пса», как ходят слухи, под диалог следующего рода: «Вы одеваетесь в стиле моих картин!», «Нет, это Вы пишете картины в стиле моих нарядов!». Помимо fashion-икон вроде вечернего платья с узнаваемым лобстером Дали, платья-скелета и шляпы-туфли (а также шляпы-отбивной) у творческого тандема были и свои ювелирные удачи. Серьги, представлявшие собой телефон с омаром, – миниатюрная копия аналогичной сумки, которую Дали придумал для Schiaparelli. Или же его иконическая брошь в виде гигантской моли в полплеча, украшавшая шерстяную мантилью.
В начале 1930-х появились легендарные серьги Schiaparelli, изображающие всевидящее око, – фантазия ещё одного ключевого соавтора Эльзы Жана Кокто.
А также колье «Аспирин» по дизайну Эльзы Триоле, спутницы Луи Арагона и сестры Лили Брик: цветные фарфоровые бусины – в виде таблеток аспирина, которые так нужны с утра, если прокутил всю ночь. 1930-е – время расцвета дизайна Скиапарелли. Тут и ювелирные коллекции с Альберто Джакометти (броши, браслеты и, конечно, пуговицы в виде бронзовых наяд), и меховые браслеты от Мерет Оппенгейм, художницы-акционистки, известной своей коллекцией меховой посуды Déjeuner en fourrure.
В конце 1930-х для Скиапарелли творил Жан-Пьер Роже, культовое имя в среде любителей винтажной бижутерии. Именно тогда под эгидой Дома в украшениях стало незазорным использовать стразы. На Скиапарелли работали и Лина Баретти, ещё одно имя из мира редкого винтажа, и молодой Жан Шлюмберже. Портфолио Скиап уже из 1940-х – это золотые воротнички, подменявшие настоящие, и броши в виде факелов и… фонарных столбов, светившихся благодаря вставленной внутрь батарейке.
Конечно, если брать дизайн, произведения Скиапарелли – порождение и идеальное воплощение сюрреализма. Будь то одежда, аксессуары (одной из последних работ Дома до закрытия в 1954-м была как раз фантасмагорическая коллекция очков с целлофановой бахромой) и, конечно, украшения. Если обобщить ювелирный канон по Скиапарелли, то это эпатаж, гипертрофированные образы, препарирование человеческого тела и самые странные материалы из возможных (дизайнер интересовалась всем, что попадалось под руку, включая карандаши, перья, скрепки, даже шнурки).
И эти запоминающиеся образы продолжают жить. Schiaparelli и Дэниэл Роузберри сегодня выпускают отдельные аксессуарные линейки, следуя иконическим мотивам Эльзы Скиапарелли. В коллекции-2023, например, есть и вызолоченные, жутковато достоверные ногти-кольца (когда-то общественность шокировали такие перчатки Дома, созданные Дали), и серьги в виде разных частей тела, включая филейную, и безумные очки, и массивнейшие броши в виде ставшего культовым ока от Кокто.