Игорь Учеватов – один из немногих ювелиров в России, кто работает с довольно сложным в обработке материалом – титаном. Он посвятил не один год разработке собственной технологии и давно завоевал авторитет в ювелирном сообществе. Мы познакомились поближе с известным художником-ювелиром.
Вы учились в Красноярском университете на художественной обработке материалов. Что побудило вас к такому выбору?
Еще в пятом классе я начал ходить в геологический кружок, изучать минералы. Уже к седьмому у меня появилась возможность работать с камнем – делать шкатулки, книжки из камня и другие сувениры – в мастерских у геологов, там были станки. Можно считать это началом моего обучения нынешней профессии: камнерезы ведь тоже почти ювелиры.
Также, когда было лет 13, мне попалась книжка «Ювелирное дело». По ней я сделал свою первую печатку: ну, как мог, из олова. Она до сих пор у меня где-то хранится. Так что к окончанию школы я уже мог работать руками, мог делать какие-то вещи из камня, и это побудило меня выбрать факультет художественной обработки материалов. Там как раз была обработка камня, ювелирное дело и художественная ковка и литье – такие специальности.
Печатку первую сами носили?
Ну да, пока маленький был (смеется). Я для себя ее и делал, по книжке, без учителей.
Но работать по специальности начали еще в университете, верно?
Да. Начиная с четвертого курса я уже работал на единственном в городе ювелирном производстве «Рембыттехника» ювелиром и огранщиком. Изначально туда устроился учеником ювелира-монтировщика, но мне это показалось неинтересным. Там был станок для огранки камней, появилась возможность освоить технику, этим я и занялся.
Какие камни тогда гранили?
Занимался огранкой самоцветов и синтетических камней.
То есть можно сказать, что с этого времени у вас страсть к цветным камням, которая прослеживается в ваших изделиях сегодня?
Все-таки цветные камни – это не основное мое направление. У меня страсть к ярким цветам в моих работах вообще, но к этому я пришел уже позже.
Уже имея опыт после университета, я поработал во многих мастерских страны – это и Кемерово, и Санкт-Петербург, и Москва, и родной Красноярск. Насмотрелся вдоволь, экспериментировал в разных техниках, но все это было достаточно однообразно. Меня наш российский рынок ювелирных украшений не особо радовал. И плюс к этому еще одно мое увлечение детства – энтомология. То есть это бабочки, жуки и другие насекомые, которыми я интересовался.
Яркий природный мир.
Да. И в 2008 году я это хобби возобновил – начал ездить по тропическим странам. Соответственно, мои впечатления после джунглей Таиланда, Лаоса, вся эта яркая палитра в окрасе птиц, бабочек, цветов, побудили создавать что-то яркое. Тем более, у нас в Сибири очень мало ярких цветов и впечатлений, и захотелось создать что-то напоминающее о путешествиях…
Свою первую мастерскую вы открыли в 2002-м в Красноярске. Чем тогда занимались?
Первое время – огранкой камней и, конечно, изготовлением художественных украшений. Причем так, как нас учили в университете, с разработки эскизов. Это была еще бессистемная практика, основанная на собственной насмотренности к тому моменту.
Что-то сохранилось из тех первых украшений?
У меня – нет. Разве у кого-то из старых друзей… Но сейчас я считаю, что это вряд ли были украшения, достойные внимания. Я все-таки сторонник мнения, что начинающий художник, скульптор или ювелир не может создать какое-то качественное изделие. Для этого нужен опыт, нужны годы.
А первое изделие, которым вы гордитесь, датируется каким временем?
Это, наверное, мои первые эксперименты в авторском направлении, которые представлены у меня на сайте. Скульптурные жуки, которых я начал делать в 2013-м, первые работы из титана… Потому что все, что я делал до этого, было фактически подражанием кому-то.
Получается, авторский стиль вы начали разрабатывать после возвращения в Красноярск, когда уже успели поработать в разных городах?
Можно сказать, что я давно к этому шел. Уже в институте у меня была дипломная работа по созданию эксклюзивной мастерской: мы делали разнообразные эскизы, затем украшения и, собственно, саму студию. Потом все время чего-то не хватало – то знаний, то возможностей. Я еще не видел, кто как работает вообще, что за авторские работы такие, как вообще в России можно создавать уникальные вещи и собственный бренд.
