Now Reading
Когда художницы создают украшения

Когда художницы создают украшения

Иногда художницы, представительницы так называемых изящных искусств, обращаются к ювелирному делу, разновидности декоративно-прикладного творчества. И тогда такие украшения становятся еще и художественным высказыванием и предметом коллекционирования. Расскажем о восьми ключевых фигурах, включая коммунисток, сюрреалисток и музу Джона Леннона. И их зачастую эпатирующих украшениях.

Текст Марины Волковой

Космический шок

Русско-французская художница Надя Ходасевич-Леже, супруга кубиста
Фернана Леже, также проявила себя как дизайнер и ювелир. Причём самая
значительная коллекция украшений по её дизайну оказалась в Кремле.
Родом из Беларуси (тогда, из Минской губернии), ученица Малевича, Леже прославилась во Франции. Её коллекцию украшений в «космическом» стиле датируют 1970-ми годами.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Надя Леже. Брошь Polaris. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля

Вдохновением для серии послужил полёт Юрия Гагарина в космос, так что
все украшения обыгрывают образы планет и созвездий. Всего их под 40. Главным образом это броши, но есть также кольца и часы. Все вещи выполнены из драгоценных материалов: золота, платины, бриллиантов, с эмалевыми вставками и деталями из самоцветов. Каждая вышла ограниченным тиражом в 30 экземпляров. Несколько брошей оказались в коллекции Пьера Кардена!

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Надя Леже. Брошь Polaris. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля

Коммунистка и миллиардерша, как называли Леже, ностальгировала по
родине, и в 1970-х подарила большую часть украшений из этой знаковой
серии Советскому Союзу. Знаковой по многим причинам: это и первый
человек в Космосе, и арт-украшения как мини-скульптуры, и, конечно,
отсылки к ранним вещам художницы ещё периода супрематизма и
увлечения Малевичем. Именно их она взяла за основу.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Надя Леже. Брошь Pegasus. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля

Ювелирная геометрия

Ещё одна эмигрантка из Российской империи (а именно, из Одессы, Украина) Соня Делоне приравнивала украшения и модный дизайн к живописи. В 1920-х оригинальные платья и пальто Делоне публиковались на обложке Vogue. Их носила суперзвезда тех лет, актриса Глория Свенсон. А сама художница зарабатывала не столько своими картинами, сколько собственным ателье в Париже.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Соня Делоне. Мадрид, 1918 г. Фото: Museo Thyssen

Украшения в творчестве Делоне появились тогда же, но популярными стали
намного позже – с подачи богатейшей женщины Франции Лилиан Беттанкур и её галереи (а затем и аукционного дома) Artcurial. Наследница косметической империи L’Oreal, Беттанкур заказывала Делоне лимитированные выпуски её изделий. Самые известные вещи – подвески-броши из золота или серебра и эмалей. Здесь та же яркая палитра и характерная геометрия, что и в
живописных абстракциях Делоне.

Шайбы, пробки, скрепки

Анни Альберс в своих текстильных полотнах скрещивала Баухаус и Перу.
Текстильный дизайн художница изучала в Баухасе, а впоследствии здесь же
его преподавала. Традиционные латиноамериканские принты она
стилизовала в геометрическом ключе, создавая монументальные тканые
картины, такие постгобелены 20 века.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Анни Альберс. Фото: Josef and Anni Albers Foundation

Украшениями Альберс увлеклась уже в США. В 1930-40-х она начала
проектировать крайне необычные для ювелирного дизайна эпохи вещи
(главным образом ожерелья) – используя не золото и бриллианты, а пластик
и металл. А, если быть точнее, скрепки, пробки от бутылок, шайбы и даже
кольца для штор. И авангардные, даже по нашим временам, вещи Анни
находили клиентов. Программная вещь – колье «Реконструкция дренажного
фильтра» из всамделишного ситечка и скрепок на цепочке.

Мех и сахар

У швейцарской сюрреалистки Мерет Оппенгейм какое-то время даже
получалось зарабатывать своими украшениями. Самое известное творение
Мерет – меховой браслет, который она небрежно носила на запястье, что
называется, и в пир, и в мир. Эту вещь Оппенгейм в рамках сери меховых
украшений (также серьги, кольцо и перчатки) придумала в 1930-х для бренда
Эльзы Скьяпарелли, выпускавшей самые безумные украшения эпохи.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Мерет Оппенгейм


Считается, что именно благодаря этому браслету родилась одна из ключевых
работ сюрреализма, манифест странного и бессмысленного – её покрытая
мехом чайная пара «Меховой завтрак».

Также в портфолио Оппенгейм есть, например, колье с костями. Или золотое
кольцо, в котором вместо драгоценного камня крепился… кусочек сахара.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
«Меховые перчатки» Мерет Оппенгейм. Фото: Stefan Altenburger Photography Zurich @2021 ProLitteriss
jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Мерет Оппенгейм. «Кольцо с кусочком сахара». 1936-1937. Фото: Collection Design Museum Den Bosch

Бабушка сюрреализма

Так называли американку Доротею Таннинг, видную представительницу
жанра и супругу культового художника Макса Эрнста. Она же от «титула»
отрекалась, говоря, что её работы – скорее из мира призрачного, фиксация
душевной жизни.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Доротеа Таннинг. 1948. Фото: Robert Bruce Inverarity Papers, ca. 1840-1997, Archives of American Art, Smithsonian Institution, Washington, D.C.

