Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»

26 апреля в галерее современного ювелирного искусства «Частная коллекция» в Сочи откроется первая персональная выставка художника-ювелира из Москвы Дарьи Михайловой. Мы поговорили с ней накануне открытия: о творчестве, мечте и любимых материалах. 

Беседовала Олеся Ханцевич

Дарья Михайлова Dariojewerly art, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»
Художник-ювелир Дарья Михайлова и ее «помощники» Федя и Шелки. Фото: Егор Шабанов

Даша, в последний раз мы беседовали с тобой 3 года назад. С тех пор многое изменилось. Когда ты говоришь, что выставка «Точка света» – важный рубеж, что ты имеешь в виду?

Этой выставкой я подведу итоги той очень большой работы, которая уже сделана. Нам часто кажется, что мы сделали мало, но когда мы оборачиваемся назад, видим, что на самом деле произошло такое количество событий, встречено так много невероятно прекрасных людей, как коллег, так и заказчиков, так и просто людей, которые никоим образом не связаны с тем, что я делаю. Происходят события, как позитивные так и негативные – это тоже не просто так, они чему-то учат. Поэтому было желание показать сначала себе, что на самом деле произошло очень много хорошего, проделано много работы. Но сейчас нужно уже избавляться от каких-то своих негативных качеств, которые есть у любого человека и мастера, развивать больше свою смелость, потому что я заметила и поняла, что очень много времени теряется из-за того, что мы в себе не уверены или чего-то не видим. Мне бы больше не хотелось тратить время на страхи и переживания. Это дает больше свободы. 

Таким образом, даже серебряную коллекцию, которую я хочу представить на выставке, я хочу сделать супер творческой: она очень про меня. Также я хочу представить картины, потому что эту свою творческую ипостась я давно оставила позади, а на самом деле рисовать и придумывать я люблю и мне бы хотелось с выставки в Сочи больше работать с бумагой и дать начало своему развитию в качестве художника. Все-таки я считаю себя не ювелиром, а художником, который использует различные медиа для самовыражения. 

Еще ты говоришь о том, что хочешь общаться вживую с потенциальными заказчиками тебе мешает барьер соцсетей… Но что плохого в Инстаграме (*соцсеть запрещена в РФ)? Соцсети же, наоборот, помогают узнать о твоем творчестве максимальному количеству людей… 

Меня очень вдохновили люди, которые встречались на моем пути, в Инстаграме (@dario.jewerlyart), и мои заказчики, которые всегда писали большую благодарность, что их мое творчество наполняет. Я поняла, что это большая миссия. Это не про достигаторство, а именно творческое качество, которое я вкладываю в работу. Не просто лишь бы сделать, сделать круто. Это не про это. Мои работы должны быть живыми.

Изначально была идея выставки-встречи художника с людьми. И мне этого очень не хватает, потому что со многими клиентами я общаюсь в Инстаграме и даже не знаю, как они выглядят. А сейчас многие сказали, что были бы рады приехать и пообщаться вживую – для меня это возможность сказать, что я не только  в инстаграме показываю свои работы. Столько энергии уходит на ведение соцсетей, на лайки, комментарии, теряется большая сторона общения. Такое ощущение, что ты робот. Мне будет приятно встретиться с людьми лично и делать это чаще. 

Как же тогда происходит процесс создания украшения под заказ?

Часто мы не видимся. Да, конечно, суть украшения сразу схватывается, потому что люди приходят уже с пониманием, чего они хотят от меня. Практически не было клиентов, которые не понимали, к кому они пришли. 

Дарья Михайлова Dariojewerly art, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»
Дарья Михайлова. Серьги «Хризантемы». Золото, гелиодоры, бриллианты. Фото: Белла Антонио

И с каким запросом они приходят к тебе? Что для них украшения Dario Jewerly art? 

