Now Reading
Дарья Михайлова: «Мои работы – слепок души»

Дарья Михайлова: «Мои работы – слепок души»

Молодой художник-ювелир Дарья Михайлова (@dario.jewelryart) уже шесть лет постигает ремесло. За каждым украшением Даши стоит история, «код» личности, раскрывающийся через многогранную символику.

Беседовала Марина Волкова

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Фото: Архив Дарьи Михайловой
Даша, расскажи, пожалуйста, как всё началось?

Заканчивая школу, я собиралась в ветеринары. Я с Дальнего Востока, из Хабаровска и всегда любила животных. Хотела заниматься дикими кошками. Но когда поняла, что 70% работы ветеринара – это усыплять животных, не смогла это принять. Моя подруга планировала учиться на архитектора. Я тогда, к 11 классу, уже понемногу рисовала и тоже решила попробовать. Поступала в МАРХИ! И, конечно, с треском провалилась. В итоге какое-то время училась в Институте Искусства реставрации, кажется, это был едва ли не первый набор. Занималась с детьми в школе «Ковчег» и решила попробовать себя в педагогике – пошла на художественно-графический факультет в Московский педагогический университет. Но там мне, признаться, быстро стало скучно: это чисто академическое образование. И новый поворот – я поехала учиться в Лондон по основному направлению Fine Arts, затем сосредоточившись на мультипликации. Так, постепенно, шаг за шагом, всё подводило меня к творчеству.

На Западе интересно преподают: учёба – это импровизация, многое строится на самообразовании. Думаю, этот подход стал базой для моих дальнейших поисков. Потом судьба забросила меня на Кипр. Там я занималась всем чем угодно, только не искусством. Хотя одна небольшая выставка живописных работ всё же состоялась. И, наконец, вернувшись в Москву и поскучав какое-то время на рутинном дизайнерском фрилансе, я случайно, можно сказать, открыла для себя ювелирку.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Работа Дарьи Михайловой. Фото: Архив Дарьи Михайловой
Как ты разбиралась в профессии?

Всё началось с какого-то мастер-класса, где я сделала кольцо. И меня захватил этот процесс. Собственно, на занятие я пошла, подумав, что можно попробовать. На Кипре я какое-то время работала в магазине ювелирных украшений, и мне это нравилось. Хотя девушкой украшений, так скажем, я никогда не была: мало носила сама и не сказать, чтобы сколько-то увлекалась. Так например, долгое время серьги были не моим жанром. Я сама их почти не ношу и не понимала их эргономики. Всегда любила кольца, с них всё и началось. Но, конечно, постепенно освоила все направления. Сначала просто смотрела ролики на YouTube, покупала инструменты, что-то ваяла сама. Почти год только «подбиралась» к профессии. Самообразованию научил меня Лондон. Когда тебе что-то нужно, это всегда можно найти в Интернете, в книгах. Можно брать разные курсы online: сегодня не обязательно даже встречаться с человеком, всё есть в открытом доступе. 

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Кольцо Дарьи Михайловой. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Но, конечно, молодому художнику, да я думаю любому человеку, вступающему на творческий путь, очень нужны люди, которые его вдохновляют. Так, ещё в Институте реставрации моим преподавателем был художник-станковист Виктор Викторович Маторин, и я после основных занятий ходила уже  к нему на занятия дополнительно, рисовать и рисовать, буквально как одержимая. Тогда я поняла, что это творческая профессия — не для ленивых, она требует полной самоотдачи, поиска. Так же было и с мультипликацией: меня увлекла сила личности преподавателя.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Эскиз кольца. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Кстати, сказать, что считаю себя художником, я могу всего только год как. Это был непростой путь, но теперь я уверена, что нашла себя и хочу в этом развиваться, учиться и учиться дальше, экспериментировать. Мне часто говорят, что я делаю сложные, необычные вещи, что можно и нужно проще. Такое не купят и прочее. Но мне это интересно, и я уверена, что будет интересно и кому-то ещё. К тому же меня увлекает, захватывает сам процесс работы, создания образа. Если брать шире – это делает меня счастливой. Я, кстати, считаю это сотворчеством – с материалом, с самой вещью, которая как будто проявляется, обретает себя, силу, плоть и кровь. Часто вообще получается совсем не то, что задумал, но ты об этом нисколько не жалеешь. 

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Рабочий процесс в ювелирной мастерской. Фото: Архив Дарьи Михайловой
С какими материалами ты любишь работать?

