Уоллес Чан, великий ювелир современности

У гонконгского ювелира Уоллеса Чана с камнями и металлами особые отношения. Его называют алхимиком и магом, ювелиром-философом, а обычной реакцией на драгоценности бренда Wallace Chan становится восторженный возглас: «Это за гранью возможного!». Бесспорно, магии в вещах, выходящих из его мастерской, в избытке. Но путь к вершинам высокого ювелирного искусства – это союз таланта художника и неиссякаемой жажды знаний, что была и остается у мальчика из бедной китайской семьи, а сегодня – одного из самых влиятельных ювелиров мира.

Олег Краснов

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Уоллес Чан. Фото: www.wallace-chan.com

Начало пути

Чан родился в 1956 году в китайском Фучжоу, недалеко от Тайваньского пролива, в многодетной семье. Фарфоровая ложка там считалась роскошью, а за обеденным столом на одном стуле пытались усидеть сразу трое. Спустя пять лет они переехали в Гонконг, где родители еле сводили концы с концами, но старались дать детям достойное образование. Маленького Уоллеса отдали в художественную школу, где он проявил свои первые недюжинные таланты. Свободное же время мальчик отдавал помощи семье, вырезая цветы из пластика «до крови на пальцах». 

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Wallace Chan. THE WAVES, 2017. Украшение трансформируется в брошь, подвес, браслет и скульптуру. Бесцветные и желтые бриллианты, розовые сапфиры, аметисты, топазы, цитрины, титан. Фото: www.wallace-chan.com

В 16 лет Уоллес пошел в ученики к резчику по камню, где работал над мелкими скульптурами из минералов и твердых камней. Правда, через девять месяцев он покинул учителя, чтобы самостоятельно отточить навыки в резьбе инталий и камей, используя уже и слоновую кость, и полудрагоценные камни. Впрочем, основным его занятием на несколько лет стала деревянная и малахитовая мелкая пластика, приносившая ежедневный доход в помощь родителям. Работы заметили в артели, где делали убранство для монастырей, и пригласили молодого резчика создавать фигуры для буддийский храмов. 

«Но я хотел быть больше, чем просто рабочим, – вспоминает Чан. – Я хотел изучать искусство и смотреть фильмы. Хотел создавать украшения, которые «танцуют» вместе с вами, у которых есть история и душа».

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Wallace Chan. DOUBLE STAR, 2018. Кольцо. Бриллианты, аквамарины, розовый сапфир, жемчуг, фарфор, титан. Фото: www.wallace-chan.com

Первые успехи

Поэтому в 28 он переехал в Макао, где продолжил и учебу, и эксперименты с камнями. Итогом стало первое, но далеко не последнее изобретение, известное в мире как «огранка Уоллеса». Эту технику резьбы на прозрачном кристалле или драгоценном камне, которая создает иллюзию, подобную голограмме, он создал в 1987 году. Самой известной работой в этой области стало посвящение Орам, греческим богиням времен года, исполненное в голубом топазе. Увидев ее, один немецкий дилер посоветовал выставить произведение в Европе. После показов на ярмарке Intergem Fair и музее Германии в 1991 году, к Уоллесу пришла его первая слава – от критиков он получил «звание» вундеркинда. 

Почти все следующее десятилетие он «искал себя»: был скульптором, резчиком и художником. Главной своей работой этого времени Чан называет буддийскую ступу для храма на Тайване. Почти метровой высоты сооружение из золота, хрусталя и рубина для реликвии, которая считается зубом Будды, заняло больше двух лет работы.

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Wallace Chan. Фрагмент броши FAERIE, 2016. Рубеллиты, бесцветные и желтые бриллианты, розовые сапфиры, аметисты, титан. Фото: www.wallace-chan.com

Инновации и фирменный стиль

В тех же 2000-х творчестве Чана стали появляться ключевые, любимые и сегодня темы: природа, философия и скульптура. Его бабочки и цветы роскошны, скульптурные формы классически романтичны.

«Ювелирное дело вообще самый сложный вид искусства, поскольку предполагает знание камней и способов их закрепки, методов обработки металла, а также законов физики, механики, математики и анатомии», – считает мастер и год от года доказывает, что и этими знаниями ограничиваться не собирается. Он не только художник и ювелир, почти полностью собственноручно занимающийся ремеслом, но и новатор мирового уровня. 

Среди самых известных его достижений — техника очистки и осветления нефрита, запатентованная технология увеличения яркости жадеита, метод закрепки драгоценных камней без металлических держателей, оригинальная техника Titanium Jewelry, с помощью которой он научился окрашивать титан в различные оттенки (сегодня он использует этот металл в большей части своих работ).

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Wallace Chan. Браслет RETURN OF THE KING, 2012. Желтые и бесцветные бриллианты, жадеит, титан. Фото: www.wallace-chan.com

Последнее изобретение Чана относится к 2018 году – это фарфор, который, по утверждениям, в пять раз крепче стали. Чтобы повысить твердость, дизайнер укрепил его железом, кремнием, цирконием и секретным ингредиентом.

«Нам нужны инновации, – утверждает Чан, ссылаясь на влияние восточных и западных культур, философии, природы и передовых технологий. – Если мы наслаждаемся только вчерашним мастерством, то живем лишь прошлым. Завтра не настанет никогда».

Смотрите также
Уоллес Чан, Елена Харичева: «Я решила быть не как все коллекционеры!»

Статус мэтра

К моменту открытия в конце 2000-х собственного бренда Wallace Chan, мастер успел поработать инкогнито на несколько ювелирных домов, включая легендарного Жоэля Артура Розенталя, владельца JAR. Но сегодня он, вероятно, может и им дать фору. 

Уже в 2012-м маэстро стал первым ювелиром из Азии, приглашенным к участию в парижской Biennale des Antiquaires, где иметь свой собственный стенд считали честью великие ювелирные дома с Вандомской площади. Его ожерелье «Великая стена» из старинного китайского императорского жадеита и кленовых листьев, инкрустированных бриллиантами, было продано там за €56 млн. 

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Wallace Chan. Серьги INTERTWINING LOVE, 2017. Рубины, сапфиры, аквамарины, турмалины, бесцветные и желтые бриллианты, розовое дерево, титан. Фото: www.wallace-chan.com

В 2015-м гонконгский ювелирный гигант Chow Tai Fook пригласил Чана создать «самое дорогое ожерелье в истории», оцененное в $200 млн. Оно состоит из 11 551 бриллиантов, полученных из алмаза-самородка весом 507 карат. Через четыре года ювелирное творение Чана «Новое поколение» было добавлено в постоянную коллекцию Британского музея в Лондоне, а этим летом мощные скульптурные формы из титана выставлялись в венецианском Fondaco Marcello. 

Уоллес Чан, Уоллес Чан, великий ювелир современности
Wallace Chan. Колье SECRET ABYSS, 2014. Желтые и бесцветные бриллианты, изумруды, аметисты, рутиловый кварц, титан. Фото: www.wallace-chan.com

Не опускаются цены и на торгах. Аукционы Sotheby’s и Christie’s радуются его творениям: излюбленным драконам, птицам, бабочкам и стрекозам, усыпанным драгоценными камнями всех цветов, – и ежегодно и выручают за каждое не менее $200 тыс. 

Но цифры, регалии и списки клиентов из мировых элит для человека из Азии – суета. «Я хочу оставить наследие, — говорит Чан. – Китайские украшения имеют 6000-летнюю историю, и я хочу быть ее частью». 

© 2023 Частная Коллекция

Наверх