Алексей создаёт украшения, которые можно назвать драгоценностями иного рода. Они выделяются прежде всего своей художественной составляющей. По сути дела это ювелирные миниатюры, балансирующие между живописью и скульптурой.
Беседовала Марина Волкова
Расскажите вкратце о вашем пути в профессии.
В 10 классе я поступил в школу художественных ремёсел на ювелира. Попал сразу, видимо, была хорошая подготовка по рисунку (до этого я пробовался в «Училище 1905 года» на театрально-декорационное отделение). И потом так и пошло: практика, заводы, армия, «Строгановка», затем многие годы работал художником на крупных комбинатах вроде «Московского ювелирного завода». Всегда продолжал работать параллельно и для себя. Потому что стоит один раз остановиться, вернуться уже сложно. Всё это время мне казалось, что украшения надо делать быстрее. И вот я это, наконец, придумал, но уже спустя годы.
Как для вас начинается работа?
Всегда с рисунка. У меня дома альбомы, папки, блокноты эскизов. Рисование для меня – прежде всего эмоция, это не графический чертёж. Я рисую всё время, это как поток. Причём делаю как натурные зарисовки: обнажённую натуру, «предметку», так и придуманные, сочинённые образы, не из моего окружения или того, что я вижу. Рисовать надо обязательно – чтобы фиксировать свои мысли хотя бы в какой-то форме. Иначе всё это исчезает, улетучивается. А так однажды всплывает и даёт толчок для новой работы.
Затем я леплю модель в пластилине и отливаю в силиконе. Потом снимается форма, и заливается модельный воск. Плюс этой техники в том, что это очень быстрый процесс. Резчик возится долго. Я же могу за день отлить не одну работу. Мне нравится как раз то, что я могу быстро увидеть, почувствовать результат.
Как вы пришли к технике литья с камнями?
Когда-то мне казалось, что это я её придумал. Но нет, в ней работают и другие люди. Я вставляю камни в восковую модель и отливаю украшение прямо с камнями. Есть камни, которым всё нипочём, даже высокие температуры: корунды, гранаты, бриллианты. Это упрощает процесс и придаёт вещи сказочности, ведь она как будто рождается на твоих глазах. Во время отливки камни съезжают, и вдруг какой-то можно обнаружить совсем в другом месте, чем задумывалось. Мне нравится, что эти работы живые, от начала и до конца. Я делаю иногда, так скажем, вылизанные вещи, но душа у меня к ним не лежит. Мне нравится не заполировывать поверхность до конца.
В последнее время я часто использую горячие патины: вещь «раскрашивается» – кидается в разные растворы, приобретает свой неповторимый цвет и свою фактуру. Патина – нечто волшебное. Потом я дорабатываю изделие. Где-то надо вставить камень, где-то пополировать или, наоборот, сделать детали более рельефными, фактурными. Ручной работы достаточно много, но мне хочется удерживать её в разумных пределах. Чем более «первобытной», естественной получается вещь, тем мне с ней интереснее.
Камни я подбираю из того, что есть в наличии. Использую разные, тут нет какого-то фетиша, чтобы годами выискивать, охотиться. Это как живопись. Какая краска есть на палитре, ту и использую.
Используете ли вы 3D технологии?
Сейчас всё лихо рисуют в 3D-программах. И получается уже готовая, выращенная вещь – в титане или другом металле. Я же начал думать, а нужны ли они мне, новые технологии. Раньше не было информации. И она была двигателем творческой составляющей. Её нужно было где-то найти. В музеях, в книгах. Сейчас же достаточно открыть Pinterest. Какой-нибудь цветочек – и вот вам миллион вариаций. Человек так далеко ушёл! Правда, так и не приблизился к природе. Господь так устроил, что какое-то семечко ещё и творит само по себе, развивается по-своему. А мы пытаемся его повторить. Это заблуждение: за натурой не угонишься. Она всегда идёт впереди нас.
Когда всё это понимаешь, то надо ничего не видеть, не слышать, иначе творчеству конец. То же самое с инструментами – появляется много эмалей, лазеров, принтеров, разных приспособлений, думаешь, зачем всё это нужно, это только тормозит человека. Так он никогда не начнёт ничего делать, он сразу ставит себе некую планку. Вот ювелир Уоллес Чан – это же предел всего цветового, композиционного. Я его видел в Гонконге, когда он только начинал. Он тогда сказал, что стал едва ли не круче Создателя. Сейчас, конечно, есть уже полное ощущение, что да, круче. Виртуоз, бешеный мастер, трудоспособный – сколько вещей, и каких мощных! Скульптур. В то же время я знал одного нашего мастера, который вырезал композиции буквально на зёрнышке. У «Московского ювелирного завода» когда-то были выставки. И вот я ходил каждый день смотрел в микроскоп на его работу, он показывал инструменты, которые сделал сам. Однажды я его спросил, сколько такая вещь может стоить. И он потерял дар речи. Их, таких, всего человек десять в мире. И у подобных вещей нет цены.
