У гонконгского ювелира Уоллеса Чана с камнями и металлами особые отношения. Его называют алхимиком и магом, ювелиром-философом, а обычной реакцией на драгоценности бренда Wallace Chan становится восторженный возглас: «Это за гранью возможного!». Бесспорно, магии в вещах, выходящих из его мастерской, в избытке. Но путь к вершинам высокого ювелирного искусства – это союз таланта художника и неиссякаемой жажды знаний, что была и остается у мальчика из бедной китайской семьи, а сегодня – одного из самых влиятельных ювелиров мира.
Олег Краснов
Начало пути
Чан родился в 1956 году в китайском Фучжоу, недалеко от Тайваньского пролива, в многодетной семье. Фарфоровая ложка там считалась роскошью, а за обеденным столом на одном стуле пытались усидеть сразу трое. Спустя пять лет они переехали в Гонконг, где родители еле сводили концы с концами, но старались дать детям достойное образование. Маленького Уоллеса отдали в художественную школу, где он проявил свои первые недюжинные таланты. Свободное же время мальчик отдавал помощи семье, вырезая цветы из пластика «до крови на пальцах».
В 16 лет Уоллес пошел в ученики к резчику по камню, где работал над мелкими скульптурами из минералов и твердых камней. Правда, через девять месяцев он покинул учителя, чтобы самостоятельно отточить навыки в резьбе инталий и камей, используя уже и слоновую кость, и полудрагоценные камни. Впрочем, основным его занятием на несколько лет стала деревянная и малахитовая мелкая пластика, приносившая ежедневный доход в помощь родителям. Работы заметили в артели, где делали убранство для монастырей, и пригласили молодого резчика создавать фигуры для буддийский храмов.
«Но я хотел быть больше, чем просто рабочим, – вспоминает Чан. – Я хотел изучать искусство и смотреть фильмы. Хотел создавать украшения, которые «танцуют» вместе с вами, у которых есть история и душа».
Первые успехи
Поэтому в 28 он переехал в Макао, где продолжил и учебу, и эксперименты с камнями. Итогом стало первое, но далеко не последнее изобретение, известное в мире как «огранка Уоллеса». Эту технику резьбы на прозрачном кристалле или драгоценном камне, которая создает иллюзию, подобную голограмме, он создал в 1987 году. Самой известной работой в этой области стало посвящение Орам, греческим богиням времен года, исполненное в голубом топазе. Увидев ее, один немецкий дилер посоветовал выставить произведение в Европе. После показов на ярмарке Intergem Fair и музее Германии в 1991 году, к Уоллесу пришла его первая слава – от критиков он получил «звание» вундеркинда.
Почти все следующее десятилетие он «искал себя»: был скульптором, резчиком и художником. Главной своей работой этого времени Чан называет буддийскую ступу для храма на Тайване. Почти метровой высоты сооружение из золота, хрусталя и рубина для реликвии, которая считается зубом Будды, заняло больше двух лет работы.
Инновации и фирменный стиль
В тех же 2000-х творчестве Чана стали появляться ключевые, любимые и сегодня темы: природа, философия и скульптура. Его бабочки и цветы роскошны, скульптурные формы классически романтичны.
«Ювелирное дело вообще самый сложный вид искусства, поскольку предполагает знание камней и способов их закрепки, методов обработки металла, а также законов физики, механики, математики и анатомии», – считает мастер и год от года доказывает, что и этими знаниями ограничиваться не собирается. Он не только художник и ювелир, почти полностью собственноручно занимающийся ремеслом, но и новатор мирового уровня.
Среди самых известных его достижений — техника очистки и осветления нефрита, запатентованная технология увеличения яркости жадеита, метод закрепки драгоценных камней без металлических держателей, оригинальная техника Titanium Jewelry, с помощью которой он научился окрашивать титан в различные оттенки (сегодня он использует этот металл в большей части своих работ).
Последнее изобретение Чана относится к 2018 году – это фарфор, который, по утверждениям, в пять раз крепче стали. Чтобы повысить твердость, дизайнер укрепил его железом, кремнием, цирконием и секретным ингредиентом.
«Нам нужны инновации, – утверждает Чан, ссылаясь на влияние восточных и западных культур, философии, природы и передовых технологий. – Если мы наслаждаемся только вчерашним мастерством, то живем лишь прошлым. Завтра не настанет никогда».
Статус мэтра
К моменту открытия в конце 2000-х собственного бренда Wallace Chan, мастер успел поработать инкогнито на несколько ювелирных домов, включая легендарного Жоэля Артура Розенталя, владельца JAR. Но сегодня он, вероятно, может и им дать фору.
Уже в 2012-м маэстро стал первым ювелиром из Азии, приглашенным к участию в парижской Biennale des Antiquaires, где иметь свой собственный стенд считали честью великие ювелирные дома с Вандомской площади. Его ожерелье «Великая стена» из старинного китайского императорского жадеита и кленовых листьев, инкрустированных бриллиантами, было продано там за €56 млн.
В 2015-м гонконгский ювелирный гигант Chow Tai Fook пригласил Чана создать «самое дорогое ожерелье в истории», оцененное в $200 млн. Оно состоит из 11 551 бриллиантов, полученных из алмаза-самородка весом 507 карат. Через четыре года ювелирное творение Чана «Новое поколение» было добавлено в постоянную коллекцию Британского музея в Лондоне, а этим летом мощные скульптурные формы из титана выставлялись в венецианском Fondaco Marcello.
Не опускаются цены и на торгах. Аукционы Sotheby’s и Christie’s радуются его творениям: излюбленным драконам, птицам, бабочкам и стрекозам, усыпанным драгоценными камнями всех цветов, – и ежегодно и выручают за каждое не менее $200 тыс.
Но цифры, регалии и списки клиентов из мировых элит для человека из Азии – суета. «Я хочу оставить наследие, — говорит Чан. – Китайские украшения имеют 6000-летнюю историю, и я хочу быть ее частью».