Ещё в 1910-х годах женские журналы мод рекомендовали украшения с кораллами как must have летнего сезона. Сегодня они снова актуальны.
Если в древности кораллы ценили как что-то необычное, из разряда диковинок, то в наши дни их любят прежде всего за морские, отпускные ассоциации. И, конечно, они прекрасно сочетаются с летними нарядами. Главное в кораллах – их красивый яркий цвет и необычные, природные формы, которые можно обыграть в дизайне.
Кораллы при твёрдости по шкале Мооса 3,5-4 хорошо режутся, что даёт сложные композиции с тонкими деталями. Неслучайно их издавна использовали для создания резных рельефов – камей.
За цвет кораллы любили на протяжении… тысячелетий. И это не преувеличение. Коралловые детали встречаются ещё в украшениях палеолита, а к неолиту кораллы стали уже «мейнстримом». Неолитическую эпоху можно считать первой волной моды на кораллы, которая затем не раз возвращалась. Причём представления о кораллах зачастую менялись на прямо противоположные. Так например, в Древней Руси их называли не иначе как драконитами, имея в виду связь с бесовским. Затем стали отождествлять с царским камнем: коралловые бусины-пуговицы, «корольки», украшали одежды Бориса Годунова и Алексея Михайловича. Вскоре кораллы стали считать первым средством… от сглаза. По поверью, их нужно было носить молодым девушкам. И тут наша традиция совпадает с европейской, где из кораллов делали амулеты и украшения-обереги, а впоследствии даже нательные крестики, защищающие малышей от болезней. А также – с восточной: в Азии коралл считался символом плодородия и украшения с ним носили как средство от бесплодия.
Камеи по кораллам делали ещё в Древней Греции. Здесь коралл считался камнем счастья и бессмертия (за счёт чего его впоследствии на протяжении многих веков активно применяли во врачевании). Коралловые вставки включали в свои украшения, в основном ритуального характера, шумеры и египтяне.
В эпоху Ренессанса, а затем и в 17 веке коралл стали использовать в натуральном виде, ценя его диковинную природную красоту. Такая «кунсткамерность» тогда особенно будоражила. Кораллы наряду с барочным жемчугом обыгрывали в сложных украшениях, где с их помощью создавали целый образ: животное, птицу, фигурку, химеру. Интересно, что эта традиция нашла своих продолжателей уже в лице ювелиров 1950-х годов. В частности, таких образных брошей в эти годы было много у Tiffany&Co., а позже у Дэвида Уэбба.
Резными кораллами всегда славилась Италия и прежде всего юг страны, Неаполь и острова, та же Сицилия. Здесь из кораллов делали буквально всё: и портретные камеи, и составные фигурки-образы, и сложные резные композиции с цветочными гирляндами. Что понятно, ведь один из самых ценных, благородный красный коралл, доставали как раз в Средиземном море. В начале 19 века неаполитанской продукцией была наводнена вся Европа. Коралловыми украшениями «болели» в наполеоновские годы, а затем в 1860-х, в викторианскую эпоху. Тогда кораллы носили парюрами, комплектами сразу из нескольких драгоценностей в одном духе. В предреволюционной России же коралл вдруг стал чем-то пошлым (злую шутку, вероятно, сыграл с ним яркий цвет). А поэты Серебряного века и вовсе увидели в коралле нечто кровавое, демоническое.
Цвет коралла всегда воспринимался как нечто телесное. Не зря в литературе часто встречаются «коралловые» уста, а одним из самых редких и дорогих считается нежно-розовый коралл, почти цвета кожи. Его так и называют «кожа ангелов». Кстати, воспели «кожу ангелов» неожиданно в 1970-х – ювелиры Домов Boucheron и Van Cleef & Arpels использовали его в своих массивных колье. А у Piaget нежно-розовые кораллы обыгрывались в броских, зрелищных парюрах, отвечавших вкусам эпохи.
Хотя в целом палитра кораллов намного интереснее розово-красного спектра. Всего существует несколько тысяч разновидностей коралла. В ювелирном деле используются 16, но даже среди них масса колористических вариаций. Наряду с привычным красным ювелиры любят чёрный коралл акабар. В бюджетных «крафтовых» украшениях часто применяют самый простой белый. Особенно редкими считаются голубой коралл акори (с Филиппин) и нежно-золотистый (его находят у берегов Австралии и Японии, на Гавайях).
