Олег Краснов
То, что вдохновляло модернистов в первой четверти XX века в создании искусства нового времени, находило отражение и в ювелирных экспериментах. Примитивизм, геометрия, ритуальные маски Африки и Океании, – все это «отпечаталось» на картинах, фотографиях и скульптурах, а позже – в подвесках, серьгах, брошах и других объектах. Фронтмены здесь – Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Однако и их соратники со всей Европы и США также потрудились для инноваций в дизайне украшений.
Александр Колдер
Легендарная Пегги Гуггенхайм хвасталась: «Я единственная женщина в мире, которая способна носить его огромные серьги-мобили». Действительно, для украшений, созданных знаменитым американцем, довольно часто требовалось пространство вокруг. Точнее – для тех, кто осмеливался их надевать. Желающих же, впрочем, всегда было достаточно, от коллекционера Мэри Рокфеллер до куратора нью-йоркского MoMA Дороти Миллер.
Колдер начал делать украшения еще в детстве для кукол своей сестры. Позже, работа над скульптурами и живописью в его мастерской шла рука об руку с созданием брошей, серег и ожерелий. За свою карьеру он сделал несколько тысяч украшений из металла и серебра, каждое из которых уникально.
Жан Арп
Еще один любимец Пегги Гуггенхайм, французский скульптор-модернист и один из основателей дадаизма Жан Арп, сделал трагически малое количество ювелирных украшений. Каждое из них сегодня – коллекционная редкость. Он заинтересовался дизайном только в зрелые годы. Созданные Арпом изделия легко узнаваемы как часть его излюбленных биоморфных форм с мягкими контурами. Большинство из них созданы на рубеже 1950-60-х годов в сотрудничестве с ювелиром Франсуа Гюго, выпускавшем в своих мастерских в Экс-ан-Провансе драгоценности по дизайну Пабло Пикассо и Андре Дерена.
Лучо Фонтана
Итальянский художник-новатор и скульптор, прославившийся дырами и разрезами на своих полотнах, так же оставил крошечное ювелирное наследие, за которым сегодня охотятся коллекционеры. Свои фирменные дыры – «новые измерения, выходящие за рамки изобразительной плоскости», – он перенес и на серию браслетов и ожерелье, созданные в сотрудничестве с ювелиром Джанкарло Монтебелло в 1967 году. Смерть художника через год после начала выпуска изделий помешала изготовить даже запланированный тираж в 150 экземпляров. Например, таких массивных браслетов Elisse Concetto Spaziale (LF3) было выпущено всего семь.
Фаусто Мелотти
Еще один итальянский скульптор начинал как активный участник движения футуристов, а позже занял лидирующие позиции в круге миланских художников-абстракционистов наряду с Лучо Фонтана. К созданию ювелирных изделий он обратился уже в зените своей карьеры в конце 1970-х годов. Их геометричность и музыкальность являются отражением его ранних исследований в области музыки и инженерии. Свои объекты из золота и драгоценных и полудрагоценных камней – броши, серьги и подвески он, как правило, выпускал малым тиражом (8 экз. + 4 авторских).
Ман Рэй
Свою первую подвеску из золота с лазуритом La Jolie художник и фотограф Ман Рэй сделал в 1961 году для Международной выставки современных ювелирных изделий в Goldsmiths Hall в Лондоне. Она была выполнена в форме профиля его жены Джульетты и названа в честь нее. Спустя девять лет в сотрудничестве с итальянцем Джанкарло Монтебелло подвеска была выпущена тиражом 12 экз. Сегодня она встречается на аукционах с эстимейтом $50-80 тыс. До самой смерти в 1976 году художник продолжал коллаборацию с Монтебелло: известно немало самых разных изделий из золота, созданных за шесть лет их союза.
Роберто Матта
Колье из золота и стеклянных бусин отражает главные источники вдохновения и исследования сюрреалиста Роберто Матты – психоанализ, спиритизм и древние племенные традиции. Подвески в форме летучих мышей, считающихся символами смерти и возрождения и занимающих важное место в духовных и мистических традициях многих народов, выполнены из золота; их глаза – из бриллиантов и рубинов. Колье было выпущено в 1974 году тиражом 11 экз. В последний раз одно из них было продано на Christie’s в 2016-м за $22,5 тыс.
Жорж Брак
Драгоценное во всех смыслах наследие одного из основателей кубизма Жоржа Брака родилось из энтузиазма ювелира барона Хегера де Лёвенфельда, которого художник называл «продолжением своих рук». Именно благодаря ему в 1961 году он обратил внимание на ювелирный дизайн и, используя образы своих литографий и графических произведений по теме древнегреческой мифологии, создал более сотни произведений в золоте. Спустя два года их совместная серия была представлена в парижском Лувре, а затем гастролировала по миру.
Жан Кокто
Лаконичные мифологические образы перекочевали в ювелирные изделия Жана Кокто прямо из его графики. Художник, поэт и театральный режиссер создал всего несколько видов изделий в 1958 году, растиражированных маркой Madeleine Jolly Studios. В последующие два года он создал еще тринадцать ювелирных вещей для Франсуа Гюго, ювелира и правнука великого писателя.
Джорджо де Кирико
Первый ювелирный опыт метафизика и сюрреалиста де Кирико случился по любви: в 1956-м для своей жены Изабеллы он создал большую брошь из золота и бриллиантов и украшенную тремя крупными жемчужинами. К сожалению, он остался скорее случайностью на почве страсти – к дизайну художник вернулся лишь спустя пятнадцать лет. Зато создал целую серию подвесок и других изделий в форме основных тематических героев своих картин – муз, археологов, трубадуров, лошадей, масок и безликих человеческих тел.
Альберто Джакометти
В 1929 году еще молодой швейцарский скульптор Альберто Джакометти получил заказ на оформление парижского бутика Эльзы Скиапарелли: это хоть как-то позволяло ныне одному из самых дорогих художников мира сводить концы с концами. Вместе с дизайном интерьера и витрин, ему позволили выпустить и несколько ювелирных объектов, включая броши и пуговицы. Изображенные на них фигуры впоследствии стали главными объектами в иконографии художника.