Now Reading
10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене

10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене

Великое собрание Габсбургов знаменито не только коллекциями живописи, графики и скульптуры, но и фантастическими объектами декоративно-прикладного и ювелирного искусства с древнейших времен вплоть до конца XIX века. Именно тогда легендарная империя начала рассыпаться, что и объясняет временные рамки и характер собрания.

Олег Краснов

Бенвенуто Челлини. Сальера, 1543 г.

Сальера, а попросту — солонка, уже стала одним из символов знаменитого музея. Славой она обязана не только гению своего создателя Бенвенуто Челлини, флорентийского скульптора и ювелира эпохи Ренессанса, но и настоящей детективной истории. Во время начала ремонта здания музея в 2003 году Сальера была похищена — мировые медиа освещали дело все три года ее отсутствия, пока она не была найдена: шестикилограммовый шедевр из золота в виде союза земли (Цереры) и воды (Нептуна) со скрытыми ящичками для соли и перца воры не смогли продать и подкинули обратно в музей. Благодаря этому не запланированному «путешествию» работа Челлини обрела планетарную славу, сравнимую с леонардовской Джокондой, с которой произошла ровно такая же криминальная история сто лет назад.     

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Бенвенуто Челлини. Сальера, 1543 г. Фото: ©KHM-Museumsverband
Ян Вермеен. Корона императора Рудольфа II. 1602 г.

Для создания короны императора Священной Римской империи Рудольфа II в его пражскую резиденцию был вызван знаменитый ювелир из Антверпена Ян Вермеен. Ему было поручено создать не просто символ власти, но произведение искусства, к которым Рудольф питал известную слабость. Вермеен использовал техники гравировки по золоту (сферические треугольники украшают изображения разных титулов императора), эмаль и драгоценные камни, имеющие аллегорическое и мистическое значение: здесь восемь (священное число) крупных бриллиантов и алмаз, символизирующий Христа. 

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Ян Вермеен. Корона императора Рудольфа II. 1602 г. Фото: ©KHM-Museumsverband
Братья Эггер. Поясное украшение. 1881 г.

Это поясное украшение — часть огромного драгоценного сета, который получила в качестве подарка от города Будапешта бельгийская принцесса Стефания в день бракосочетания с наследным принцем Рудольфом в 1881 году. Комплект был выполнен незадолго до события одними выдающимися ювелирами братьями Эггер из золота, драгоценных камней и опалов, почитаемых в местной традиции. В каждой вещи, будь то ожерелье, кольцо или застежки для корсета, они объединяли элементы венгерских и бельгийских мотивов и геральдики. Например, герб Брюсселя украшает подвеску на ожерелье, а герб Будапешта представлен здесь на центральном элементе пояса.

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Братья Эггер. Поясное украшение. 1881 г. Фото: ©KHM-Museumsverband
Дионисио Мизерони. Изумрудный сосуд. 1641 г

Сосуд, вырезанный из двух сросшихся огромных изумрудов богемским ювелиром Дионисио Мизерони, — и выдающийся образец камнерезного искусства, и напоминание о своенравии владельцев: уже не одно столетие геммологи с грустью констатируют огромные потери, которые понес редчайший камень при обработке. Тем не менее, всевозможными хитростями дизайна Мизерони удалось сохранить основную форму найденного в Колумбии гиганта и уговорить заказчика, Фердинанда III, на ассиметричную форму. Крышка сосуда была выполнена из материала, снятого изнутри изумруда; она украшена чеканным золотом и зеленой эмалью.

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Дионисио Мизерони. Изумрудный сосуд. 1641 г. Фото: ©KHM-Museumsverband
Корвиниан Саур. Подвеска. Первая четверть XVIII в.

Произведениями барочного ювелира Корвиниана Саура, работавшего в Германии, могут похвастаться редкие музеи и коллекционеры: в России в Эрмитаже хранится всего один из его эскизных рисунков. В венском музее тоже лишь одна, но более весомая его работа — подвеска в форме головы льва из крупной барочной жемчужины в золотой оправе, украшенной рубинами и бриллиантами. Игривое украшение относится к той категории вещиц, созданных в XVIII веке европейскими мастерами, что вдохновляли дизайнеров нынешних ювелирных гранд-домов в середине прошлого столетия.    

