Now Reading
Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design

Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design

Петербургский дизайнер Анна Кострюкова создаёт артистичные украшения, возвращая фарфору статус драгоценного материала.

В 18 веке фарфор стоил дороже золота. За ним буквально охотились, он свидетельствовал о благосостоянии владельца, передавался по наследству. Традиция сильна и в наши дни: фарфоровые сервизы часто становятся семейной реликвией. Так что и сам фарфор стал ассоциироваться с чем-то драгоценным уже на эмоциональном уровне. Необычные украшения Анны Кострюковой и ее бренда Kostra Design выявляют ювелирные достоинства этого материала.

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Анна Кострюкова

Как вы увлеклись фарфором?

Встреча произошла неожиданно, хотя, конечно, это оказалась судьбой. Я работала в художественной галерее, где устраивались мастер-классы по росписи. Их вели маститые художники из Италии и с ЛФЗ (Императорский фарфоровый завод). Но долгое время мне не хватало авторской составляющей, так как сначала мы покупали уже готовые образцы только под роспись. Это было много лет назад, тогда фарфора в открытом доступе не было. Я и не думала, что его можно найти где-то за пределами крупных производств. Но однажды на выставке увидела авторские ёлочные игрушки из фарфора, и буквально заболела этой темой. Поняла, что с ней можно работать в условиях мастерской, начала изучать этот вопрос – как я сейчас понимаю, будучи в состоянии уже какого-то наваждения.

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Я с трудом нашла одну мастерскую, где получила первые навыки. И началось! Фарфор – материал капризный, поэтому он не так распространён. Он довольно дорогой, так что здесь цена ошибки становится ощутимой. Плюс фарфор обжигается на температурах выше, а тогда таких печей под высокие температуры было очень мало. В итоге это был постоянный квест: когда для обжига ты в огромных коробках везёшь эти хрупкие вещицы куда-нибудь на окраину. Ты никак не контролируешь процесс, получается жуткий результат. В общем, первые полгода не получалось ничего. 

Но постеппенно я изучила материал, поняла его свойства. Все за и против, сильные и слабые стороны. И в какой-то момент оказалось, что он идеален для украшений. Дальше ещё год в мастерской. Первые партии я просто выбрасывала, потому что были неправильно подобраны массы, изделия получались непрочными, раскалывались. Было много брака, вещи в процессе трескались. И самое главное – у меня не было никакой информации. Так что в итоге получилась уже действительно моя технология, мною созданная и развитая, к которой я пришла методом проб и ошибок. Если можно так выразиться, это производство одного автора.

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Что вы открыли в фарфоре как в материале?

Прежде всего я восхитилась его белизной. Ощутила, что это достаточно прочный материал. Он лёгкий, так что из него можно делать массивные вещи, которые при этом не будут тяжёлыми. Скажем, когда мы делаем крупные кольца с камнями и металлом, это неизбежный вес. С фарфором же это будут несущественные граммы. Пластичность фарфора даёт широкие возможности для дизайна, во всяком случае для меня – безграничные. И ко всему прочему фарфор невероятно тактилен, приятен. 

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Фарфор всегда ассоциировался с хрупкостью. Но вам удалось побороть это его свойство?

На самом деле хрупкость фарфора – это стереотип. Это вопрос удара и падения. Например, чугун, самый прочный материал в мире, но если его уронить, он расколется от удара, потому что в нём не заложена эластичность, возможность амортизации. Прочность предмета определяется воздействием на него внешними факторами. А фарфор, например, не окисляется, поэтому он никак не вступает в реакцию с кожей во время носки, соответственно, это прекрасная история для тех, у кого есть аллергические реакции. Его практически невозможно поцарапать, он не меняет цвет. 

Да, от удара при падении он может расколоться, так как у него нет никакой возможности защиты. Плюс, если помните костяные чашки, у них очень тонкая стенка, и именно из-за этого они такие хрупкие. Но при этом у меня дома, например, тончайшие чашечки живут уже несколько десятилетий, они моются в посудомоечной машине, мы ими активно пользуемся – и с ними ничего не происходит. То же с украшениями из фарфора. У моих изделий толще стенка, я ввела формулу, когда это будет и удобно, и прочно, и красиво. Конечно, всё можно сломать, но механическая прочность у фарфора, особенно при определённой толщине становится очень высокой.