Ещё одна волна интереса к кораллам приходится на 1920-е и стиль ар-деко. И тут главным певцом резных кораллов стал, конечно, Дом Cartier, использовавший как привозные резные плакетки из Азии (в основном из Китая), так и вставки собственного изготовления. Можно вспомнить и модные в то время ювелирные аксессуары – портсигары и пудреницы (особенно хорошо коралл смотрелся на контрасте с чёрным глянцем эмалей), и массивные браслеты сложных композиций.
Сегодня с кораллами работают по-разному. Это, например, и броская аксессуарная линейка Dolce&Gabbana, воссоздающая эстетику сицилийских украшений. И сложные композиции-фигурки, вдохновлённые древними культурами, как например, в композициях независимого ювелира из Карлсруэ Отто Якоба. Его работы можно найти только в мастерской или на выставке коллекционного дизайна и антиквариата TEFAF. Отто вплетает ветки кораллов в декоративные композиции, отсылающие к миру кельтов и эллинистическому искусству. Так, у него есть сразу несколько изображений дракона из резной кости, дерева и серебра – с телом из отполированного красного коралла. А из его последних собственно ювелирных работ можно назвать забавные серьги с коралловыми… морковками.
Интересные композиции появляются у московского художника-ювелира Дарьи Михайловой. Можно вспомнить её кольцо с серебряной головой оленя, рога которого как раз сделаны из веточки коралла. Кораллы часто помогают воплощать в жизнь фантазии и причудливые миры ювелирного художника Алексея Барсукова. Тут коралл может обернуться и образами морского мира, и тельцем фантастического существа, словно, взятого из какого-то мультика, и ножками пугала, и даже корнями лисичек.
Кораллов в разной палитре и в самой разной подаче много у бренда Yana. Дизайнер Яна Расковалова включает их и в колье и серьги – в виде сицилийских перчиков, традиционного защитного символа, и использует в виде кабошонов и бусин для колец и сотуаров. Также это резные подвески в виде рук с характерными жестами, тоже талисманы на удачу, и внушительная композиция, колье 5 Senses из крупных бусин и кабошонов нежно-розового оттенка с центральной вставкой в виде резной рыбки.
Из более привычных образов можно привести украшения Axenoff Jewellery. Здесь коралловые бусины изображают красную смороду, а резные камеи по кораллу включаются в серьги, сделанные на манер ордена. Несколько лет назад кораллы отражали морскую стихию в коллекции «Риф-брейк» одного из главных российских ювелиров современности Ильга Фазулзянова и его марки Ilgiz F. Тут ювелиры следуют традиционной подаче кораллов, которую продолжают поддерживать в своих анималистичных украшениях и крупные европейские марки вроде Van Cleef & Arpels и Cartier. Ретро-вещи, например, броши Cartier часто попадают на аукционы и купить их можно за вполне «приемлемые» $ 20-30 тыс. А несколько лет назад колье сплошь с крупными обработанными коралловыми вставками стало одним из хедлайнеров их коллекции высокого ювелирного искусства Beautés du Monde. Равно как и в прошлом году коралловые бусины – главные героини одной из парюр коллекции Le Voyage Recommencé, отдающей привычной для Cartier эстетикой ар-деко.
Из массовых можно вспомнить коралловые резные розы в украшениях Dior. А из специализированных – американскую марку Assael, на сегодня главных по кораллам. Владелица бренда Кристина Ланг Ассаэль даже написала о них книгу. Коллекции Assael включают и традиционные нити коралловых бус (некоторые ультра редкие и ценные, стоимостью в несколько миллионов долларов), и кольца, серьги с кабошонами, оправленными в золото и дополненными бриллиантами. Кораллы здесь всех цветовых вариаций, включая «кожу ангела» и самый дорогой вариант алых – «бычью кровь». Многие происходят с атоллов, которых уже нет или где запрещена добыча. Некоторым кораллам в украшениях Assael больше полувека! (Кристина Ланг Ассаэль делает упор на этическую составляющую.)