И вот к моменту, когда я уволился из Richemont в Москве – это, кстати, был полезный опыт взаимодействия с большими брендами, типа Cartier и Van Cleef & Arpels, – и получил неудачный опыт по открытию мастерской для работы с серебром и эмалью, у меня это понимание образовалось. И свои первые работы я делал в мастерской еще в столице.
Первая такой работой была скульптурная миниатюра «Жук». Это был еще не титан, но моя авторская вещь, в которой я проявил свое мастерство и показал уже какую-то художественную составляющую.
Нащупали свой стиль…
Даже больше направление, в котором я хочу работать. Вот и одна из причин, почему моя мастерская по серебру, которую я пытался развивать в Москве, не пошла: я понял, что мне не хочется заниматься массовой ювелирной работой, мне хотелось совершенствовать себя в творчестве и в мастерстве. И дома, в Красноярске, у меня появилась такая возможность. Здесь была квартира, в которой я мог жить, работать, не думая об оплате аренды и других вещах. В одной из комнат и оборудовал себе мастерскую. У меня появилось время и возможность именно экспериментировать. Потому что создание эксклюзивных изделий – это всегда большие затраты. И временные, и материальные.
Тогда же вы выбрали основным материалом титан. Почему?
Во-первых, потому, что поверхность изделий из него можно окрашивать в яркие цвета. Мне эти однообразные белые и желтые цвета страшно надоели. Во-вторых, титан популярен в мировом ювелирном искусстве больше двадцати лет, его часто используют, хотелось идти в ногу со временем. Тогда и начал первые эксперименты. Правда, не с украшениями, а с монетами – занялся искусством американских резчиков hobo nickel. Это когда с одной стороны монеты стирается изображение, и вместо него вручную наносится новое на определенную тематику. То есть я делал монеты с титановыми вставками, которые я окрашивал в разные цвета. Результат воодушевил, и я решил применить технологию анодирования титана к украшениям.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой технологии.
Сам процесс анодирования – получения различных цветов с помощью электрического тока – достаточно сложный. Я потратил полтора года на то, чтобы его освоить. И можно сказать, что мною разработана авторская методика анодирования. То есть метод анодирования известен во всем мире, но то, как эти цвета я использую в своих изделиях – это как раз и есть моя авторская наработка.
Попросту говоря, я могу использовать цвета анодирования как краски, то есть фактически ими рисовать, на одной поверхности разными цветами. Другие мастера и какие-то западные производители в основном используют какой-то один цвет для покрытия поверхности, я же могу использовать на одном изделии сразу несколько. Самая сложная моя работа в этой технике – брошь-клипса «Хамелеон», в ней сразу использовано сразу несколько цветов. Причем цвета по отношению друг к другу очень капризны, то есть изолировать два цвета друг от друга технологически очень сложно, особенно на крохотной площади ювелирного украшения. И вот путем экспериментов и опыта я добился именного такого результата.
Насколько оказалось востребованной технология работы с титаном среди заказчиков? Вы делали свои первые изделия как конкретные заказы или составляли коллекцию для представления на выставках и ярмарках?
Я редко работаю на заказ. Считаю, что при создании украшения никто не должен стоять между мной и эскизом, это должно быть чисто из моего опыта, из моих знаний. Когда есть клиент, заказчик, он уже где-то может влиять, диктовать какие-то условия, поэтому это для меня не всегда удобно.
Первые работы я делал, можно сказать, в пустоту. Просто хотелось попробовать что-то сделать, не было цели продать. И, конечно, эти украшения использовал в основном на выставках.
Что касается востребованности титана – к сожалению, на российском рынке он еще не столь популярен. В особенности за пределами Москвы и Петербурга. То есть люди, которые часто ездят за границу, посещают зарубежные выставки, отслеживают тенденции в современной ювелирной моде, они большей частью и являются основными покупателями моих украшений. В остальном же приходится рассказывать людям о титане, просвещать, вести такую вот пропаганду.
Вы бы титан на какое место поставили в череде ювелирных металлов?
Я бы так не сравнивал. Есть классическое ювелирное искусство, где используются основные металлы, в первую очередь, золото, и драгоценные камни. Платина – это как бы не совсем классический материал.
