Екатерина Истомина
История жемчуга стара, как само ювелирное, или же – в более широком смысле – декоративно-прикладное искусство. Жемчуг различных сортов (и, соответственно, цветов, форм и размеров) много столетий был востребован в декоративных культурах стран Юго-Восточной Азии – именно там он и был рожден.
Первоначально этот диковинный восточный товар появился в Венеции, городе-республике с огромной международной торговлей. Жемчуг носили знаменитые венецианские куртизанки. Необычный блестящий перламутр прекрасно подходил к их модным в ту эпоху ярко-рыжим волосам. Жемчуг привозили в страны Европы из Азии, и им торговали в первую очередь купцы. Почти сразу после своего появления на европейских просторах жемчуг начал пользоваться огромной популярностью – как предмет редкий, крайне дорогой. Неслучайно, великий Вермеер выбрал для женского портрета жемчужину – речь идет его о картине «Девушка с жемчужной сережкой».
Барочный жемчуг
В Европе, как и в Азии, тогда знали жемчуг разных форм и цветов, но только одного барочного типа, то есть причудливого, «природного» облика. Барочная жемчужина, которую и сейчас повсеместно используют в ювелирном деле, в природе образовывалась достаточно долго (потому и дорого стоила). Вот как это происходило. Океанской волной крошечная песчинка попадала в лоно определенного сорта устрицы (именно от вида устрицы зависит порода жемчуга), И, конечно же, устрица пыталась защищаться от вторжения, поскольку ощущала, что в ней «поселился» некий инородный предмет. В качестве защиты моллюск использовал разноцветный перламутр, который – слой за слоем – наслаивался на чужеродной песчинке. Так и появлялась на свет барочная жемчужина – с неровными боками и с неровным слоем перламутра. Оригинальные жемчужины всегда были в цене: коллекционеры драгоценностей и сегодня любят их за неповторимость (одинаковых барочных жемчужин в природе не бывает).
Исторически барочный жемчуг используют для изготовления колец и брошей, оригинальная форма и примечательный окрас создают отличное украшение. Реже барочный жемчуг используется в колье и браслетах: трудно подобрать хоть немного похожие друг на друга жемчужины.
Мечта Кокичи Микимото
Человек испокон веков тяготел к совершенству в различных предметах, и жемчуг здесь не исключение. Многие десятилетия в Азии, на родине жемчуга, не оставляли попыток найти, добыть или же, на худой конец, вырастить идеально ровную жемчужину. Но жемчужные устрицы не собирались покоряться человеку, вырастить идеально ровный жемчуг никак не получалось. Однако японцу Кокичи Микимото все-таки удалось решить давнюю проблему.
История жизни и бизнеса этого великого японца (на родине Микимото почитают не только как изобретателя, но и как выдающегося бизнесмена, сделавшего значительный вклад в экономику страны) заслуживает отдельной книги. Кокичи Микимото – сын бедного торговца лапшой, был родом из юго-восточной Японии, из префектуры Тоба. Сегодня в городке Тоба, на небольшом острове, покрытом низкорослыми соснами, находится трехэтажный жемчужный музей Mikimoto. Там же установлен памятник основателю марки. Суровый маленький старик, высеченный из серого гранита, твердо смотрит на морские пучины, в которых каждые два часа происходит загадочный аттракцион. Речь идет о традиционном для Японии шоу девушек-ныряльщиц, добывающих жемчужные устрицы.
Крохотный деревянный кораблик режет волны вдоль берега Тоба (для удобства на берегу установлены зрительские трибуны). На палубе судна – шесть девушек в свободных белых одеждах. В руках у них – большие деревянные тазы. По звуковому сигналу, который дается с капитанского мостика, девушки синхронно прыгают в воду и скрываются под ней. Приблизительно через четыре минуты они появляются на морской поверхности, победоносно поднимая вверх свои тазы. А в них лежит добыча – устрица, внутри которой живет барочная жемчужина. Жемчужный промысел является историческим для Японии, именно так барочные жемчужины добывают и сегодня. Примечательно, что в ловле устриц принимают участие только девушки. Дело в том, что объем легких у женщины гораздо больше, чем у мужчины, и она может не дышать под водой дольше.
Кокичи Микимото с детства интересовался миром и был изобретателем. Так, например, он придумал доставку лапши на дом, что положительно повлияло на семейный бизнес. Однако заниматься продажей простой лапши Кокичи Микимото совершенно не собирался.
