Now Reading
Техники русских ювелиров

Техники русских ювелиров

Русские мастера владели своим арсеналом техник работы с металлами и декором, камнями и эмалью. Они развивались с древности, а многие используются до сих пор.

Марина Волкова

Скань 

Это техника работы с драгоценными металлами: вначале с серебром, потом с золотом. Название происходит от древнерусского слова «сучить» или «скать», что означало тянуть и свивать. Так говорили о тканом полотне. А в нашем случае – о металлической проволоке. Именно так создаётся скань – по сути это металлический орнамент. Серебряную или золотую проволоку скручивают и сплющивают, создавая сложную композицию, напоминающую кружевное плетение. Его или оставляют так, или дополнительно украшают. 

Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Тарелка. Россия, XVIII в. Серебро; филигрань. Фото: Музеи Московского Кремля

Драгоценности со сканью бытовали на Руси издревле. Их упоминают в трактатах IX века и позже. Вятичи и кривичи, древнейшие племена, населявшие русские земли, уже знали эту технику. Украшения со сканью относятся к ушедшим женским и мужским образам. Например, это колты, полукруглые подвески, которые крепились к головному убору на длинных цепях, ряснах. Они служили прежде всего оберегами, а украшали уже во вторую очередь. Главными центрами, где развивалось искусство скани, были Древний Новгород и после крещения Руси Киев.

Расцвет техники пришёлся на XIII-XVI века, когда мастера (особенно новгородские) научились делать тончайшие узоры из проволоки, создавая с их помощью растительные узоры с христианской символикой, перенятые у Византии. Неслучайно скань ещё называют филигранью – столь тонкая это работа. 

Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Бляшка. Россия. XVIII в. Скань, финифть. Серебро, эмаль, камни уральские. Фото: Государственный Эрмитаж

Скань почти вышла из употребления, когда ювелиры начали гранить камни и понадобились новые выразительные средства. Однако, время от времени к ней обращаются художники-ювелиры, создающие уникальные украшения. Её любили, например, советские мастерицы 1970-х годов, так как украшения со сканью (например, ожерелья-воротники) хорошо сочетались с тогдашней модой. Делают сканые украшения и сейчас. В частности, на специализированном ювелирном заводе под Нижним Новгородом.

Зернь

Зернь названа так, потому что напоминает рассыпанные зёрнышки. Это также техника работы с металлом, только в этот раз из серебра или золота делают мелкие шарики, которые затем напаиваются на основу. Зернью часто дополняли скань. Собственно, две эти техники наряду с эмалями (финифтью) составляли основу древнерусского ювелирного искусства. Пётр I всё велел делать на западный лад, не минуло это и украшения. К тому же древнерусскую одежду заменили собой европейские платья, а к ним старинные драгоценности совсем не шли. Соответственно, изменился и вектор ювелирной моды.

Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Часть ожерелья с подвесками. Боспорское царство. последняя треть IV в. до н.э. Найдено: Курган Большая Близница. Краснодарский край. Золото. Штамповка, филигрань, зернь. Фото: Государственный Эрмитаж

Древнерусские украшения с зернью весьма разнообразны. Это и уборы для головы, и оплечья, и подвесы различной длины, поясные украшения (как правило мужские). Зернью часто украшали гривны (предтеча ожерелья). Их, кстати, носили и мужчины – как знаки отличия, так как ими часто награждали на манер орденов. Интересный вариант украшения, также оставшийся в той, допетровской моде, – дробницы. Их ещё называли кружевом. Это металлические пластины, которые крепились к одежде, чтобы украсить её. Они могли быть чеканными или прорезными и богато украшались как раз сканью и зернью. Сначала они были привозными, но в XVII веке их уже делали свои, кремлёвские, мастера.

Финифть

Так на Руси издревле называли эмаль. Этой техникой мастера-ювелиры владели уже с 10 века. Эмалевое покрытие часто сочетали со сканью, но не покрывали всё изделие, как в случае с перегородчатой эмалью, а делали точечные цветные вставки, чтобы обыграть детали орнамента. Так, эмалью часто выделяли изображения цветов.

Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Ростовская финифть. Кофейный набор «Праздничный». Фото: ЗАО Фабрика «Ростовская Финифть»

По сути дела эмаль представляет собой расплавленное стекло с различными добавками, которым заливаются выемки или сканые узоры на металле. В XVII веке особенно славились сольвычегодские или усольские эмали. Позже главным центром финифти стал Ростов Великий, где делали особый, фирменный сплав и умели воспроизвести до 20000 (!) цветов и оттенков. Тамошние мастера также владели секретами обжига: чтобы краски проявились вполне, а поверхность при этом не треснула. Однако, впоследствии эмаль перестала быть просто фоном: с XVIII века в Петербурге учили «финифтяному делу» – созданию живописных миниатюр на эмали, преимущественно портретных. Они были широчайше распространены в России вплоть до революции. Особенно ими запомнился XVIII век. Кстати, ростовские ювелиры работают до сих пор. Причём в котором поколении – образовались целые династии мастеров финифти!

Смотрите также
ювелирные эксперименты модернистов, Ювелирные эксперименты художников-модернистов
Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Серое шерстяное пальто со съемным меховым винтажным воротником, декорированное авторской вышивкой и вставками из Ростовской финифти. Фото: ulyanasergeenko.com
 Крытьё жемчугом

Жемчуг был одним из излюбленных материалов русских ювелиров. Его нашивали на одежду – это называлось крытьём, потому что жемчужины плотно прилегали друг другу и создавали такой ковёр. Жемчуг нанизывали на нити, им вышивали головные уборы, пояса, парадную обувь. Жемчуга в России было много. В основном благодаря северным, жемчугоносным рекам. В Архангельской, Вологодской, Новгородской губерниях праздничные одежды даже обычных крестьян, не говоря уже о купечестве и знати, были буквально усыпаны мелким жемчугом. Страна была крупнейшим в Европе его поставщиком! Со временем реки истощились, и жемчуга почти не стало, прошла и мода на него.

Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Убрус Богоматери. Россия. Вторая половина XVII в. Золото, серебро, бриллианты, жемчуг, стекло, ткань, эмаль. Фото: Государственный исторический музей

Но весь XVII век, а также в XVIII и XIX веках жемчуг служил первой и главной ювелирной вставкой. Семнадцатое столетие запомнилось роскошными, сплошь унизанными жемчугом головными уборами, часто весившими по несколько килограммов. В XVIII-XIX веках жемчуг использовали прежде всего для женских серёжек. Причём русские ювелиры XIX столетия научились создавать очень сложные композиции в виде жемчужных бантов, букетов и даже бабочек.

Палехские росписи

Палех до революции славился своими иконами, а после шкатулками, когда иконописцы оказались не удел. Шкатулки (а затем и другую мелкую бытовую пластику, которая хорошо расходилась) лепили из папье-маше, а затем расписывали темперными красками. Интересно, что и краски, и кисти палехские мастера до сих пор готовят себе сами, замешивая пигмент по старинке на яичном желтке. 

Техники русских ювелиров, Техники русских ювелиров
Иван Иванович Голиков. Ивановская область, Палех. 1925. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное, живопись миниатюрная. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Наряду с сувенирной продукцией в Палехе уже в советские годы начали делать и украшения с аналогичными росписями. Характерная стилистика позволяет безошибочно их опознать. Это яркая, «народная» гамма и фольклорные сюжеты, связанные с жизнью деревни. Множество изделий среднего уровня, но есть и подлинные шедевры, которые можно увидеть, в частности, в Музее палехского искусства. Самый распространённый жанр – броши и серьги, так как овальная по форме пластина служит прекрасным фоном для росписи. Палехские мастера – виртуозы миниатюрных сюжетов, для которых как раз прекрасно подходят украшения. Их изделия широко расходились по Советскому союзу. Сегодня это скорее вариант оригинального сувенира, но делать их продолжают до сих пор.

© 2021 Частная Коллекция

Наверх