Сложно сказать. Сейчас уже со всеми. Дело не столько в материале или в технике, сколько в том, что они могут дать в том или ином случае. Сначала я увлеклась камнями. Первые украшения рождались от камня. У меня осталось одно из первых колец в виде головы оленя. Тут вся композиция сформирована вокруг прекрасного розового турмалина, который и пробудил что ли этот образ. Каждый материал я изучаю, иногда методом проб и ошибок. Чтобы работать с чем-то идеально, нужно знать его свойства. Так, что касается камней, я прошла курс в Геммологическом центре МГУ.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Кольцо. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Чтобы понять технику работы с эмалью, ездила в Петербург, в International Jewellery School Романа Каракуркчи. Но всё осваивается на практике. Помню, своё первое заказное украшение – кулон в виде феи. Это была миниатюрная фигурка с подвижными частями. Я делала её 9 месяцев! Всё потому, что в процессе я училась работать с костью и другими материалами. Сегодня я смогу выбрать отличный кусок кости мамонта, чтобы он был хорошего качества, достаточно плотный, чтобы не было пустот, а тогда, например, один кусок оказался бракованным, и вся работа пошла насмарку. Хотелось сделать руки из малахита, но это слоистый материал, и они ломались. Зато в итоге это получилась удивительная, «живая» вещь, художественное произведение и часть моей души.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Эскиз кольца. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Я сама занимаюсь отливкой и обработкой металла. Все мои украшения – это ручная работа. Исключительно моя работа, так как пока у меня нет помощников. Предварительно каждое украшение я леплю из воска (первый год, кстати, я только этим фактически и занималась – работой по скульптурному воску) или из пластилина, потом сканирую в 3D, перевожу на планшет и дальше уже отливаю. Сначала, конечно, ничего этого не было: я всё рисовала от руки, лепила, отливала. Планшетом и 3D стала пользоваться относительно недавно – так работа идёт быстрее. Но сказать, что они облегчают ювелиру жизнь, – нет, это преувеличение. Они помогают сделать вещь аккуратнее, чище, совершеннее. В какой-то момент я поняла, что старинные технологии, ту же эмаль, стоит сочетать с современными. Бессмысленно упираться и, грубо говоря, выпиливать гвоздь, когда его можно купить. В чём-то новые технологии действительно подспорье, но есть детали, где ради результата и неделю не жалко потратить на ручную работу.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Кольцо. Фото: Архив Дарьи Михайловой
Какими были первые украшения, и к чему ты пришла сейчас?

Первой я сделала изображение русалки, как раз вылепила из воска. Кстати, этот образ до сих пор со мной: я сейчас работаю над арома-кулоном в виде русалки, он будет довольно крупным и подвижным, пластичным. Многие образы, которые появились в первые годы, сейчас обретают новую, уже иную жизнь: я их дорабатываю, по-другому вижу.

Так, например, кольцо с человеческим ликом, дизайн которого я окончательно проработала и уже сейчас могу под заказ делать микро-серией, началось с очень личной, семейной истории. Семья, кстати, всегда меня поддерживала, сколь удивительными бы им не казались мои приключения. Бабушка отдала мне своё кольцо, советское с синтетическим розовым рубином. Для меня это было не что-то массовое, но дорогое, с историей. И как-то я крутила этот камень в руках и положила его под горный хрусталь – это дало такой красивый цветовой и текстурный эффект! На хрустале я вырезала лицо, а всю композицию оправила в серебро и золото. То кольцо я ношу сама. Но сейчас на его основе я сделала более сложный  образ, добавив причёску в виде сплетённых кос, изображение птиц. Он может быть разыгран в других камнях.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Эскиз колье. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Так же было и с серьгами в виде воинов. Первую (заготовку я бережно храню) я задумала, начав вырезать лицо на кости. Кость, кстати, тоже «из семейных архивов»: брат отдал мне костяную ручку, которую ему, в свою очередь, когда-то подарил наш папа. Врезав лицо, я слепила и отлила шлем. Потом уже родилась идея кистей. Сегодня это законченный образ целиком в металле.

Смотрите также
Коллекция Maximilian Art Foundation, Пост Фаберже: коллекция камнерезного искусства Maximilian Art Foundation
Что стоит за такими твоими образами?

