На январских праздниках можно наконец сделать то, что не успевал на протяжении всего прошлого года, – сходить на выставку. Конечно, ювелирную! В этом году выбор большой: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
Москва
ГИМ
В столице в этом году проходит, как минимум, пять достойных внимания выставок на ювелирную тему. Начнем с Государственного Исторического музея (ГИМ), так как его посещение можно совместить с семейным походом на Рождественскую ярмарку и каток на Красной площади. В его стенах сейчас проходят две экспозиции. Первая, «Россия — Любовь моя!» показывает работы победителей государственного конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век». Конкурс проводится Гохраном России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации по 14 номинациям в ювелирном, камнерезном и оружейном направлениях.
Вторая выставка, «Драгоценности! Блеск русского двора» объединяет шедевры ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею портретов из собрания Государственного Эрмитажа. Русский императорский Двор славился невероятной изысканностью и богатством. В Государственном Эрмитаже хранится одно из крупнейших в мире собраний произведений искусства, и коллекция драгоценностей занимает в нем особое место. На протяжении столетий она создавалась как императорская, в нее попадали только лучшие изделия отечественных и зарубежных мастеров. На выставке в Историческом музее будут представлены ювелирные изделия XVII – начала XX вв. – они неизменно привлекают внимание посетителей удивительной тонкостью работы, изысканностью форм, благородством и редкостью драгоценных камней, а также возможностью погрузиться в многовековую историю ювелирного дела, хранимую ее блистательными «очевидцами».
Всероссийский музей декоративного искусства
Всероссийский музей декоративного искусства подводит итоги масштабного проекта «Придумано и сделано в России» и по результатам IV конкурса-биеннале проводит выставку предметного дизайна. На ней собраны лучшие образцы российского дизайна: мебель, светильники, декор, текстиль, интерьерные игрушки, а также ювелирные украшения из традиционных и экспериментальных материалов.
В этом же музее проходит еще одна интересная выставка – «Советское драгоценное. Авторский костюм и ювелирные украшения 1960-1980-х годов». Проект посвящен одежде и украшениям эпохи творческих экспериментов советской интеллигенции 1960-1980-х годов. На ней представлены модели женской одежды и ювелирные украшения немассового производства, появившиеся в СССР.
«Царицыно»
В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» продолжает идти созвучная (тоже про советский период), но более масштабная выставка, посвященная авторскому ювелирному искусству Ленинграда / Санкт-Петербурга. В экспозиции – около 250 работ, созданных 51 художником за последние 60 лет. О богатом наследии художников-ювелиров СССР сегодня знает лишь узкий круг специалистов. Многие полагают, что ювелирное искусство в России существовало только в эпоху Карла Фаберже, потом исчезло, и лишь в последние десятилетие начало возрождаться. Произведения советских художников второй половины XX века все еще остаются малоизученными. Выставка «Невская перспектива» стремится восполнить этот пробел. Вдобавок, это отличный повод посетить дворцовый комплекс «Царицыно» тем, кто все никак туда не доедет.
Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж
«Безмерно обожая изумруд…» – эта строка из поэмы «Зофья» Иосифа Бродского дала название большой выставке ювелирных украшений и драгоценных предметов с изумрудами в Эрмитаже, в «Синей спальне» Зимнего дворца.
Отношение к изумруду ‒ камню, являющемуся разновидностью берилла зелёного цвета ‒ с глубокой древности, было глубоко почтительным, почти магическим. Изумруд высоко ценился, соперничая с алмазом.
Изумруд наделяли множеством чудесных качеств. Считалось, что он «самый красивый и очень ценный, обладает силой для пользы и успеха во всяком деле», «умножает состояние». Реальные и магические свойства изумруда дошли до нас через легенды, мифы и памятники ювелирного искусства.
Новый выставочный проект Эрмитажа представляет изумрудные изделия, выполненные мастерами разных стран на протяжении нескольких тысячелетий. В зале можно увидеть разнообразные украшения, миниатюрные скульптуры, геммы, табакерки, образцы парадного оружия. Неотъемлемой частью экспозиции являются проектные рисунки петербургских ювелиров конца XIX – начала XX века. Выставка, построенная по хронологическому принципу, рассказывает об особенностях отношения к изумруду и методам обработки этого великолепного минерала в разное время.
На экспозиции показаны работы античных мастеров, редкие произведения эпохи Средневековья; драгоценности Византии и Древней Руси, в которых изумруды играют не только декоративную роль. Репертуар тем и художественных средств постклассических резчиков позволяет наслаждаться чудесами искусной миниатюрной работы, совершенством линий, изысканным ритмом и глубиной образов. В витринах демонстрируются подвески, перстни XVI–XVII веков, нагрудные кресты, декорированные большим количеством изумрудов разных форм.