Когда ты начинаешь это осознавать, конечно, восприятие меняется. Фарфор кажется нам хрупким, потому что мы привыкли его ценить, и он, действительно, достаточно дорогой, если это хороший костяной фарфор. И особенно если этот сервиз перешёл от бабушки-дедушки, он стал семейной реликвией. Мы сами наделяем его большими опасениями, и это скорее эмоциональная составляющая. 

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Как фарфор проявлял себя в истории в качестве ювелирного материала?

У фарфора в целом очень богатая история. В своё время, когда в Европе ещё не знали рецептуру, и бытовал только китайский фарфор, он был даже дороже золота. В этом смысле получается – материал ювелирный. Но в плане украшений, конечно, история небольшая. В викторианскую эпоху были фарфоровые камеи под роспись. В 1960-е флористические цветные броши. Кстати, интересное из 18 века: когда, скажем, разбивалась тарелка, то её осколки оформляли в металл и носили уже как украшения – настолько фарфор ценился.

Нужно понимать, почему фарфоровые украшения часто стоят, как драгоценные. Дело в очень сложном, многоэтапном процессе производства. Каждое кольцо проходит минимум три обжига. Один обжиг занимает сутки. Только трое суток одно кольцо, даже самое маленькое, проводит в печке. Между обжигом существует процесс лепки и прочие стадии. Ребро, когда мы сгибаем массу, начинает избавляться от воды, ведь масса изначально влажная. Происходит усадка. Тут изделие очень подвержено трещинам. Соответственно, мы обеспечиваем продолжительный, ультра бережный процесс сушки, со всевозможными ухищрениями. После этого обжигаем, наносим декор, шлифуем. Сушим, покрываем глазурью, ещё раз обжигаем. Уже на очень высокой температуре. Это как правило самый ответственный обжиг, потому что глазурь может собраться, потрескаться. Уже вынув, декорируем надглазурными элементами, покрываем позолотой. Это настоящая золотосодержащая краска, и она обжигается на уже более низкой температуре, чтобы не выгорела. В среднем работа над одним изделием занимает около двух недель. А если есть многоуровневая роспись, то обжигов может быть вообще бесконечное количество. 

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Кольцо Kostra Design

Как рождаются сами образы? Всё-таки флористические броши 1960-х – это одно, у Вас же авангардные украшения, с выраженной художественной составляющей, такая крупная мелкая пластика, мини-скульптуры.

Чаще всего образ я фиксирую сразу в материале. И это абсолютная медитация. Как я говорю: я села и в кольце пропала. Первое время я ещё делала эскизы, сейчас уже нет. У меня рождается образ, чаще всего в каком-то бытовом состоянии, и я спешу домой, к материалу. Фарфор, конечно, стал для меня откровением. Он чудесным образом помогает мне воплотить в жизнь любую мою идею. 

Как бы вы охарактеризовали свой стиль? Есть ли какое-то направление, в рамках которого вы работаете, или это каждый раз художественный эксперимент?

Я бы сказала, что это артистические украшения. Когда какой-то внутренний образ является первостепенным. Наблюдение, момент, впечатление, которое мне удалось зафиксировать в материале. Я очень люблю и советский авангард начала 20 века, и вдруг тут же по соседству с ним у меня оказывается абсолютно классическая брошь. Есть абстрактные образы – моя коллекция под ткани: ожерелья и броши как чистое наблюдение за материалом. Есть направление шахмат. Кстати, именно через них я пришла в фарфор. Когда я только начинала, мне очень хотелось отлить в фарфоре именно шахматы. Сама их природа, сама форма, такая традиционная, строгая, мне казалась очень привлекательной. Плюс нравился посыл: игра разума, стратегия.

Мои украшения – это то, что происходит у нас глубоко внутри. Это способ разговора с миром. Они работают на чём-то подсознательном. Основываются на моих внутренних эмоциональных историях, это сокровенные образы, которые отзываются в других людях. 

