Мы продолжаем рассказывать о великих ювелирных и камнерезных коллекциях. На этот раз речь пойдет о камеях и инталиях и одном из самых известных современных коллекционеров резных гемм – Ги Ладриере.
В 2022 году в Школе ювелирных искусств (L’École des Arts Joailliers, проект Ювелирного дома Van Cleef & Arpels) проходила выставка, рассказывающая об истории искусства глиптики от Античности до XIX века. Тогда греческие и неоклассические инталии, античные и средневековые камеи, небольшие скульптуры, перстни-печатки Меровингов и епископские перстни из исключительной частной коллекции Ги Ладриера были показаны впервые.
Ги Ладриер — известный парижский торговец антиквариатом на набережной Вольтера, напротив Лувра. Он начал свою карьеру у Чарльза Раттона (1895–1986), специалиста по примитивному искусству. Вместе они основали известную галерею Ratton-Ladrière в 1984 году (сейчас ею заправляет дочь Ладриера Сандрин).
У Роттона Ладриер научился чувству эстетики предметов и поиску искусства Средневековья. Любовь к научным исследованиям и особый взгляд сделали Ги Ладриера значимым специалистом по скульптуре от античности до XVIII века.
Но настоящей его страстью стала охота за камеями и инталиями для своей личной коллекции. Редкие геммы он идентифицировал на протяжении почти пятидесяти лет.
Куратором выставки тогда выступил Филипп Мальгуир из Лувра, того самого музея, где Ладриер впервые познакомился со средневековыми кольцами. Он продолжил свое исследование в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции, где научился распознавать крошечные произведения искусства.
Александр Македонский, Медуза Горгона, Август, Елизавета I — на резных камнях из коллекции Ладриера изображено множество знаменитых лиц и образов. Но больше всего поражает точность каждого портрета и красота гемм.
Камни с рельефной или глубокой гравировкой, камеями и инталиями демонстрируют развитие искусства глиптики. Они предлагают удивительное путешествие в человеческую и минералогическую историю: от печати римского императора до амулетов древних воинов, от молитвы, выгравированной на пальце средневекового верующего, до обручального кольца, они носят как публичный, так и интимный, декоративный характер.
Благодаря частной коллекции Ги Ладриера, впервые выставленной на всеобщее обозрение, L’École des Arts Joailliers предложила посетителям настоящее приобщение к истории камнерезного и ювелирного искусства. Тогда было представлено более 200 произведений, от греческой античности до XIX века, в разных техниках и стилях.
Исключительного расцвета глиптика (так историки искусства называют жанр резных камней) достигла в Древней Греции и Риме. Резные камни впервые стали восприниматься как украшение. Их носили главным образом в кольцах, и эти драгоценности считались мужскими. Древние философы, придерживавшиеся строгих взглядов, даже порицали своих современников за неумеренное пристрастие к инталиям и камеям, которые красовались чуть ли не на каждой фаланге (!) пальцев. За камеи убивали, грабили, ими гордились, хвастались, они считались ценным подарком. Подробнее о камеях вы можете прочитать здесь.