Иногда художницы, представительницы так называемых изящных искусств, обращаются к ювелирному делу, разновидности декоративно-прикладного творчества. И тогда такие украшения становятся еще и художественным высказыванием и предметом коллекционирования. Расскажем о восьми ключевых фигурах, включая коммунисток, сюрреалисток и музу Джона Леннона. И их зачастую эпатирующих украшениях.
Текст Марины Волковой

Космический шок
Русско-французская художница Надя Ходасевич-Леже, супруга кубиста
Фернана Леже, также проявила себя как дизайнер и ювелир. Причём самая
значительная коллекция украшений по её дизайну оказалась в Кремле.
Родом из Беларуси (тогда, из Минской губернии), ученица Малевича, Леже прославилась во Франции. Её коллекцию украшений в «космическом» стиле датируют 1970-ми годами.

Вдохновением для серии послужил полёт Юрия Гагарина в космос, так что
все украшения обыгрывают образы планет и созвездий. Всего их под 40. Главным образом это броши, но есть также кольца и часы. Все вещи выполнены из драгоценных материалов: золота, платины, бриллиантов, с эмалевыми вставками и деталями из самоцветов. Каждая вышла ограниченным тиражом в 30 экземпляров. Несколько брошей оказались в коллекции Пьера Кардена!

Коммунистка и миллиардерша, как называли Леже, ностальгировала по
родине, и в 1970-х подарила большую часть украшений из этой знаковой
серии Советскому Союзу. Знаковой по многим причинам: это и первый
человек в Космосе, и арт-украшения как мини-скульптуры, и, конечно,
отсылки к ранним вещам художницы ещё периода супрематизма и
увлечения Малевичем. Именно их она взяла за основу.

Ювелирная геометрия
Ещё одна эмигрантка из Российской империи (а именно, из Одессы, Украина) Соня Делоне приравнивала украшения и модный дизайн к живописи. В 1920-х оригинальные платья и пальто Делоне публиковались на обложке Vogue. Их носила суперзвезда тех лет, актриса Глория Свенсон. А сама художница зарабатывала не столько своими картинами, сколько собственным ателье в Париже.

Украшения в творчестве Делоне появились тогда же, но популярными стали
намного позже – с подачи богатейшей женщины Франции Лилиан Беттанкур и её галереи (а затем и аукционного дома) Artcurial. Наследница косметической империи L’Oreal, Беттанкур заказывала Делоне лимитированные выпуски её изделий. Самые известные вещи – подвески-броши из золота или серебра и эмалей. Здесь та же яркая палитра и характерная геометрия, что и в
живописных абстракциях Делоне.


Шайбы, пробки, скрепки
Анни Альберс в своих текстильных полотнах скрещивала Баухаус и Перу.
Текстильный дизайн художница изучала в Баухасе, а впоследствии здесь же
его преподавала. Традиционные латиноамериканские принты она
стилизовала в геометрическом ключе, создавая монументальные тканые
картины, такие постгобелены 20 века.

Украшениями Альберс увлеклась уже в США. В 1930-40-х она начала
проектировать крайне необычные для ювелирного дизайна эпохи вещи
(главным образом ожерелья) – используя не золото и бриллианты, а пластик
и металл. А, если быть точнее, скрепки, пробки от бутылок, шайбы и даже
кольца для штор. И авангардные, даже по нашим временам, вещи Анни
находили клиентов. Программная вещь – колье «Реконструкция дренажного
фильтра» из всамделишного ситечка и скрепок на цепочке.



Мех и сахар
У швейцарской сюрреалистки Мерет Оппенгейм какое-то время даже
получалось зарабатывать своими украшениями. Самое известное творение
Мерет – меховой браслет, который она небрежно носила на запястье, что
называется, и в пир, и в мир. Эту вещь Оппенгейм в рамках сери меховых
украшений (также серьги, кольцо и перчатки) придумала в 1930-х для бренда
Эльзы Скьяпарелли, выпускавшей самые безумные украшения эпохи.

