Now Reading
Топ-3 из истории камнерезного искусства России 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России 

Фаберже, Денисов-Уральский, Коноваленко – эти имена однажды слышал каждый, даже не будучи ювелиром или камнерезом. Ключевые фигуры относятся к разным эпохам, но всегда были на виду. 

Марина Волкова

Фаберже

У широкого зрителя история русского камнерезного искусства связывается прежде всего с фирмой Фаберже. Многие видели эти произведения в коллекциях музеев. Фаберже мелькают в новостных лентах, ведь их наследие – это колоссальный массив вещей, которые до сих пор коллекционируют, продают на аукционах и в галереях.

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Фирма Карла Фаберже. Фигурка кролика. Серебро, алмазы- «розы», сердолик. 1887 – 1900, Санкт-Петербург. Фото: Музей Фаберже

Основатель легендарного предприятия Густав Фаберже был не только коммерсантом, но и ювелиром. Его сын Карл, с которого началась Золотая эпоха бренда, – ювелиром, художником, а также крупным минералогом (сегодня часть его личной минералогической коллекции хранится в Музее Ферсмана в Москве). Имя же его младшего брата Агафона стоит в первом ряду ювелирных дизайнеров эпохи. Наряду с украшениями фирма выпускала множество серебряных и золотых изделий, а также обширный камнерезный модельный ряд, принесший ей подлинную славу. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Фирма Карла Фаберже. Фигурка слона с башенкой. Золото, серебро, яшма, алмазы-«розы». Около 1900 г, Санкт-Петербург. Фото: Музей Фаберже

Фаберже у нас ассоциируются прежде всего с коллекцией императорских пасхальных яиц – и фигурками животных. Сегодня под Фаберже чаще всего понимают как раз камнерезную анималистику: перед глазами сразу возникают миниатюрные фигурки бульдогов, обезьянок, слонов, кроликов, ящериц, лягушек, рыбок. Кого только не встретишь в этом камнерезном «зверинце»! Изначально на создание таких работ ювелиров натолкнула азиатская мелкая пластика, которую тогда стали привозить в Россию. Фигурки самих Фаберже в конце 19 – начале 20 века стали пользоваться невероятной популярностью. Художественное качество и выразительный образ в них сочетались с приятной ценой. Так что это был прекрасный вариант «подарка без подарка», как тогда говорили. То есть необязывающая, но приятная и милая сердцу мелочь от фирмы с именем. 

Помимо фигурок Фаберже прославились камнерезными цветочными композициями из самоцветов. Например, в Оружейной палате Московского Кремля хранится одна из самых известных работ фирмы в этом жанре – композиция «Одуванчик», вырезанная из горного хрусталя, искусно имитирующего сосуд с водой, с листочками из нефрита, золотым стеблем и тонкой паутинкой пушинок. Или же похожий букет с васильками из синей эмали и золотыми колосьями в стакане из горного хрусталя, уже из коллекции Эрмитажа. И, конечно, в историю мирового камнерезного искусства вошла серия человеческих фигурок Фаберже из цветных камней. Ей дают общее название «Русские типы». Здесь и дворник, и извозчик, и купец – и все сделаны из русских самоцветов. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Фирма Карла Фаберже. Цветок «Одуванчик». Золото, серебро, алмазы огранки «роза», нефрит, пух натуральный цветочный, хрусталь, дерево, картон, шелк, бархат. 1914-1917 гг., Санкт-Петербург. Фото: Музеи Московского Кремля

Как правило одна фигурка составлялась из нескольких деталей, вырезанных из разных камней. Мастер подбирал камни по цвету и текстуре, чтобы они соответствовали образу. Такой вариант камнерезных композиций называется блокированной, составной, миниатюрой или объёмной мозаикой. У Фаберже часто использовали горный хрусталь и яшму, халцедон, сердолик, агат и нефрит. Камни шли из Сибири, с Урала и Кавказа. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Фирма Карла Фаберже. Бюст императора Александра III. Золото, нефрит, кварц, алмазы огранки «роза». 1912 г. Фото: Музей Фаберже

