«Невская перспектива» в Царицыно

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» 13 июля 2024 года откроется выставка, посвященная авторскому ювелирному искусству Ленинграда / Санкт-Петербурга. В экспозиции – около 250 работ, созданных 51 художником за последние 60 лет.

Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Юта Паас-Александрова. Нагрудное украшение «Кружево». Ленинград. 1967. Серебро, плетение, оксидировка. Из коллекции Валентины Чиновниковой

Что: выставка «Невская перспектива». Авторское ювелирное искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга

Где: Большой дворец музея-заповедника «Царицыно», Москва

Когда: с 13 июля 2024 по 16 марта 2025 г.

Выставка «Невская перспектива» показывает развитие одной отдельно взятой школы авторского ювелирного искусства – ленинградской/петербургской. «Я даже думала назвать выставку “Гений места”, – призналась куратор выставки, художник-ювелир Анна Терещенкова. –  Мне было интересно проследить, как место влияет на человека, уж слишком явные различия прослеживаются между художниками петербургской, московской или, скажем, екатеринбургской ювелирными школами. Совершенно очевидно, что город влияет на человек сильнее, чем мы думаем».

Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Юта Паас-Александрова. Булавка из серии «Инопланетяне». Ленинград. 1979. Мельхиор, литьё, пайка. Из коллекции Анны Терещенковой

О богатом наследии художников-ювелиров СССР сегодня знает лишь узкий круг специалистов. Многие полагают, что ювелирное искусство в России существовало только в эпоху Карла Фаберже, потом исчезло, и лишь в последние десятилетие начало возрождаться. Произведения советских художников второй половины XX века все еще остаются малоизученными. Выставка «Невская перспектива» стремится восполнить этот пробел.

Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Виктор Сиваков. Композиция «Стройка». Ленинград. 1983. Металл, яшма, пайка, литьё, гнутьё, шлифовка, монтаж. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Экспозиция охватывает период от ранних 1960-х до наших дней. Оказавшись в самом ее начале, к примеру, можно узнать, что родоначальницей ленинградской ювелирной школы была Юта Паас-Александрова, которая училась в Таллине у людей, преподававших в Баухаусе, а позднее работала главным художником завода «Русские самоцветы». В 1954 году она стала первым ювелиром Советского Союза, пополнившим ряды Союза художников. Впоследствии и другие советские ювелиры второй половины XX века получили заветные удостоверения, а вместе с тем возможность создавать авторские, не тиражные предметы, работать с драгоценными металлами и выставляться в музеях.

Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Геннадий Быков. Предмет из композиции «Камни и характеры». Ленинград. 1982. Мельхиор, морион, кальцит, розовый кварц, кораллы, монтировка, шлифовка. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Одна из задач выставки – исследовать феномен петербургской школы, попытаться обозначить её наиболее характерные черты. Некоторые из авторов родились и учились в Ленинграде, другие переехали в него уже состоявшимися ювелирами, но каждый, обладая собственным видением и авторским почерком, внес свой вклад в творческую жизнь города. Архитектура, история, художественные традиции – все это заметно повлияло на восприятие красоты, проявляясь в работах художников-ювелиров особым эстетическим каноном петербургской гармонии.

Смотрите также
Выставка коллекционеры Музеи Кремля, Коллекционерам прошлого посвящается
Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Наталья Быкова. Колье из серии «Притяжение». Санкт-Петербург. 2006. Серебро, золото, медь, яшма, шунгит, каучуковый шнур, пайка, монтировка. Собственность автора

«Невская перспектива» – это не только ретроспективный взгляд в прошлое. Важным разделом выставки является современное ювелирное искусство. В основе этого раздела – работы молодых петербургских мастеров, собранных в том числе через открытый конкурс. Сегодня именно эти художники формируют контуры будущего авторского направления в ювелирном деле.

Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Анна Терещенкова. Брошь «Диалог. Знаки препинания». Санкт-Петербург. 2022. Металл, выпиловка, пайка. Собственность автора

Куратор выставки – Анна Терещенкова, художник-ювелир, член Санкт-Петербургского союза художников

Научные консультанты выставки:
– Ирина Перфильева, доктор искусствоведения, доцент, главный научный сотрудник Отдела художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, заслуженный деятель искусств России, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»


– Галина Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Международной ассоциации искусствоведов, член Санкт-Петербургского союза художников
.

Невская перспектива Царицыно, «Невская перспектива» в Царицыно
Виктор Анипко. Предметы из «Синей композиции». Санкт-Петербург. 1988–1989. Серебро, эмаль, фианиты, литьё, закрепка. Собственность автора

© 2023 Частная Коллекция

Наверх