Одна подписчица написала, что это артефакты. Что она очень подпитывается моим творчеством, которое очень давно наблюдает у себя в ленте, и я для нее ювелир-артефактолог. Мне нравится такое определение. Эта девушка хотела кольцо «Лико», которое «заряжает» ее. Многие украшения из серебряной коллекции, которая будет на выставке «Точка света» именно об этом. Например, там будет кольцо с лицом богини Хатхор… Мне хотелось сделать вещи со смысловой нагрузкой, чтобы они сами притягивали бы «своих» людей. 

Как изменятся твои украшения на следующем этапе творчества?

Мне бы хотелось, во-первых, не потерять себя. Хочется больше экспериментировать. Часто мы стараемся делать что-то идеально, а на самом деле теряем творческий подход. К выставке в Сочи («Сила притяжения») в сентябре я хочу не полагаться на такие материалы, как золото и бриллианты, а сделать что-то творческое из того, что есть. Больше работать с серебром: и потому что оно доступно, и потому что хочется поставить перед собой задачу: а справлюсь ли я, если это будет что-то не золотое? Насколько это будет круто? Дерево, титан. Будут работы и с камнерезами, Эдуардом Виноградовым и Вячеславом Леонтьевым. У Эдика это Жанна д’Арк – этот образ меня трогал и интересовал почему-то лет с 10. Я увидела у него маленькую работу из сердолика и захотела сделать из нее брошку, скорее всего она будет из титана. 

Что дает тебе участие в выставках? Твое участие в выставке «Вера. Надежда. Любовь» было очень ярким…

У меня очень спокойное отношение к выставкам. Хочется просто выполнить по-честному свою творческую задачу. В конкурсных выставках я бы не участвовала. Мне неинтересен соревновательный фактор, и всегда не понятно, зачем это нужно. 

В выставках проекта Gem-jewerly art Нины Михайловны Глушаковой и Юлии Гоголь же нет конкурса. Идея коллаборации камнерезов с ювелирами очень интересная. Опыт работы с другими художниками очень ценный: необходимо не потерять суть их творчества, а соединить со своим.

Дарья Михайлова Dariojewerly art, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»
Процесс работы над брошью «Нектар луны». Фото: Белла Антонио

Ты сейчас много работаешь с серебром. Почему?

Многие ювелиры не любят серебро, так как оно считается непрестижным. Но я почувствовала в нем такое свойство: если очень долго с ним что-то делать, полировать, оно оживает. Когда я забираю из литейки серебро, оно никакое, просто кусок металла. С золотом такого нет, оно сразу наполнено какой-то красотой. Мне бы хотелось создать коллекцию про красоту серебра. Потому что в Древнем Египте серебро считалось ценным и божественным материалом, а не золото.

Я хочу в конце года устроить небольшую поездку в Египет с Аней Гофман и взять с собой заказчиков и всех желающих: путешествие по Нилу через Каир, где будет рисоваться египетская коллекция. Люди, кто поедет с нами, смогут увидеть, как это происходит, и, может быть, создать что-то свое через погружение в древность, а не просто по картинкам. А следующей весной я хочу осуществить свою мечту и собрать поездку в Монголию, на границу пустыни Гоби собирать агаты, которые туда выносит. 

Расскажи подробнее о самой сложной твоей работе – броши-трансформере «Птица Хронос», представленной на выставке «Вера. Надежда.Любовь».

Изначально идея возникла с небольшой зарисовки, которая понравилась Нине Михайловне. На ней были нарисованы две птички и песочные часы. Я ей сказала, что хотела бы сделать брошь, где были песочные часы, а Нина Михайловна предложила использовать внутри часов бриллиантовый песок, потому что она видела, как он красив. Тогда я приехала в Барнаул на завод и увидела этот песок своими глазами. Началась отрисовка: сначала брошь была очень яркой, там было много зеленого и розового.

