Now Reading
Ювелирные стили XX века

Ювелирные стили XX века

От ар-нуво до гламура 1990-х: учимся различать стили ювелирного искусства прошлого века

Марина Волкова

Ар-нуво

Этот стиль знают многие. Отличить его просто – природные мотивы, изогнутые линии, необычные материалы. Ар-нуво существовал всего несколько десятилетий: с конца 1880-х до конца 1910-х, когда его начал вытеснять стиль ар-деко. Название стиля переводится с французского как «Новое искусство», и действительно на фоне господствовавшего до этого историзма (собирательный образ разных мотивов и культур) произведения ар-нуво смотрелись революционными.

Ювелирные стили ХХ века, Ювелирные стили XX века
Брошь «Сара Бернар», выполненная по эскизу Альфонса Мухи. Золото, серебро, бриллианты, эмаль, рубины, сапфиры, жемчуг. Париж, около 1897 г. Фото: Wolfgang Fuhrmannek, HLMD

В украшениях ар-нуво нет симметрии – одни плавные линии. Сложные объёмы, текучие формы, которые кажутся живыми. В ювелирное искусство стиль привнёс прежде всего обострённое внимание к природному началу, воспевания не расцвета, но упадка и, конечно, новый спектр материалов. Поделочные камни, кость, рог стали неотъемлемой частью высокого ювелирного искусства. Главный представитель стиля – французский ювелир Рене Лалик.

Подробнее о стиле ар-нуво читайте в нашем материале.

Ар-деко

Этому стилю также была суждена недолгая жизнь. Он зародился в 1920-х и стал угасать в 1940-х. Название и старт направлению дала международная выставка в Париже. Ар-деко принято считать острой реакцией на ар-нуво. Причудливые формы и декаданс быстро приелись, к тому же в силу вступала новая эпоха. Индустриализация несла другую энергетику: стремительное движение вперёд, уверенное и напористое. 

Ювелирные стили ХХ века, Ювелирные стили XX века
Модель в серьгах René Boivin в журнале Vogue. Март 1934 года. Фото: Courtesy of Vogue Archives

В моду вошла геометрия, крупные формы. Драгоценности стали массивными, заметными. Ювелиры начали использовать мотивы скорости, машинерии. А новые археологические открытия, влиявшие на вектор моды, привнесли и новые культурные ориентиры: египетские, японские, латиноамериканские. И, конечно, эти драгоценности были бескомпромиссно роскошными. Характерные вещи в стиле ар-деко – у дома Cartier, с которым стиль ассоциируется прежде всего. 

Подробнее о стиле ар-деко читайте в нашем материале.

New Look

Название стилю дала коллекция женской одежды Кристиана Диора, знаменовавшая собой «Новый образ» (именно так можно перевести название стиля), который заявляла эпоха. Послевоенные годы были окрашены острым желанием вернуться к нормальной жизни. Женщинам снова хотелось наряжаться и кокетничать. Женственные силуэты, заявленные Диором и другими модельерами, предполагали столь же изящные и романтичные украшения. 

Ювелирные стили ХХ века, Ювелирные стили XX века
Девушки в украшениях Harry Winston на выставке Court of Jewels, которая проходила с 1949 по 1953 годы. Фото: Courtesy of Harry Winston

В моду вошли драгоценности в форме перевитых лент, бантов, имитация кружева или сложенной в несколько раз ткани. Как следствие, часто применялись техники, которые позволяли передать эту фактуру: плетение из золотой проволоки, скань, филигрань. Если раньше носили массивные вещи, то теперь настало время лёгких, игривых. Поэтому стали чаще использовать подвижную закрепку и более свободные композиции, где камни расположены более разреженно. 

Дамы начали больше выходить в свет, и с вечерними нарядами вернулась мода на тиары.  На пике популярности оказались природные мотивы: флора и фауна, в том числе экзотическая. Колибри, тропические цветы – в виде брошей, серёг, колец! К этому времени относится рождение двух легендарных типажей: украшений в виде пантер Cartier и брошей-балерин Van Cleef&Arpels. Первую брошь в виде пантеры Cartier сделали для Герцогини Виндзорской, законодательницы ювелирной моды эпохи.

