Now Reading
Миры Марка Балдина

Миры Марка Балдина

Известный ювелирный художник и камнерез из Новосибирска создаёт философские работы, в которых материалы и техническая составляющая – лишь средство для передачи глубокого смысла.

Беседовала Марина Волкова

Сегодня ювелирным украшениям Марк Балдин предпочитает настольную скульптуру на стыке ювелирного и камнерезного дела. Мастер-универсал работает с разными камнями, в разных техниках и на разных этапах процесса: от обработки металла и закрепки камней до собственно камнерезной пластики. Произведения художника высоко ценятся профессиональным сообществом: порядка двадцати его работ выкуплены в фонды Оружейной палаты Кремля, три предмета находятся в фондах Эрмитажа.

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. Фото: архив художника

Как Вы стали ювелиром, а затем художником-камнерезом?

– По образованию я архитектор. Архитектура – самая интересная и сложная  специальность.  Архитектор способен  работать в любой творческой сфере. Не зря Всевышнего называют архитектором Вселенной. Я всегда видел себя художником. И сделав этот выбор, пришлось ставить глобальные задачи…  Как минимум, осчастливить мир. Конечно, шучу, но всё же. Люблю  фразу Шопенгауэра: «Художник выше героя, он создаёт миры». Только выразить своё внутреннее состояние – наверное, этого не достаточно. 

Сначала, считая себя авангардистом, я решил сделать  революционную коллекцию украшений, предполагая, что она будет понята и принята. Конечно, этого не произошло. Моими идеями заинтересовались на сибирском ювелирном заводе «Атолл», и совместно мы выпустили несколько предметов,  которые (как мне представлялось) не имели аналогов. Но они не были востребованы. И я понял, что авангард в принципе кроме специалистов никому не нужен.  Можно, конечно, вспомнить авангардную коллекцию «Ювелирного театра», судьба которой оказалась на редкость счастливой. Компания «Алроса» выкупила ее и впоследствии передала в фонды музеев Московского Кремля.

  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина

Моим учителем был замечательный новосибирский ювелир Виктор Павлов. Мастер-универсал, он всё делал сам. Как ювелир старой школы он прекрасно работал в классической технике мастеров фирмы Фаберже. Я же хотел применить в авангардных вещах классические принципы, технологии и саму классическую эстетику. Например, чтобы в авангардных украшениях была орнаменталистика. Когда же меня постигло разочарование, я решил всё значительно упростить. Это сложные ювелирные работы, сложные с точки зрения технологии, визуальных образов, но по сравнению с теми объёмными, авангардными композициями, что я делал вначале, с точки зрения меня самого, они гораздо проще. Этот новый подход нашёл своих почитателей. У меня сложился условный фанклуб из искусствоведов и коллекционеров.

Уже четыре года, как я не занимаюсь ювелирными украшениями. Нашёл для себя более сложный и соответственно важный формат – настольные скульптурные композиции, которые могут вместить в себя целый мир. Уже сделано четыре предмета. И работа продолжается.  

Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных вещах «ювелирного периода».

– Например, кольцо «Анабтаниум» (было представлено на выставке «Вера. Надежда. Любовь»). Предмет висит в воздухе. Тут я повторил свой более ранний физический  опыт, «Пятый элемент» с 727 белыми и чёрными бриллиантами. Материалы, использованные в  «Анабтаниуме» – эбеновое дерево, жемчуг, золото. Сам этот эксперимент построен на законах проблемного магнетизма. 

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. Кольцо «Анабтаниум». Эбеновое дерево, жемчуг, золото. Фото: Ольга Покровская

За каждым авангардным предметом  я ставил философскую историю. Вот кулон «Солярис». До сих пор не утихают споры вокруг великой книги Станислава Лема. Кто-то говорит, что эта планета, Солярис, открывает для людей совесть. Если смотреть сложнее, можно найти какие-то другие ракурсы понимания этой планеты-бога. То ли она настолько поняла человека, что пытается очистить его, сделать лучше. То ли, наоборот, Планета – как ущербный бог, не в состоянии понять людей и как калька, даёт человеку то, о чём он думает, этим причиняя ему огромные страдания. Если бы, скажем, такая идея планеты-бога и контакта с ним пришла в голову писателю-постмодернисту (Сорокину, Пелевину, Ерофееву), то результатом  книги был бы ад, настолько эстетически отвратительный, что мы бы забыли о содержании. 