Поначалу фирма заказывала камнерезные вещи на стороне. Их выполняли крупнейшие отечественные фабрики: Екатеринбургская, Колыванская, Петергофская гранильная фабрика, а также независимые камнерезные фирмы, как например, у Карла Верфеля. Фаберже сотрудничали и с мастерами из мировой камнерезной Мекки, немецкого города Идар-Оберштейн. Но заказов становилось всё больше. Особенно после того, как камнерезные фигурки и мелкую бытовую пластику вроде пресс-папье и электрических звонков стали покупать на подарки своему окружению монархи. Мода быстро стала «вирусной». В итоге в 1908-м фирма запустила собственную камнерезную мастерскую, выписав с Урала или воспитав для неё своих мастеров. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Фирма Фаберже. Кормилица (“Мамка”). Конец XIX – начало XX в. Родонит, нефрит, халцедон, ляпис-лазурь, обсидиан, сапфиры. Фото: Музеи Московского Кремля

К сожалению, в отличие от ювелирного цеха и фигур ранга Михаила Перхина и Генрика Вигстрема о камнерезах Фаберже информации сохранилось совсем немного. Остались фактически одни лишь фамилии резчиков: это состоявшийся уральский мастер Петр Кремлев, руководивший мастерской, талантливый воспитанник Петр Дербышев, для повышения квалификации учившийся в Идар-Оберштейне, а затем даже у Лалика, а также ещё один одарённый уральский выпускник Николай Куликов.

Алексей Денисов-Уральский

Этот легендарный уроженец Урала в прошлом году даже появился на почтовой карточке. К 160-летию со дня рождения Почта России выпустила именной конверт с пейзажем из уральских видов художника. С 2008 года в России вручается орден Денисова-Уральского, отечественный камнерезный «Оскар». Под его именем в родном Екатеринбурге в профильном Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, крупнейшем собрании камнерезного искусства в стране, ежегодно проходит всероссийский конкурс и выставка, посвящённые этому художественному направлению и современным авторам. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
А.К. Денисов-Уральский. «Вильгельм II на троне. Серия “Аллегорические фигуры воюющих держав”». Из собрания Пермской художественной галереи

Денисова-Уральского можно было бы назвать человеком эпохи Возрождения. Он был одновременно камнерезом, художником, коммерсантом, страстным патриотом и популяризатором Уральского края. Приписка к фамилии появилась неслучайно: мастер видел себя подлинным поэтом родных земель. Живописные циклы, посвящённые Уралу, он выставлял вместе со своими работами в камне, создавая многообразную картину богатства уральской природы и недр.   

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
А.К. Денисов-Уральский. Скульптура «Франция-победительница». Серия «Аллегорические фигуры воюющих держав». Из собрания Пермской художественной галереи

Выходец из семьи староверов, любовь к камню Алексей Козьмич унаследовал от отца, который также был талантливым и признанным резчиком. Козьма Денисов специализировался на создании рельефных наборных картин из камня (наш вариант флорентийской мозаики) и так называемых горок, многосоставных композиций с минералами. Сначала Алексей Козьмич тоже пошёл по этой стезе. Рельефные картины и особенно так называемые насыпные иконы, где использовались кристаллы и  каменная крошка, обеспечили ему репутацию. А полученное впоследствии академическое художественное образование (учился, в частности, у Шишкина) привило вкус. Выставки живописи и камнерезных работ приносят Денисову-Уральскому славу, и он открывает собственную фирму, а потом и именную камнерезную мастерскую. Работы в камне мастерской заказывали и Фаберже, и даже оценившие их на международных выставках Cartier. (Знаменитый французский Ювелирный Дом одно время также развивал камнерезную пластику.)

Размах мастерской Денисова-Уральского столь велик, что в начале 20 века у него уже два магазина в Петербурге, по престижным ювелирным адресам, в частности, на Большой Морской, по соседству с такими грандами, как Фаберже, Сазиковы и Овчинников. Заказы размещает знать и сама императорская семья, работы мастерской покупают за границу. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
А.К.Денисов-Уральский. «Вильгельм II на троне». 1916. Из коллекции Пермской художественной галереи

Профиль Денисова-Уральского – резные миниатюры и крупные, составные композиции. Миниатюры животных и камнерезная бытовая пластика вроде пресс-папье здесь быстро отступают на второй план по сравнению с человеческими фигурками. Алексей Денисов-Уральский – уникальный мастер блокированной миниатюры, и его работы считаются классикой этого камнерезного жанра. Самая известная его серия «Воющие державы» посвящена Первой мировой войне. Художник создаёт аллегорические образы воющих держав в камне, виртуозно жонглируя жанрами, совмещая разные техники и подбирая камни под сюжет и фигуру. 