В итоге я очень много слушала и читала про время, про часы на сайте Гринвича на английском и невероятно крутые лекции-рассуждения о том, что вообще-то раньше так нельзя было просто посмотреть на часы и узнать время, как появились атомные часы, как раньше узнавали время по звездам… так появились девы, которые про зарождение космической вселенной, которые крутятся вокруг 12 созвездий, и двухголовые птицы, как двухголовый Янус. В ней много всего намешано. Лазурит, потому что это для меня это небо древних королей: внутри звезды, и этот цвет… 

Дарья Михайлова Dariojewerly art, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»
Дария Михайлова Dario Jewelry art. Брошь-трансформер «Птица Хронос». Фото: Ольга Покровская

Брошь получилась довольно крупная. И мне нравится, когда женщина может трансформировать украшения. Не всегда же мы можем надеть на себя что-то массивное золотое и «пойти за картошкой». Поэтому кулон можно вытащить из броши – это красиво и нежно. 

Работа над брошью была вызовом с точки зрения решения технических задач. И это была первая командная работа для меня. Это меня многому научило, в первую очередь, тому что нужно делегировать и невозможно и глупо брать на себя все задачи. Когда за мной команда супер-профессионалов, я поняла, что могу вообще все. Было очень много работы с моим творческим эго. Я работала с 3D-модельером Артемом Виверицей и мастером по пластическому 3D Артемом Кудиновым. Арман Никогосян, талантливый ювелир из нашей мастерской все собирал, благодаря чему все было сделано очень быстро, за 2-3 месяца, когда такую работу надо делать год. Если бы я это делала все сама, я бы собрала эту птицу лет через 5! 

А ты сама ходишь в своих украшениях?

Нет. Если у меня появляется украшение, я его кому-нибудь дарю. И у меня нет времени себе ничего создать. Я надеюсь, что когда у меня будут финансовые возможности, я буду покупать украшения других художников. Мне это было бы интереснее, чем носить что-то свое. 

Смотрите также
Марк Балдин, Миры Марка Балдина

Работы кого из современных ювелиров тебе нравятся?

Я очень за многими слежу, многие нравятся. Отто Якобс мне очень нравится, я тащусь от него. На самом деле мне нравится творчество очень многих, но только я пока не могу разделять творчество и человеческие качества мастера, и если они расходятся, то восхищаться работами становится сложно. 

В России сейчас очень много прекрасных художников-ювелиров.

Дарья Михайлова Dariojewerly art, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»
Совместная работа Дарьи Михайловой и Ольги Попцовой (камея), представленная на выставке «Вера. Надежда. Любовь» в Сочи. Фото: Ольга Покровская

Чьи украшения ты бы купила в первую очередь? 

Оооо, конечно, я бы в первую очередь, заказала бы себе и маме что-нибудь у своих товарищей, у Ичиена (Ichien Jewellery) и у Акопа (Hako HamHov). Причем и себе, и маме. Но пока я просто наслаждаюсь их работами и успехами: здесь на высоте и творческая мысль, и уровень мастерства. Настолько круто, четко и идеально все сделано! Хотелось бы коллекционировать вещи коллег, этим поддерживать творческих людей. Очень многие мне нравятся: Елена Есаулова, Алексей Барсуков, Анна Гофман. И у Юлии Гоголь я бы что-нибудь заказала. 

Дарья Михайлова Dariojewerly art, Дарья Михайлова: «Я ювелир-артефактолог»
Дарья Михайлова. Фото: личный архив

Как ты видишь пик своей карьеры? О чем мечтаешь?

Мне очень интересна TEFAF, мне интересна международная работа. Мне бы хотелось жить без границ. Но вообще я мечтаю о большой конюшне и жизни на ферме, поэтому просто буду двигаться к этому. 

Сейчас в моей жизни все очень по-простому. Надо наладить все факторы моей деятельности, а это же не только творчество, это и продажи, которые очень сложно мне даются, и техническая сторона. 

Тебе важно быть востребованной?

У меня был период, когда казалось, что самое важное – это чтобы мои работы нравились. Сейчас страха, что меня не поймут и не примут, уже нет. Этого уже столько было, что я понимаю, что ничего страшного в этом нет. Сейчас я знаю, что самое главное – чтобы мне от этого было хорошо и я чувствовала, что двигаюсь по сердцу. 

© 2023 Частная Коллекция

Наверх