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Корвиниан Саур. Подвеска. Первая четверть XVIII в. Фото: ©KHM-Museumsverband
Неизвестный мастер. Пасхальное яйцо. Первая половина XVIII в.

Еще один драгоценный пример, вдохновивший не одно последующее поколение ювелиров, и в первую очередь Карла Фаберже, — это пасхальное яйцо, созданное в первой половине XVIII века в Германии. Предполагается, что яйцо из золота с «начиненной» перстнем с халцедоном, было подарком Габсбургам от одного из немецких курфюрстов. В отделке предметов была использована перегородчатая эмаль, бриллианты, рубины и жемчуг.

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Фото: ©KHM-Museumsverband
Андреас Оксенбрук. Подвеска-камея «Диана в образе африканской женщины». 1610 г.

Андреас Оксенбрук был одним из придворных ювелиров Рудольфа II — именно ему, наряду с Яном Вермееном, было поручено изготовление императорских регалий. Среди прочего, он изготовил коронационные скипетр и державу. Но одной из основных его специализаций было изготовление модных в те времена камей – только в венском музее хранится более дюжины роскошных и тончайших по обработке экземпляров. Кроме того, его влияние при дворе было столь велико, что в работе ему запросто сходили с рук всяческие вольности — например как это изображение богини Дианы-охотницы в образе африканской женщины.  

Смотрите также
Великие коллекции: камеи Ги Ладриера, Великие коллекции: камеи Ги Ладриера
Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Андреас Оксенбрук. Подвеска-камея «Диана в образе африканской женщины». 1610 г. Фото: ©KHM-Museumsverband
Йоханнес Буц. Перстень-часы с печаткой. Вторая четверть XVII в.

Еще одна редкая вещь сокровищницы — спрятанные в золотой перстень часы, изготовленные мастером из немецкого Аугсбурга Йоханнесом Буцем. Они отделаны эмалью, изумрудами и бриллиантами, а также выполняли роль печати для скрепления документов. Объект считается одним из первых в мире образцов механических часов в своем роде.

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Йоханнес Буц. Перстень-часы с печаткой. Вторая четверть XVII в. Фото: ©KHM-Museumsverband
 Гаспаро Мизерони. Ковш «Дракон». 1565-1570 гг.

Ковш из лазурита изготовлен в знаменитой миланской мастерской ювелира Гаспаро Мизерони. Его слава далеко распространилась за пределы города — лист ожидания на фантастические сосуды из драгоценных и полудрагоценных камней составлял около пяти лет. Работы Мизерони так восхитили императора Максимилиана, что он собрал в своей коллекции более полусотни вещей. Один из самых известных сегодня ковшей ювелира — этот «Дракон», украшенный золотом, рубинами, изумрудами, жемчугом и гранатами. Изделие имеет и шутливо-игровое предназначение: тот, кто пьет из этого ковша, должен взглянуть в глаза чудовища.

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Гаспаро Мизерони. Ковш «Дракон». 1565-1570 гг. Фото: ©KHM-Museumsverband
Неизвестный мастер. Брошь «Влюбленная пара». 1430 г.

Брошь с фигурами аристократической, модно одетой по канонам средневековья пары принадлежала императору Фердинанду I. Она фактически представляет инновации ювелирного дела в Средние века: это единственный известный экземпляр, в котором трехмерные объекты покрыты блестящей эмалью. Новая техника тогда стала настоящим прорывом для более живописного изображения миниатюрных скульптур из золота. Конечно, стоили новаторства баснословных денег и позволить их себе могли немногие.

Музей истории искусств в Вене, 10 ювелирных шедевров Музея истории искусств в Вене
Неизвестный мастер. Брошь «Влюбленная пара». 1430 г. Фото: ©KHM-Museumsverband

© 2023 Частная Коллекция

Наверх