В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге в июне прошла семейная выставка «Дочь своего отца» художника-ювелира Татьяны Пинчук-Кисельниковой и ее отца Сергея Пинчука (1955-2013). 80 произведений демонстрировались впервые, при этом почти все они находятся в частных коллекциях. «Частная коллекция» решила познакомиться поближе с Татьяной – известным уральским ювелиром со своим почерком и историей.
Татьяна, ваш отец был известным ювелиром. Был ли хоть один шанс, что вы выберите какую-то другую профессию?
Да, конечно. Мне всегда нравилось работать с детьми, причем, почему-то со сложными. И после окончания школы я даже подала документы в педагогический институт. Папа на это сказал: «Танюша, может быть и такой выбор. Но мы с тобой с детства бок о бок шли к этой профессии…» В общем, документы пришлось забрать. Он убедил меня, что мне нужно двигаться в направлении ювелирного искусства. И я закончила Архитектурную академию и с головой ушла в эту профессию. Совсем не жалею – именно там я себя раскрыла.
Получается, с одной стороны, отец на вас надавил, но с другой – еще в детстве разглядел ваш талант…
Да. Мы часто приезжали к нему в мастерскую, когда я была ребенком. Мы садились рядом за верстак, и он показывал как работать, как делать слепок, как можно играть с разными фактурами… Давал возможность своими руками прочувствовать различные материалы – и серебро, и золото, и драгоценные камни.
Да я практически все время проводила с отцом еще с детства. Когда он провожал меня в садик, в школу, всегда обращал мое внимание на природу – веточки, прожилки листочков, фактуры коры деревьев… Не уставал говорить: «Таня, посмотри сколько вокруг красоты! Представь, как это все можно воплотить в ювелирном украшении». Постоянно развивал мое воображение.
Был случай, когда мы сидели, ели уху из какой-то интересной рыбы. И он положил рядом кости и говорит: «Какая интересная идея в этой форме!». И вот этот силуэт потом воплотился в брошь. Или как-то утром идем – роса лежит на листочке. Он говорит: «Посмотри, можно из горного хрусталя сделать росинки и ими сделать акцент в украшении». И у него появилось колье в виде листа с росинками. С тех самых пор я полюбила хрусталь, часто использую его и сегодня. Моя самая любимая работа – «Душа» – как раз из него.
А когда он вам доверил что-то сделать своими руками?
Мы начали сотрудничать примерно в 2004 году, когда я училась на первых курсах Архитектурной академии. Он тогда был директором золото-платиновой компании и сразу же взял меня художником, я делала эскизы, а ювелиры по ним изготавливали украшения.
Но еще до академии папа настоял, чтобы я, как и он, закончила 42-е Художественное профессионально-техническое училище, получила ту базу работы с металлом, которую никакой институт не даст.
То есть именно ремесленные навыки?
Да. Которые в нашем деле обязательно нужны!
Что привнесла в вашу практику Архитектурная академия?
Это, конечно же, рисунок. У меня были прекрасные преподаватели! Прежде всего Кирилл Николаевич Глазырин, который дал мне огромную базу именно в рисунке, в эскизах, в композиции.
Там было очень интересное творческое окружение – художники, архитекторы. Практику мы проходили в Санкт-Петербурге и Москве. Я уже параллельно участвовала в конкурсах «Образы формы», несколько раз была лауреатом, участвовала в международных и российских выставках.
Помните что-то из первых самостоятельных произведений, что вам особенно запомнилось?
Папы не стало в 2013-м, и я продолжала трудиться в его мастерской. Как-то пришла туда и увидела древнегреческие монеты – он их коллекционировал. У меня родилась идея – подарить одной из монет новую жизнь в ювелирном украшении. Взяла кварц-волосатик, придумала как монету в него инкрустировать. И получился гарнитур – подвеска и кольцо.
Сейчас вы работаете уже с командой, правильно?
Да, правильно. Но многое делаю и сама и, конечно, контролирую весь процесс. Я рисую эскизы, проектирую в воске (чтобы понять форму), даже если это делает 3D-модельер. Со мной работает прекрасный закрепщик с индивидуальным подходом. Есть отличный эмальер, монтажник.
Вообще очень люблю находиться в мастерской, там все пропитано духом творчества. Когда работаю, иногда возникает ощущение, что папа стоит рядом и направляет меня. Так и в жизни: порой кажется, что я смотрю на нее его глазами.