Вот воин – для меня это не про битву. Это скорее про ангела-хранителя, путь души каждого из нас. Нам нужна внутренняя сила, чтобы двигаться по жизни. Эта работа – про доверие жизни, про выученные и невыученные уроки, про саморазвитие – когда мы на светлой стороне или идём к этому. Для меня в целом моё занятие – не ремесло или производственный процесс. Мне одно время говорили: зачем ты делаешь такие сложные украшения, делай трендовые, минималистичные, они хорошо продаются. Но когда я пыталась, мне становилось физически плохо, температура даже поднималась. Просто это не моё. Для меня эти вещи – трансляция себя в мир, мой способ общения с ним, реализация потребности духовного роста. Мне это крайне важно. Поэтому я скорее не столько ювелир, сколько художник. Кстати, я продолжаю создавать картины, мечтаю о большой мастерской, чтобы делать монументальные полотна, заниматься скульптурой. Возможно, и к мультипликации в какой-то период жизни вернусь.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Эскиз кольца. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Я делаю много украшений на заказ. И тут это тоже история, каждый раз очень личная. История конкретного человека: образ украшения появляется из общения с ним. Так, я делала перстень для юноши, он родился в год кобры, и основой украшения послужила золотая кобра, которая держит изумруд. Но прежде чем взяться за работу мы долго искали подходящий камень, чтобы это был именно его камень. Ещё одна заказная работа – семейные кулоны с надписью арабской вязью, посвящённой силе семьи. Их будет три, уже готов один, для жены. На каждом – изображение созвездия и знака зодиака владельца. Мы взяли лазурит (текстура этого камня напоминает звёздное небо, уже сама символ и целая Вселенная), а знаки и надпись я вбивала золотом. Сначала думали об эмали, но я настояла на камне: эмаль хрупкая, стирается, а тут речь шла всё же о семейной реликвии на века.

Ещё для одной заказчицы, знатока египетской культуры, мы сделали украшение с ибисом и рядом важных для неё символов. Для другой – украшение, изображающее оленя с бьющимся, алым рубиновым сердцем: она из республики Коми, а для севера олень – это символ самой жизни. Каждая такая вещь – это ведь не украшение. Это «код» человека, ДНК его внутреннего мира, важных для него событий, только его символика.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Подвеска. Фото: Архив Дарьи Михайловой
Как ты находишь заказчиков и как планируешь развивать дело, масштабироваться?

Почти сразу я начала вести Instagram. Хотя и тут тоже своя история: сначала я его сделала не с коммерческими целями, это уже пришло потом, а для того, чтобы показывать свои украшения, борясь с собственным перфекционизмом, так свойственным всем художникам. Художники часто не хотят показывать свои работы, боясь ли критики или из нежелания делиться идеями. Я хотела это в себе преодолеть. Так что это был своего рода психологический эксперимент. Сначала в подписчиках были, конечно, только мои друзья, но потом стали появляться новые люди, 600, 1000 и больше, причём совершенно незнакомые, и покупать и заказывать мои первые вещи. Со многими заказчиками мы потом подружились, и сейчас я им делаю уже энную работу.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Дарья Михайлова. Эскиз кулона. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Я стала больше внимания уделять бизнес-составляющей. Прошла курс бизнес-молодости в «ЦЕХ-е». Многое, и с коммерческой, и с технической точки зрения, мне советует замечательный ювелир Ичиен, с которым у нас рядом мастерские. И тут тоже всё методом проб и ошибок: постепенно набираешься опыта, понимаешь, как выстроить визуальный ряд, общение с клиентами, как ставить рекламу и прочее.

Дарья Михайлова @dario.jewelryart, Дарья Михайлова: «Мои работы  – слепок души»
Кулон, выполненный Дарьей Михайловой. Фото: Архив Дарьи Михайловой

Про масштабирование пока говорить сложно. Конечно, нужен сайт, это такая визитка для клиентов, чтобы они понимали, о ком идёт речь. Не уверена, что я хотела бы развиваться до большого производства. Я не хочу терять художественной составляющей, а значит, это всё же формат нишевого ателье. В серию можно выйти, если ты работаешь с серебром и в минималистичной манере. Но это не мой случай. Сейчас я разрабатываю коллекцию, но каждое украшение в ней всё же будет полноценным высказыванием. Будут микро-серии, например, сет из серёжек и кулона с танцующими скелетами. Снова подвижные части, золото, с алеющим сердцем внутри. Хочу сделать кольцо с изображением гориллы и оголённого мозга с перемычками между ними, символизирующего борьбу разума и чувства внутри нас: как их примирить? Вот моё украшение – это поиск ответа. 

© 2021 Частная Коллекция

Наверх