Считается, что именно благодаря этому браслету родилась одна из ключевых
работ сюрреализма, манифест странного и бессмысленного – её покрытая
мехом чайная пара «Меховой завтрак».
Также в портфолио Оппенгейм есть, например, колье с костями. Или золотое
кольцо, в котором вместо драгоценного камня крепился… кусочек сахара.


Бабушка сюрреализма
Так называли американку Доротею Таннинг, видную представительницу
жанра и супругу культового художника Макса Эрнста. Она же от «титула»
отрекалась, говоря, что её работы – скорее из мира призрачного, фиксация
душевной жизни.

Помимо живописи художница занималась театральными костюмами,
иллюстрацией и пробовала себя в декоративно-прикладном жанре.
Украшения относятся как раз к этому периоду (середина 1960-х).
Выполненные в золоте образы, как говорила сама Доротея, — это визуализация музыки, поэзии (она также сочиняла стихи) и ее эмоций. Самая интересная работа из этой серии – серьги «Нил», в виде чревоточащего яблока, которое кусает змей. Отсылка к ветхозаветным образам и одновременно декадансу искусства.


Поп-феминизм
Так назвали выставку украшений художницы Ники де Сен-Фаль в галерее
авангардного ювелирного искусства Louisa Guinness Gallery в 2020-м.
Художница-провокатор, одна из первых акционистов, расстреливавших свои
работы из ружья, самоучка, проникшаяся искусством во время арт-терапии в
психиатрической клинике, прославилась прежде всего скульптурами nanas, в
переводе с французского «бабёнок». Яркие, монументальные,
гипертрофированно женские фигуры украшают многие города мира и
хранятся в частных собраниях.

Украшения де Сен-Фаль: колье, броши, серьги, запонки, обыгрывают ту же
тему. Воплощать её узнаваемые вещи в жизнь помогал главный ювелирный
«импресарио» 1970-х Джанкарло Монтебелло, основатель галереи
прогрессивного ювелирного дизайна Gem Montebello.

Художница работала с золотом и эмалью. Ещё один характерный мотив –
клубок змей. Всё – в ярких эмалях. Сегодня вещи де Сен-Фаль продают уже
на Bonhams и Christie’s за десятки тысяч долларов.


Пауки и серебро
Американка Луиз Буржуа, одна из самых известных женщин-скульпторов
всего 20 века, математик и выпускница парижской Школы изящных искусств,
всегда увлекалась миром нуара, сублимируя свои детские травмы.
Прославившие её имя гигантские пауки имеют свою миниатюрную
ювелирную версию из золота и серебра, выпущенную в конце 1980-х
совместно с ювелиром Чусом Бюресом.

В конце 1990-х же тот же Бюрес переиздал ожерелье по дизайну Буржуа,
придуманное ею ещё в 1947-м. Серебряный хомут, напоминающий оковы,
был вдохновлён насилием над заключёнными, а первой, кто надел его на
публике, была сама художница, вышедшая в экстравагантном чокере в свет.
Оригинальное колье есть в двух версиях: лаконичной и с подвесками в виде
кристаллов. Первое колье из серии Бюреса хранится в Музее современного
искусства МоМа в Нью-Йорке как яркий образец ювелирного авангарда.


Чокер Луиз Буржуа дизайна 1948 г. в исполнении Чуса Буреса (1999-2002 гг) из коллекции MOMA и в варианте с подвесными кристаллами из коллекции Диан Вене (1998 г). Фото: MOMA / Collection Diane Venet
Ключи от рая
Украшения Йоко Оно, японской художницы и музы Джона
Леннона, можно было купить совсем недавно: в 2012-м она создала
лимитированную коллекцию для бренда Swarovski с использованием
фирменных кристаллов. Все украшения: подвески, браслеты и ожерелья,
несут в себе изображение ключа, знаковое и для творчества художницы, и
для её собственного стиля.

Многие годы, памятуя об одной из своих ранних работ в виде стеклянного
ключа от небесных врат, Йоко коллекционировала украшения с ключами.
Летом же 2012-го они стали уже плодом её трудов. Коллекция для Swarovski
включала помимо прочего 1300 подписных подвесок с автографом Оно.
Серия получила символичное название Unlocking the Door to a Better Life –
предполагается, что это ключи от новой и лучшей жизни.