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. Кулон «Солярис». Фрагмент

Я использовал в кулоне орнаменты из мандалы. Внутри конструкции – сфера, сделанная из цветных камней (голубой топаз, кварц, цитрины), с переходом от синего к желтому. Внутри же этого блока я поместил правильный многогранник с символами мировых религий. 

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. Кулон «Душа Арктики»

А если брать самый технически сложный предмет, из украшений?

– Это, конечно, кулон «Душа Арктики». За основу взят рутиловый кварц, он засверлен в нескольких местах. Внутри него находятся конусы и отверстия, из него выходят титановые нити и цветы. Изображение дублируется, множится. Камень держится двумя треугольными элементами (условно назовём их крапанами). Каждый «крапан» имеет шесть слоёв металла в виде игл –льдинок, инея, с зеркалом внизу для усиления визуального эффекта. Снежинки же сделаны из белого золота и практически в натуральную величину.

Смотрите также
Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. Кулон «Душа Арктики»

Несколько настольных скульптур вы привезли на выставку «Вера. Надежда. Любовь». Расскажите, пожалуйста, об этих вещах: их историю, посыл.

– Всего настольных работ к настоящему моменту изготовлено четыре. Они идут по нарастающей в плане масштабности. Первая (по правде сказать, я считаю её не самой удачной с камнерезной точки зрения, как физический опыт да, но не более того) выкуплена Оружейной палатой Московского Кремля. Соответственно в Сочи было три остальных. Я бы сказал, что они как раз отражают триаду из названия выставки. 

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. «Вербное Воскресенье». Фото: Ольга Покровская

«Вербное Воскресенье». Через неделю Пасха, воскресает Христос. Ваза  тает, превращаясь в озерко, лёд превращается в воду, в воде оживает рыбка, выполненная из радужного флюорита. У ветки вербы почки превращаются в голубей, которые вот-вот полетят. То есть неживое становится живым, а живое – ещё более живым.  

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. «Вербное Воскресенье». Фрагмент. Фото: Ольга Покровская

«Хрустальный Мир». Тут я стремился показать, насколько мир хрупок. Мы все это чувствуем и особенно сейчас. Конечно, работа немного апокалиптичная. Грустный ангел в классической позе Люцифера над земным шаром. Вся фигура сделана полированными гранями на чистейшем горном хрустале. Фигура как хранитель драгоценности (голубой сферы) несёт надежду на будущее.

Марк Балдин, Миры Марка Балдина
Марк Балдин. «Хрустальный мир». Фото: Ольга Покровская

Отдельного рассказа требует скульптура «Прометей».

 – «Прометей» – самая серьёзная работа из тех, что я создал. Я делал её очень долго. Начал лепить фигуру в воске примерно десять лет назад. Она менялась, двигалась, пока я нашёл положение и эстетику фигуры. Зритель сразу видит и понимает содержание работы. Он может ассоциировать его с собой. Это в той или иной степени история каждого. Прометей, как свеча, тает. Волосы похожи на пламя свечи, все мышцы гранями нацелены вверх. Его тянет вниз, и вместе с тем он стремится вверх. И это внутренняя борьба человека, борьба с самим собой, с грехами, которым мы все подвержены. Несмотря на борьбу внутри нас – целая Вселенная, Бог, Любовь. Мой космос внутри фигуры Прометея – это удавшийся оптический эксперимент: зритель видит в его груди бесконечное пространство.  

  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина

Что у вас в планах?

«Прометей» – пока моя самая сильная работа, которая отражает состояние любого человека.  Следующая вещь будет о смыслах… Очень много проектов в настольных предметах, которые должны материализоваться. Намерения их продавать нет, но диалог на эту тему возможен. Я работаю прежде всего для себя, в качестве самореализации, и конечно для зрителей, надеясь, что мои произведения не оставят их равнодушными. 

  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина
  • Марк Балдин, Миры Марка Балдина

© 2023 Частная Коллекция

Наверх