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Кольцо Kostra Design

При этом они очень носибельные. 

Смотрите также
София Забродина интервью, Современные артефакты Софии Забродиной

Да, это сразу было целью. Авторские украшения интересовали меня всегда, и к моменту создания бренда у меня самой уже была коллекция украшений, которые носить было невозможно. Какое-нибудь ожерелье, в котором пальто не наденешь, настолько оно объёмное. И первое, с чего я начала, это выявила для крупного, акцентного кольца форму, когда оно «садится» анатомично, вторит телу. Создавая украшение, каким бы фантазийным и смелым оно ни было, я всегда «присаживаю» его на руку:  пробую, чтобы оно не кололо, не было тяжёлым. Это всегда не против человека, а в содружестве с ним. В соавторстве с материалом, в соавторстве с телом. Этот потрясающий материал оказывается очень тактильным, он принимает температуру тела и буквально становится его продолжением. 

И, конечно, уникальность заключается ещё в том, что невозможно повторить работу второй раз. Это уже будет что-то по мотивам. Украшения всегда отличаются, каждое имеет свой характер. 

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Сейчас у вас уже есть весь спектр украшений с фарфором?

В своё время фарфоровые кольца были чем-то новым. Как мне говорили, они ни на что не похожи, и это делало их очень популярными. Сейчас, видимо, люди уже пошли по второму, по третьему кругу.  Те, кто один раз покупают фарфоровое украшение, потом становятся «зависимыми». Во-первых, перестают бояться материала, понимают, что он не такой уж хрупкий, начинают ценить его свойства. В-третьих, выстраивается эмоциональная связь с украшением, и клиенты начинают развивать свою коллекцию. Я очень этому рада, потому что, когда я вижу свои работы на людях, я зажигаюсь. Это процесс колоссального взаимного вдохновения.

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Расскажите, пожалуйста, про работы к выставке.

Будет и много всего специально к выставке, и мои базовые вещи. Впереди мужской праздник, так что я реанимировала свою любовь к шахматам и привезу несколько достаточно минималистичных чёрно-белых мужских брошей с ними. Будет и много флористического, сложные работы, прежде всего крупные, декорированные кольца, предвестники весны, которая уже ощущается. Привезу свои хиты: кулоны-молекулы, ожерелья-лепестки. Также будет серия ожерелий  с эффектом застывшей ткани. Здесь я демонстрирую всё обаяние бисквитного фарфора (фарфор без глазури), обладающего особой бархатистой поверхностью. Мы насладимся его невероятной гладкостью, чистотой и всей магией формы. 

украшения из фарфора Kostra Design, Материал королей: украшения из фарфора Kostra Design
Украшения Kostra Design

Также покажу кольцо «Морская пена», которое все очень любят. Тут есть прозрачные детали из пластика, момент смелого эксперимента. Я люблю сочетать фарфор с силиконом, есть у меня уже и небольшая коллекция с холодной эмалью. Так как мы обжигаем цвет на высокой температуре, самые красивые: красный, оранжевый, розовый, выгорают, добиться их очень сложно. Низкие температуры, 700-800 градусов, позволяют сохранить насыщенность цвета, но всё равно за счёт красок из минералов он остаётся в рамках природных оттенков. А вот холодная эмаль позволяет мне сделать яркие, современные, летние вещи.

Самая значимая вещь на выставке, конечно, – кольцо «Ирис». Я его долго буквально прятала, даже не показывала в шоуруме. Эта работа мне кажется эталонной, состоявшейся, и я ей особенно горжусь. Тут сложная, многоуровневая роспись, уже не на 3-4 обжига, а намного больше, чтобы слой за слоем достигнуть эффекта акварели. 

Я привезу сразу много всего, так как мне хочется охватить, продемонстрировать все возможности фарфора. Это обзорная, собирательная выставка с разноплановыми украшениями, чтобы показать, на что фарфор способен в принципе, познакомить с ним как с оформившимся ювелирным жанром.

© 2023 Частная Коллекция

Наверх