Опишите ваш образный мир…
Я выискиваю образы. У меня были кольца в духе Модильяни и броши по Малевичу. Я делаю вещи темами, сериями. Иногда повторяю, но не на 100 процентов. Была серия украшений про сказки. Вот серьги в духе пермского искусства, животного стиля. Есть русские мотивы, в духе Богородской игрушки. Мне было интересно, как это может получиться в металле. Много анималистики: жирафов, мишек, ёжиков – из тех, что «Оторвали мишке лапу» и «Лошадь, лошадь» в тумане.
Скажем, брошь «Похищение Европы». Кто-то там был? Почему вдруг бык? Мне вот всегда нравились единороги. Я и усадил свою героиню на единорога. Была обширная серия с грибами. Самыми разными. Продолжаю их делать время от времени. Или вот колье с титаном, бронзой и серебром – из разных грибов. Помните, раньше в метро и на вокзалах стояли бабушки, продавали сушёные грибы, делая из них эдакие «бусы». Или тут, например, я сделал Шрека – в бронзе с жемчугом. Мне казалось, что Шрек вполне мог стать нашим народным героем. А этот серебряный перстень – с черепом, вырезанным из кости лося. Это пористый материал, что мне и нравится: сочетать полированные детали и фактуру. Когда-то я купил партию барочного жемчуга и делаю время от времени вещи с ним. Хотя материал не самый любимый, ведь он очень простой: не надо придумывать касты для вставок, просто нашёл ему место и хватит, с ним немного креатива. Вот вещь с эмалями. Тут я смешал 13-ю и 16-ю эмали, это даёт такой эффект песка. Надо контролировать температуру, чтобы не перегреть. Всё это были экспериментальные работы. Интересно было, что получится. У меня лежит много старых работ. Я тут достал какие-то студенческие и стал доделывать.
А в основе вот этой работы, например, обкатанный морем ракушечник, внутри которого видны ракушки, и они подвижные: створки открываются, «моргают». Мне это понравилось. Это можно обыграть в виде лица: тут глазницы, веки, тут рот. В итоге получилась брошь-бюст, на манер римских императоров. Я сделал тогу из бронзы (решил попробовать белую патину), фибулу из турмалина.
Есть у меня и классические вещи, конечно. Но просто для меня их время прошло.
Как, например, появилась эта брошь в виде комара?
Это просто раздавленный комар. Мне понравилась эта аналогия: когда заливаешь камни металлом, они ведь трещат, вот ровно так же, как когда убил комара. Сам комар серебряный. Частично с золочением и родием – они дают рельеф, интересный визуальный эффект. Кстати, меня не пугают камни с трещинами. Почему нет? В этой работе такие есть намеренно. Многие ювелиры считают, что это плохо. Но если, например, говорить о самом великом нашем современнике, JAR, он ведь иногда вставляет камни, выпавшие из броши или кольца, вовсе не идеальные. Я считаю, что художник вправе определять образ. Мой опыт позволяет сделать идеальную вещь, но зачем? Когда я делаю то, что мне хочется, то, в чём я чувствую потребность, я не думаю о том, кто это будет носить и как. Я всегда иду от вещи: если она требует филигранной изнанки или идеальных камней, тогда стоит их ставить, но если мне это не нужно, то зачем тратить на это время. Я за то, чтобы художник чувствовал себя свободным, не боялся смешивать разные техники, приёмы, пробовал новое, экспериментировал.
Расскажите, пожалуйста, о ваших задумках для выставки «Вера, Надежда, Любовь».
Мне нравилась идея с античной Грецией, чувственным началом. Триада же Вера-Надежда-Любовь ассоциируется у меня скорее с православием и тут на мой взгляд надо серьезно… не пошутить. Я пока думаю над этим поворотом. Что я могу сделать… Я сейчас увлекаюсь отливками из бетона, отливаю образ в бетоне и дорабатываю. В этой серии есть религиозные образы из бронзы, они не будет предметом культа а скорее про чувственное восприятие этой темы. Меня всегда поражали храмы в Греции там все святые добрые и ты ходишь среди них как среди друзей. Вот что-то такое я хочу воплотить в этой серии.
Может быть, мы добавим элементы из микро-мозаики, с которой работает моя жена Люда. Она использует сложную вариацию технологии с мраморной крошкой и маслом: эта масса забивается внутрь формы и через три месяца каменеет. Скажем, у нас была идея с торсом ангела, который можно вырезать из кварца и добавить ему крылья с микро-мозаикой.
Над чем вы работаете сейчас, и что в планах?
Мне заказали коллекцию украшений – с гвоздями. Я уже сделал одно на пробу. Это будет набор брошей для одного конкретного заказчика. Он уже покупал мои вещи. Сейчас мы решили сыграть в эту игру. Заказчики иногда предлагают свои идеи, могут и полностью положиться на меня, так или иначе это переговорный творческий процесс.
Эти вещи будут большими, с ладонь. Гвоздь надо состарить, конечно, или обработать кислотой. Раньше я больше делал на заказ, но сейчас урезаю это направление. Хочу уйти почти целиком в творчество. Со временем понимаешь, как это не банально звучит, что нужно получать удовольствие от работы, и это самое главное.