Now Reading
Ювелирное искусство Урала гостит в Царицыно

Ювелирное искусство Урала гостит в Царицыно

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка об уральской школе авторского ювелирного искусства второй половины XX – начала XXI века. В экспозиции – почти две сотни украшений из золота, серебра, мельхиора, нейзильбера и никеля, украшенные топазами, гранатами, дымчатым кварцем, цитринами, аквамаринами, обсидианом, бирюзой и другими камнями, найденными на самоцветной полосе Урала.

16 мая 2025 — 1 марта 2026 гг.

Ювелирное искусство Урала Царицыно, Ювелирное искусство Урала гостит в Царицыно
Выставка «Урал: металл и камень. Авторское ювелирное искусство Свердловска/Екатеринбурга»

Уральская выставка продолжает серию музейных проектов музея «Царицыно», посвященных региональным ювелирным школам. Как и предыдущая выставка «Невская перспектива», новая экспозиция исследует ювелирное искусство советской эпохи и современный ювелирный дизайн.

«Урал: металл и камень» в «Царицыне» – первая более чем за полвека выставка уральских художников-ювелиров в Москве. Несмотря на то, что в фондах многих музеев хранятся их работы, нынешнюю выставку можно считать своего рода премьерой. Впервые за большой срок в столице можно увидеть работы современных уральских авторов. Экспозиция устроена таким образом, что скучно в ней не будет никому: интерактивные и тактильные зоны помогут больше узнать о камнях и о том, что творят с ними художники, а документальный фильм, снятый специально к выставке, покажет, как работают художники прямо сейчас.

Ювелирное искусство Урала Царицыно, Ювелирное искусство Урала гостит в Царицыно

Выставка «Урал: металл и камень» охватывает период с 1950-х годов до наших дней, но история уральского ювелирного искусства, конечно, началась раньше. Истоки ювелирного дела на Урале связаны с активным освоением территорий в первой половине XVIII века и тесно связаны с добычей и обработкой металлов и, позднее, цветных камней. Известно, что уже 1726 году основатель Екатеринбурга Василий Татищев пригласил на Урал мастера-гранильщика из Швеции Христиана Рефа с целью обучение мастеровых обработке камня. «Этот до конца не распутанный эпизод пребывания иностранного специалиста в Екатеринбурге тем не менее положил начало камнерезной традиции Урала, – отмечает куратор выставки Сергей Винокуров. – Ювелирное же дело XVIII-XIX веков было тесно связано с открытием месторождений и обработкой драгоценных металлов и камней».

Уральские горы – одни из самых старых на Земле. За сотни миллионов лет здесь сформировались богатейшие запасы самоцветных и поделочных цветных камней, многие из которых в России до сих пор добываются только на Урале. Именно здесь, в поселке Малышева находится единственное в России месторождение изумрудов России. На Урале добывается редко встречаемый камень – ярко-зеленый прозрачный гранат, который геологи называют демантоидом. Ну, а славу камнерезного искусства Урала и, шире, Российской империи, определили уральские яшмы, родонит и, конечно, всем знакомый малахит. Формирование уральской ювелирной школы в середине XX века на волне небывалого подъема художественной промышленности неслучайно оказалось в тесной связи с камнерезными традициями и минералогическими богатствами региона в целом.

Ювелирное искусство Урала Царицыно, Ювелирное искусство Урала гостит в Царицыно
1. Владимир Шицалов. Флакон из серии «Аттракционы». 2000.
2. Владимир Шицалов. Украшение интерьера «Идол». 2002. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

В середине XX века Советский Союз был активным участником международных ювелирных выставок. Новое поколение мастеров было готово к экспериментам и открыто соперничало с мастерами из других стран. Важно отметить, что школы авторского ювелирного искусства почти одновременно зародились в трех российских столицах: Москве, Ленинграде и Свердловске.

Ювелирное искусство Урала Царицыно, Ювелирное искусство Урала гостит в Царицыно
Леонид Устьянцев. Колье «Соло». 2003. Золото, топаз, берилл, кварц с хлоритом. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств

В ювелирном искусстве Урала последних двух десятилетий разнообразие направлений, материалов и техник так велико, что понятие «уральская школа» кажется размытым. Однако даже далекие друг от друга творческие позиции представителей этой школы по-прежнему объединяются общим признаком – мастерским использованием поделочного камня и самоцветов, их природной красоты, цвета и фактуры. В этом уральским художникам нет равных уже почти три столетия.

Смотрите также
Ювелирное искусство Урала Царицыно, Не игрушки показывают в Екатеринбурге

Куратор выставки – Сергей Винокуров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета

Партнер выставки – Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Участники выставки: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург) и частные коллекционеры

© 2023 Частная Коллекция

Наверх