Помимо живописи художница занималась театральными костюмами,
иллюстрацией и пробовала себя в декоративно-прикладном жанре.
Украшения относятся как раз к этому периоду (середина 1960-х).
Выполненные в золоте образы, как говорила сама Доротея, — это визуализация музыки, поэзии (она также сочиняла стихи) и ее эмоций. Самая интересная работа из этой серии – серьги «Нил», в виде чревоточащего яблока, которое кусает змей. Отсылка к ветхозаветным образам и одновременно декадансу искусства.

Поп-феминизм

Так назвали выставку украшений художницы Ники де Сен-Фаль в галерее
авангардного ювелирного искусства Louisa Guinness Gallery в 2020-м.
Художница-провокатор, одна из первых акционистов, расстреливавших свои
работы из ружья, самоучка, проникшаяся искусством во время арт-терапии в
психиатрической клинике, прославилась прежде всего скульптурами nanas, в
переводе с французского «бабёнок». Яркие, монументальные,
гипертрофированно женские фигуры украшают многие города мира и
хранятся в частных собраниях.

Смотрите также
jewelry by women artists, Ар-деко. Сто лет на пике моды
jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Ники де Сен-Фаль. 1983. Фото:©️ Photo Leonardo Bezzola Courtesy of MUDEC Museo delle Culture

Украшения де Сен-Фаль: колье, броши, серьги, запонки, обыгрывают ту же
тему. Воплощать её узнаваемые вещи в жизнь помогал главный ювелирный
«импресарио» 1970-х Джанкарло Монтебелло, основатель галереи
прогрессивного ювелирного дизайна Gem Montebello.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Ники де Сен-Фаль. Колье «Ассамбляж». Золото, эмаль. 1974. Продано на аукционе Bonhams за осенью 2024 года за $70 350. Фото: Bonhams

Художница работала с золотом и эмалью. Ещё один характерный мотив –
клубок змей. Всё – в ярких эмалях. Сегодня вещи де Сен-Фаль продают уже
на Bonhams и Christie’s за десятки тысяч долларов.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Ники де Сен-Фаль. Брошь «Носорог». Золото, эмаль. 1998. Фото: Sotheby’s
jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Ники де Сен-Фаль. Подвес Nana. Фото: Sotheby’s

Пауки и серебро


Американка Луиз Буржуа, одна из самых известных женщин-скульпторов
всего 20 века, математик и выпускница парижской Школы изящных искусств,
всегда увлекалась миром нуара, сублимируя свои детские травмы.
Прославившие её имя гигантские пауки имеют свою миниатюрную
ювелирную версию из золота и серебра, выпущенную в конце 1980-х
совместно с ювелиром Чусом Бюресом.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Луиз Буржуа в объективе Роберта Мэпплторпа. 1982. Фото: TATE

В конце 1990-х же тот же Бюрес переиздал ожерелье по дизайну Буржуа,
придуманное ею ещё в 1947-м. Серебряный хомут, напоминающий оковы,
был вдохновлён насилием над заключёнными, а первой, кто надел его на
публике, была сама художница, вышедшая в экстравагантном чокере в свет.
Оригинальное колье есть в двух версиях: лаконичной и с подвесками в виде
кристаллов. Первое колье из серии Бюреса хранится в Музее современного
искусства МоМа в Нью-Йорке как яркий образец ювелирного авангарда.

Чокер Луиз Буржуа дизайна 1948 г. в исполнении Чуса Буреса (1999-2002 гг) из коллекции MOMA и в варианте с подвесными кристаллами из коллекции Диан Вене (1998 г). Фото: MOMA / Collection Diane Venet

Ключи от рая

Украшения Йоко Оно, японской художницы и музы Джона
Леннона, можно было купить совсем недавно: в 2012-м она создала
лимитированную коллекцию для бренда Swarovski с использованием
фирменных кристаллов. Все украшения: подвески, браслеты и ожерелья,
несут в себе изображение ключа, знаковое и для творчества художницы, и
для её собственного стиля.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Йоко Оно. Фото: Clay Perry/National Portrait Gallery

Многие годы, памятуя об одной из своих ранних работ в виде стеклянного
ключа от небесных врат, Йоко коллекционировала украшения с ключами.
Летом же 2012-го они стали уже плодом её трудов. Коллекция для Swarovski
включала помимо прочего 1300 подписных подвесок с автографом Оно.
Серия получила символичное название Unlocking the Door to a Better Life –
предполагается, что это ключи от новой и лучшей жизни.

jewelry by women artists, Когда художницы создают украшения
Коллекция «ключей» Йоко Оно для Swarovski. Фото: Swarovski

© 2023 Частная Коллекция

Наверх