Помимо горного хрусталя, какие камни предпочитаете?
Очень люблю опалы и большинство камней огранки кабошон. Считаю, что каждый камень уникален. Вот недавно увидела аквамарин, – понравился своим нежным цветом, – и родилось кольцо «Море-море» с застывшей волной. С опалами та же история: люблю их за флюоресцентность, какую-то внутреннюю магию. Последнее кольцо из опала назвала «Калейдоскоп».
Кстати, отец не любил называть свои работы, предпочитал, чтобы заказчик сам придумывал, домысливал его идею. Но практика показала, что людям очень важны названия, чтобы потом было о чем рассуждать, говорить.
Были у вас совместные работы с отцом?
Специальных – нет. Но есть известное «Яблоко», которое я завершила уже после его ухода. Он выточил из агата две половинки среза яблока и сделал раму из серебра. Я потом нашла эти формы и завершила работу. Сейчас она в Музее камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге, который мне стал уже вторым домом.
Ваши работы там регулярно выставляют…
Да, я несколько раз участвовала в их конкурсах и выигрывала первые места за гарнитур «Пантикапей» и брошь «Аполлинария». С этими произведениями я поняла, что чем больше в изделие вложено личных чувств и переживаний, твоей души, тем больше люди проникаются, будто чувствуют что-то.
Например, «Аполлинарию», названную в честь моей дочери, я придумывала в очень трудный личный период жизни – я тогда осталась одна с двумя детьми, и мне надо было заполнить время работой… Дочке тогда было всего десять дней: я сидела и творила за верстаком, а она лежала рядом в люльке под кружевным одеяльцем. Ее вид и вдохновил меня на создание броши, усыпанной маленькими изумрудами и «кружевом» из жемчужинок. Работа выиграла в конкурсе тогда, и ее сразу купили, о чем сейчас, конечно, жалею.
Вы работаете сериями, коллекциями, или это всегда уникальные произведения?
Всегда уникальные, я люблю работать так. Мне хочется создавать такие работы, чтобы у владельцев не было когда-то в будущем желания переплавить изделие. Я хочу, чтобы вещи стали их семейной реликвией, передавались из поколения в поколение. И клиентов к этой мысли приучаю – таких работ было уже несколько. Делала, например, серебряную салфетницу с фамильными вензелями, кольца с гравировками.
Как-то обратился пожилой мужчина: он принес латунный крестик, которым его когда-то крестила мать. Попросил что-то придумать, чтобы его сохранить – ремонту он уже не подлежал. Я подобрала кварц прямоугольной формы, огранщик сделал углубление по форме креста, куда получилось его закрепить. Кварц обрамила в золото.
И таких уникальных вещей за последние полтора года я создала более сорока.
Вы работаете с камнерезами?
Да, конечно. Я очень люблю морскую тему. Делаю эскиз, форму из пластилина или воска, обсуждаю с камнерезами. С Аленой Новосельцевой, например, делали вместе рыбку-подвеску. А с Денисом Богомазовым – то самое кольцо «Море-море», о котором упоминала.
Судя по вашему сайту, вы работаете в самых разных стилях, от ренессанса и барокко до ар-нуво и авангарда…
Да, ар-нуво мне очень близко, нравится Рене Лалик. А вообще, я не боюсь экспериментировать с разными направлениями. Если посмотреть ранние мои работы, то там вообще была одна геометрия. Потом я уходила в стиль отца с биоморфными формами и работой с фактурами. Позже поняла, что люблю больше работать с камнями. Не могу сказать, что у меня есть какой-то определенный стиль – я готова к любым вызовам.
Осенью вы будете участвовать в выставке «Сила притяжения» в Сочи, где уже во второй раз покажут коллаборации ювелиров и камнерезов. Уже знаете, что будете представлять?
Хочу показать свою любимую морскую тематику. Уже готовы несколько работ – то же кольцо «Море-море», созданное с Денисом Богомазовым из аквамарина с бриллиантами. С ним же делала двухстороннюю подвеску «Сквозь гладь морскую» (Денис делал для нее рыбку). И, конечно, кольцо «После дождя» – совместная работа с Иваном Загоревским, сделавшим невероятные лепестки для цветка из аметиста. Оно, кстати, было на афише моей недавней выставки «Дочь своего отца» в екатеринбургском музее и более всего отозвалось в сердцах посетителей.