Безусловным шедевром является ренессансная подвеска в виде каравеллы, выполненная испанскими мастерами. Обращают на себя внимания великолепные изделия, созданные ювелирами Востока, часто преподносимые к российскому двору в составе дипломатических подарков. Широко представлены произведения европейских резчиков середины и второй половины XVIII столетия. Это часы, табакерки, перстни, заколки и другие предметы, в которых тонкости камнерезного искусства сочетаются с изыском мастерства ювелиров. Во второй половине XIX века искусство художественной обработки изумрудов достигло наивысшего совершенства. Но виртуозно выполненные комплекты, изображенные на царских парадных портретах, не стали частью собрания музея, и лишь показанные на выставке проекты изделий помогут нам представить разнообразие, элегантность и изысканность сочетаний камня и оправы.
Выставка проходит до 8 июня 2025 года.
Музей Фаберже
В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге до 8 января работает громкий выставочный проект художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова «На свет из темноты» – успейте посетить. Около 100 произведений современного ювелирного искусства будут представлены в стенах Шуваловского дворца, хранящего наследие Карла Фаберже и других выдающихся ювелиров прошлого.
Идея проекта «На свет из темноты» — это путешествие в Храм души, путь познания и поиск себя через образ бабочки, стремящейся к свету. Ювелирные произведения сопровождаются цитатами автора и его размышлениями о трансформации общества, о свете и тьме.
Центральная работа выставки — механический ювелирный арт-объект в виде двухметрового солнечного диска. Архитектурное оформление выставки, разместившейся на двух этажах нового выставочного пространства Музея Фаберже, подчинено пути к внутреннему Храму, проходящему через колоннаду — символ духовных опор. Ряды колонн символизируют стеклянные витрины, внутри которых парят застывшие в невесомости бабочки.
«”На свет из темноты” — это проект о пространстве внутри каждого из нас, где всё замерло в ожидании света… Света, которого ждут, чтобы раскинуть руки и вдохнуть глубоко, как свежий воздух, пронизанный и согретый лучами солнца. Нам стоит только принять свет, наполниться им и жить, освещая собой окружающий нас мир», — говорит художник Ильгиз Фазулзянов.
Екатеринбург
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Конкурсная выставка «Металл, камень, идея – 2024»
В столице Урала главные ювелирные события традиционно разворачиваются в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства. До 12 января проходит конкурсная выставка «Металл, камень, идея» – проект года в Музее. Тем более, что минувшей осенью самый открытый и самый жизнестойкий профильный конкурс в России праздновал 25-летие. А вдохновитель конкурса – знаменитый художник, камнерез, живописец, предприниматель и патриот Алексей Козьмич Денисов-Уральский – и вовсе – 160-летие.
В этом году в конкурсе принимают участие 282 художника из 28 регионов России, 555 работ — рекордное число регионов и заявленных произведений за всю историю проведения конкурса. Двадцать пять лет конкурс прирастал номинациями, получил государственную поддержку, от регионального в последние годы стал всероссийским, но сохранил открытость и ежегодно служит цели демонстрации высоких достижений современных российских авторов и исполнителей произведений ювелирного, камнерезного и гранильного искусства.
Невский триумвират
«Невский Триумвират» – выставка трех известных петербургских художников камня работает там же до 26 января.
Некогда, во второй половине 1990-х годов, Антон Ананьев, Александр Веселовский и Владимир Путрин начинали свой творческий путь в одной мастерской и долгое время работали совместно, локоть к локтю. В Петербурге их группу принято называть «вторым поколением камнерезов». Позже каждый из них пошёл собственной дорогой, но определенная связь между ними сохранилась. Именно поэтому выставочный проект, предлагаемый вниманию посетителей музея, носит название «Невский Триумвират».
Триумвиратом в Древнем Риме называли объединение трех влиятельных личностей с целью достижения некой общей цели. Целью для трех художников из города на берегах Невы, более четверти века работающих с твердым цветным камнем, стала ретроспективная демонстрация особенностей собственного творчества.
Экспозиция включает в себя новые работы, созданные в последние годы, и предметы с историей, уже много лет находящиеся в собраниях коллекционеров.
Выставка памяти камнереза Деменюка
До 12 января продолжается выставка памяти художника и выдающегося реставратора Юрия Демянюка. Он покинул нас 6 мая 2024 года, но с нами навечно остаются его непревзойденные работы. Часть из них сейчас представлена в Музее.