Историки считают, что резные камни – камеи и геммы – едва ли не первые художественные произведения, созданные человеком. Этот жанр пережил столетия и в моде до сих пор.
Марина Волкова

Греческие писатели и учёные (например, Теофраст и его трактат «О камнях») не раз упоминают о камеях. Однако, первые резные камни появились намного раньше – во времена ранних цивилизаций. Родиной жанра можно считать Малую Азию и Египет. Так, всем известный скарабей (сегодня такими наводнены сувенирные рынки Египта) – одна из первых камей в истории. Сначала человек научился вырезать на камне углублённое изображение. Оно называется инталией. Это было проще, чем срезать материал, формируя изображение выпуклое, то есть камею. Но время шло, нарабатывались навыки, и вот уже древние шумеры (6000 лет до н.э.) и египтяне выполняют великолепные резные рельефы. На стенах культовых сооружений – и в мелкой пластике. У обеих культур это символические изображения, связанные с божественным. Тот же скарабей у египтян, например, символизировал переход в иной мир.

Расцвет
Исключительного расцвета глиптика (так историки искусства называют жанр резных камней) достигла в Древней Греции и Риме. Резные камни впервые стали восприниматься как украшение. Их носили главным образом в кольцах, и эти драгоценности считались мужскими. Древние философы, придерживавшиеся строгих взглядов, даже порицали своих современников за неумеренное пристрастие к инталиям и камеям, которые красовались чуть ли не на каждой фаланге (!) пальцев. За камеи убивали, грабили, ими гордились, хвастались, они считались ценным подарком.

Античность дала нам и первых мастеров камейного дела. В истории остались их имена: Солон, Диоскурид, Гилл и Скилакс, Дексамен. Многие из античных камей, кстати, прекрасно сохранились, ведь камням не страшны столетия. Так что лучшими образцами можно ныне полюбоваться в музеях – американском музее Гетти или, что далеко ходить, в Государственном Эрмитаже, который обладает одной из крупнейших коллекций глиптики в мире. На аукционах и у антикваров также попадаются античные образчики, и, имея средства, можно стать счастливым обладателем одного из них. Уподобившись, скажем, Шанель и Кристиану Диору, которые были страстными коллекционерами камей. Или Саре Джессике Паркер и Мерил Стрип – если брать уже наши дни.

«Камейная болезнь»
Камеями «болели» правители и придворные европейских монархов (да и сами монархи) эпохи Возрождения. Одна из самых блестящих коллекций была, например, у рода Медичи. Изменились нравы, а с ними мода, и теперь камеи стали носить не только мужчины, но и знатные дамы. Женский вариант камеи предполагал кулон на длинной цепочке или вставку в ожерелье. Средневековых (и парой столетий позже) камей немного. В основном переоправлялись те, что уже существовали. А вот восемнадцатое столетие стало отдельной эпохой в истории этого жанра. XVIII век любил камеи. Появились и первые страстные коллекционеры античных вещей, и первые династии камейных мастеров. А также «инновационные» технологии в камейном жанре, где до этого использовались главным образом полудрагоценные камни, – применение фарфора (вспомним знаменитые работы исторических британских фарфоровых мастерских Wedgwood) и резьба по кораллам и раковинам, мода на которую пришла с Сицилии и быстро охватила всю Европу.

XIX век
В XIX веке интерес к камеям то возникал, то затухал. В начале столетия ими увлекались сентиментальные барышни. Их носили в медальонах или браслетах. А также в таком интересном украшении как фермуар: хорошенькую головку или шейку на манер ленты обхватывал драгоценный обод, в центре которого красовалась некая вставка. Вот такой вставкой часто и служили камеи. Камеи любили во Франции при Наполеоне и в Британии на всём протяжении, кажется, вечного царствования королевы Виктории. Эта эпоха породила ещё один необычный вид камей – изображения вырезали на гагате (нечто среднее между каменным углём и обуглившейся древесиной), играя с матовой и глянцевой фактурой иссиня-чёрной поверхности.


XX век
Начало XX века, ар-нуво и Рене Лалик – это «камеи» на хрустале, а ар-деко с его интересом к египетским древностям – возрождение камей-скарабеев. В частности, в знаменитых коллекциях ювелирного дома Cartier. На протяжении XX века к камеям обращались многие и многие ювелиры. Но такой популярности, как в эпоху Возрождения или XVIII веке, им снискать уже было не суждено.

Сегодня
Однако сегодня камеи нет-нет да встретятся как у известных брендов (в пример можно привести иконические коллекции Bvlgari, вышедшие в 1960-х и популярные до сих пор), так и у начинающих ювелиров. Новая волна интереса к камеям во многом связана со звёздами и блогерами, которые начали появляться в таких украшениях. Среди них и голливудские актрисы, и даже… рэперы, удивительным образом вплетающие резные камни в характерный ряд своих украшений из золотых цепей и россыпи бриллиантов. Из первых имён – Кейт Бланшетт, Рианна, Кэтти Перри и Канье Уэст. Многие ювелиры используют старинные камеи, создавая для них оригинальные оправы.

Можно вспомнить американского мастера Марка Окле или немецкий бренд Hemmerle, неравнодушный к разного рода антикварной экзотике. Античные и викторианские камеи вдохновляют независимых ювелиров (например, роскошное колье Джампьеро Бодино Paolina в честь сестры Наполеона Бонапарта Паолины, ставшее иконой 2010-х), и массовые бренды. Пару лет назад у Dolce&Gabbana вышла целая коллекция уникальных брошей с камеями на кораллах – дань сицилийским корням бренда и самого жанра, очевидно.

Современные камеи (но в стилистике жанра) режет французский нишевый ювелир Лидия Куртей. Итальянка Франческа Вилла использует кость и раковины. А американец Майкл Левин возрождает камеи на фарфоре а-ля Веджвуд. Дизайнерские коллекции с камеями вышли у брендов Fenty (вместо античных головок – лица африканских детей) и LizWorks (художественные портреты на сердолике и сардониксе).

У нас
Русские ювелиры также не равнодушны к камеям. Известный отечественный бренд АргентоV создаёт уникальные, штучные вещи с современными камеями филигранной работы. Украшения с гламурными нотками – и вписанными в них камеями – есть у бренда с fashion-корнями Yana. Изящная, поэтичная классика – конёк ювелира-стилиста Петра Аксёнова (есть даже камейные тиары!). Эпатажные вещи – профиль Missbach Jewellery. Марка запустила отдельный подбренд MSB cameos. Однако, носить такие вызывающие украшения сможет далеко не каждый. Интересная, авторская интерпретация камей у Елены Есауловой и её марки Е2J. Дизайнер даёт вторую жизнь старинным камеям, вписывая их в небанальное окружение, реконструируя и как бы доращивая образ, чтобы наполнить его новыми смыслами.