Смотрите также
Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Бриллиантовый роман века: украшения герцогини Виндзорской
Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Алексей Кузьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Фото: Wikimedia

Наследие художника и его мастерской многообразно и хранится во многих музеях страны. В частности, большой блок работ Денисова-Уральского экспонируется в Перми, есть вещи в Музеях Кремля и Эрмитаже и, конечно, в родном Екатеринбурге. 

Василий Коноваленко

Легендарный советский скульптор и художник-камнерез навсегда вошёл в историю. Выставки его работ до сих пор проходят в Кремле, ему посвящают научные труды, снимают фильмы. Произведения же Коноваленко – сегодня «золотой стандарт» камнерезного мастерства (прежде всего в жанре блокированной миниатюры), на который ориентируются поколения и поколения художников. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Василий Коноваленко. Бражники. 1965. Фото: Гохран России

Коноваленко называли советским Фаберже и своего рода реинкарнацией бажовского Данилы-мастера. Интересно, кстати, что именно этот персонаж стал героем одной из его первых камнерезных работ. Он начинал как театральный художник, сценограф, декоратор. Считается, что интерес к камнерезному искусству зародился во время работы над балетом «Каменный цветок». Именно тогда Василий Васильевич увлёкся камнем и увидел в нём своё истинное призвание. Художник сразу обратился к тогда уже почти забытой технике объёмной миниатюры, в которой были решены те же человеческие фигурки Фаберже. Во многом резчик оказался самоучкой и более того, не имея под рукой нужных инструментов, даже вынужден был придумывать их сам, с нуля «изобретая велосипед». Его всегда отмечают за поистине титанический труд по возрождению этого классического ремесла.

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Василий Коноваленко. «Бабушка». 1982 год. Кварц, аметист, яшма. Фото: Denver Museum of Nature and Science

Декоративные во всех смыслах работы Коноваленко быстро нашли почитателей. В частности, художнику всегда покровительствовал Сергей Михалков. (Композиция мастера «Лисица и бобёр», как дань этой многолетней дружбе, – прямая иллюстрация басни Михалкова.) В 1973 году в Русском музее состоялась монографическая выставка произведений Василия Коноваленко, и пришло признание. Тогда показали больше двух десятков вещей. Всего же за свою жизнь в камнерезном искусстве мастер создал больше сотни композиций. Их демонстрировали на масштабной выставке в Музеях Кремля в 2017 году. Причём собрались работы с интересной географией, отражающей непростой творческий и жизненный путь мастера: здесь были и композиции из Гохрана «Ликбез» и «Бражники», купленные в Госфонд ещё в 1970-х, и внушительная коллекция из дюжины фигурок, оказавшихся… в Денвере, США. (В 1981-м Василий Васильевич эмигрировал.)

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Василий Коноваленко. «Закадычные друзья». 1982 год. Серебро, золото, бриллианты, рубины, сапфиры, нефрит, яшма, агат. Фото: Музеи Кремля

Имя мастера знает всякий хотя бы потому, что его сказочные и жанровые образы из русской старины, сценки из народной жизни печатались едва ли не в учебниках. Например, тот же «Воин», известное произведение 1960-х годов, выполненный из 12 различных камней (сегодня в собрании Музея Ферсмана). Тут нефрит, агат, яшма. Для одной работы художник мог вырезать до полутора сотен каменных фрагментов! Все эти рыбаки, шарманщики, цыганки, старики, купчихи – такие живые, колоритные, с юмором. Чувствуется связь с театром, корни художника: все типажи яркие, эффектные, здесь всегда гротеск, сатира, каждый персонаж – что тебе актёр на сцене. 

Топ-3 из истории камнерезного искусства России, Топ-3 из истории камнерезного искусства России 
Василий Коноваленко. 1984 г. Фото: Denver Museum of Nature and Science

Коноваленко, как никто, чувствовал камень. Он умел находить нужный материал для выбранной темы, или же его могла подсказать сама тема. Василия Коноваленко считают одним из главных русских резчиков не только советской эпохи,  но всей отечественной камнерезной истории в перспективе, по степени значимости для русского искусства сопоставимым с Фаберже и Денисовым-Уральским.

© 2023 Частная Коллекция

Наверх