Его страстью был жемчуг. Была и настоящая мечта – создать идеально ровную жемчужину. Такую жемчужину Микимото собирался посвятить своей жене. Но успех пришел далеко не сразу. У Микимото ушло около десяти лет на различные эксперименты. Но в итоге в 1894 году, наконец-то, к нему пришел успех. Кокичи Микимото на собственной жемчужной ферме (она работает и сегодня) смог получить идеально ровную по форме и цвету жемчужину сорта акойя. Сегодня в производстве украшений ювелиры используют жемчуг трех сортов – акойя (белый, бледно-розовый, светло-серый, светло-бежевый), жемчуг Южных морей (розовый, золотой), черный и темно-серый с Таити.
Метод, предложенный Микимото, таков: в лоно материнской жемчужной устрицы при помощи острого и тонкого пинцета опускается небольшой шарик, вырезанный из раковины. Вслед за шариком сотрудницы фермы (опять-таки здесь работают исключительно женщины) кладут в устрицу биологическую ткань, которая отвечает за образование перламутра. Устрица плотно закрывается и помещается в шар-садок, который опускается в воду. Один раз в неделю сотрудницы Mikimoto проверяют садки, вытаскивая их на поверхность. В довольно теплой воде материнская устрица находится не меньше двух лет.
В Mikimoto тщательно подходят к качеству своих выращенных, идеально ровных жемчужин. Только тридцать процентов от всего урожая ювелиры марки используют в драгоценном производстве. Остальной жемчуг идет на косметические (у Mikimoto есть косметическая линия, очень популярная в Японии) и на медицинские нужды.
Где же купить жемчуг Mikimoto? В самой Японии, разумеется, есть отдельные магазины знаменитой марки, главным из которых заслуженно считается исторический магазин в самом престижном районе Токио – Гиндзе – открытый еще при жизни самого мастера. Это здание в восемь роскошных этажей: на первом продается самая недорогая, сезонная продукция (в Mikimoto выпускают сезонные коллекции), а на восьмом – очень дорогие коллекционные вещи, например, тиары и диадемы. В мире магазинов марки не так уж и много: лишь два из них являются знаменитыми. Это большой бутик на Вандомской площади Парижа, где покупала жемчуг Грейс Келли, и двухэтажный магазин на Пятой авеню Нью-Йорка, который любила посещать еще Мерилин Монро.
В Mikimoto любят работать не только с выращенным жемчугом, но и драгоценными камнями первого класса – бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами. В магазине в Гиндзе также представлены драгоценности из серебра, с идеальным жемчугом небольшого размера. В этом японский дом Mikimoto откровенно наследует философии американской марки Tiffany & Co., в ассортименте которой благодаря дизайнеру Эльзе Перетти можно найти различные серебряные вещи. «Любая девушка должна иметь возможность носить наши драгоценности», – гордо утверждают в Mikimoto. В соседнем с восьмиэтажным магазином марки квартале находится бутик второй линии дома – Perlita. Во вторую линию Mikimoto включаются разнообразные сезонные коллекции, которые продаются только в Японии, Гонконге и Сингапуре, а также жемчужные сувениры (например, рамочки для фотографий, столовые приборы) и серебряные часы.
Страсть коллекционеров
Конечно, в мире существуют и убежденные коллекционеры, которые охотятся за уникальным жемчугом. Именно такой считается легендарная жемчужина «Пелегрина» из собрания князей Юсуповых. Овальная жемчужина белого цвета была продана князем Феликсом Юсуповым женевскому ювелиру Жану Ломбару в 1953 году. На самом деле существуют две, очень похожие жемчужины с почти одинаковым названием: вторая, Peregrina, принадлежала испанским и французским монархам, а затем и Cartier. В 1960-х годах мастера этой великой марки сделали из своей «Перегрины» длинную подвеску. Баснословно дорогое украшения купил супруг Элизабет Тейлор актер Ричард Бартон.
Но и даже в самом мелком масштабе жемчуг остается не менее популярным, чем белый бриллиант. Это связано с его невероятной пластичностью. Согласитесь, что жемчуг можно сочетать с совершенно любыми ювелирными камнями и оправлять в золото любого цвета, а также в серебро. К тому же жемчуг идет практически всем девушкам и дамам. Это хорошо знали и венценосные британские и русские принцессы, для которых драгоценности из жемчуга были частью их парадного костюма. И еще одна важная особенность идеально ровного жемчуга: в работе мастера-ювелира он очень послушен и податлив: из него можно сделать как короткий, плотно облегающий шею чокер, так и очень длинный сотуар с жемчужной кисточкой на конце. Таким образом, покупатели и коллекционеры жемчуга никогда в накладе не остаются. Им всегда есть что надеть – и в пир, и в мир, как это принято говорить.
Как ухаживать за жемчугом, читайте в нашем гиде.