Поп-арт (1960-е)

Энди Уорхолл и его круг определяли вкусы времени. В моде было всё броское, ироничное, необычное. Украшения стали делать более массово и из самых простых материалов. Так, даже у крупных фирм появились изделия из акрила. Поп-арт в искусстве – это издёвка над обществом потребления, а в ювелирном искусстве – шутовские образы, в самом странном их воплощении. Шестидесятые стали первой эпохой господства всего массового. В ювелирном мире – это, конечно, время бижутерии. 

Смотрите также
Украшения Романовых, Бриллианты Романовых: венценосные эмигранты и их украшения
Ювелирные стили ХХ века, Ювелирные стили XX века
Рой Лихтенштейн. Брошь Modern head. 1968. Металл, эмаль. Продано 18 мая 2016 года за $25 тыс. Фото: Christie’s

Новая эпоха ориентировалась на индивидуальности, и 1960-е – редкое десятилетие, запомнившееся не общим стилем, а отдельными именами. Каждый мастер – со своим почерком. Интересно, что многие творили за океаном. Британец Эндрю Грима любил фактурное жёлтое золото, острые формы и кристаллы. Американец Дэвид Уэбб – украшения из раковин, с драгоценными вставками, и анималистичные украшения с цветной эмалью. Другой американский ювелир, Жан Шлюмберже создавал не менее роскошные украшения, натуралистично изображающие рыб или растения (больше всего известен своими работами для Tiffany&Co.). Наконец, дом Verdura прославился украшениями на морскую тему. В это же десятилетие взошла звезда Гарри Уинстона и его ювелирного дома. Уинстон – классик, и известен лаконичными по форме украшениями с роскошными камнями (прежде всего, бриллиантами).

1970-е

А вот у этих десяти лет есть общее определение – роскошь и ещё раз роскошь. Высокое ювелирное искусство стало ориентироваться на новых заказчиков – арабских шейхов, разбогатевших на нефтедобыче. А они любили всё броское, крупное, яркое, откровенно золотое и со множеством камней. Такие украшения стали создавать все известные ювелирные дома и отдельные мастера.

Ювелирные стили ХХ века, Ювелирные стили XX века
Верушка в сотуаре Bvlgari. Vogue, 1970. Фотограф Франко Рубартелли. Фото: Bulgari Heritage Collection

Самый популярный металл – жёлтое золото. Камни – большая четвёрка драгоценных. Характерные для стиля 1970-х формы заимствовали у традиционного индийского ювелирного искусства, близкого по настроению к господствовавшим вкусам. Тогда носили объёмные ожерелья со множеством камней, тяжёлые серьги  (кстати, это эпоха клипс) и массивные браслеты и большие кольца (их надевали по несколько на одну руку). Выразителем стиля эпохи можно считать ювелирный дом Bvlgari с его эстетикой изобилия.

Гламур (1990-е)

Гламур начался ещё в 1980-х: лаконичные, но крупные золотые украшения (как на героинях модного тогда сериала «Династия») стали олицетворением зарождающейся эпохи. В 1990-х тенденция на нескромность и излишества лишь укрепилась. Массово стали носить броские, заметные украшения – причём как женщины, так и мужчины. Игра камней, яркие краски, ироничные, даже шутовские образы – вот базовый набор гламура 1990-х. Его выразителем, в частности, стал ювелир Фаваз Груози и его ювелирный дом De Grisogono. Главные украшения гламурного десятилетия – крупные коктейльные кольца, усыпанные разноцветными драгоценными камнями. 

Ювелирные стили ХХ века, Ювелирные стили XX века
Линда Евангелиста в Chanel. Коллекция осень 1991 года Карла Лагерфельда. Фото: Courtesy of Chanel archives

Во многом стиль эпохи определили и субкультуры. В мир мотивов высокого искусства вошли темы, характерные для андеграунда. Например, массивные золотые цепи, как у рэперов. Или броши-булавки – как на джинсе у панков. На этой эстетике сделал себе имя, например, британский ювелир Стивен Вебстер и его украшения в духе готов. «Субкультурные» вещи прекрасно вписались в экстравагантный ряд странных, крупных, роскошных украшений, балансирующих на грани китча.

© 2022 Частная Коллекция

Наверх