Современную ювелирную моду не волнует вопрос материалов. Это раньше считалось, что ювелирные украшения – это просто предмет из драгоценных составляющих, камней и золота. Сегодня это уже предмет искусства, а из каких материалов это искусство состоит – не так важно. То есть в основе моих изделий, как и других современных известных брендов, стоит именно задумка, дизайн, исполнение. Это еще лет двадцать назад доказал известный ювелир JAR (Жоэль Артур Розенталь), выполняя украшения из титана, алюминия, бронзы, используя недрагоценные материалы в очень дорогих украшениях.
Вы делаете только уникальные украшения или какие-то тиражные вещи тоже?
Тиражных вещей в привычном понимании я не выпускаю. Каждое мое изделие – это авторская работа в любом случае. Я могу поделить их условно на две категории. В первой работы, которые можно отнести к ювелирному искусству – они создаются от нескольких месяцев до года. Это единичные работы, выполненные по большей части вручную, и как правило, в них акцент делается на художественную составляющую.
И есть украшения, которые больше про дизайн, то есть это сочетание искусства и технологии. Их я выпускаю мелкими сериями. Они по большей части тоже делаются вручную, но я могу повторять их с различными цветовыми вариантами камней, металла. В любом случае, это не тиражное производство, как на заводе. Больше 5-10 вещей я пока не делал.
Вы работаете один или с командой?
У меня есть помощники для 3D-печати, изготовления каких-то заготовок, но львиную долю большинства работ выполняю полностью сам.
Насколько я понял, производственный процесс у вас строится по классическим лекалам?
Я бы сказал не совсем классически. Да, конечно, у меня есть школа классического ручного изготовления ювелирных украшений. Но дело в том, что если мы говорим об изготовлении, например, изделий из золота, то там часто используют технологию литья. С титаном это довольно проблематично, его практически не льют, потому что у него особые литейные свойства, освоить которые по силам крупной авиационной промышленности. Для титана я использую камнерезные методы. То есть из куска вытачиваю изделие или его элементы вручную.
Но сначала, конечно, придумываю идею, рисую эскиз, леплю модель из пластилина или вырезаю из воска в качестве шаблона, по которому потом буду вырезать вручную из куска титана. Получается очень трудоемкая технология, отсюда и стоимость украшений. Я также использую и современные 3D-технологии, но не те, которыми сейчас часто пользуются ювелиры – основная модель все равно вырезается вручную.
Какой разброс цен на произведения из титана? Видел у вас, например, серьги-капельки одного дизайна в разных цветах…
Это, вероятно, самая недорогая моя работа. Ее стоимость составляет около 50 тысяч рублей. Самая дорогая на 2020 год стоила около двух миллионов, это подвеска «Бойцовые рыбки», на которую я потратил пять месяцев работы.
Вы используете в основном цветные камни. Почему не используете бриллианты, другие камни первой группы?
Чтобы работать с первой группой камней и золотом, нужно специальное разрешение инспекции. Для меня золото и бриллианты – не основные материалы, вообще практически их не использую. Соответственно, смысла вставать на учет ради пары камней не вижу. Но я активно использую натуральные цветные сапфиры, которые являются уже камнями второй категории – желтые, розовые, зеленые, оранжевые.
Вообще есть у вас предпочтения по камням?
Среди мелких камней отдаю предпочтение сапфирам. Их можно подобрать практически любых цветов, и это мне очень нравится. Что касается центральных камней в украшениях, то нравятся родолит, пурпурный гранат, турмалины, шпинель, иногда использую натуральные цирконы.
Вы довольно часто участвуете в выставках и ярмарках. Насколько это помогает в продвижении вашего искусства? И был ли у вас опыт участия в подобных мероприятиях за рубежом?
Что касается России, то здесь еще неподготовленная публика и площадки, и очень немногие выставки способствуют именно продвижению работ. Что касается зарубежного участия – к сожалению, из-за пандемии, участие в выставке в Гонконге сорвалось.
Вы упоминали о ювелирах, которые работают с титаном за рубежом. А в России у вас есть коллеги и конкуренты в этом поле?
Да, есть, конечно. Но можно сказать, что именно так плотно, буквально полностью, посвятили себя работе с титаном единицы. Да и то, думаю, больше всех с ним сблизился только я.