Собрание ювелирного и декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа насчитывает несколько тысяч произведений и почти четыре столетия истории коллекционирования. Мы собрали самые знаковые образцы ювелирного искусства музея.
Старт официальных собраний можно отсчитывать со времен Петра Великого – именно тогда в царскую Кунсткамеру начали поступать не только этнографические и географические диковины со всего мира, но и причудливые и драгоценные во всех смыслах редкости с античных времен.
Страсть к коллекционированию не только исторических и дорогих вещей, но и искусных творений современников, передавалась у Романовых и их двора из поколения в поколение. А после национализации большевиками имущества русской знати к обширным царским коллекциям в музее добавились и их собрания.
Сегодня наиболее ценная часть коллекций – из драгоценных металлов и камней – собрана в эрмитажной «особой кладовой».

Неизвестный мастер. Камея Гонзага. III в. до н. э.
Одно из самых прославленных в мире произведений музейной глиптики – камея Гонзага из собрания Эрмитажа. Она создана из трех слоев сардоникса неизвестным мастером из Александрии Египетской, а изображены на ней, как предполагают исследователи, единокровные брат и сестра Птолемей II и Арсиноя II, вступившие в брак в 280 году до н. э. История бытования шедевра известна лишь с XVI века, когда она принадлежала известному меценату, коллекционеру и правителю Мантуи Франческо Гонзага (от него она и получила имя). Далее камея путешествовала по королевским коллекциям Европы, пока не была подарена в 1814 году первой супругой Наполеона Жозефиной де Богарне русскому царю Александру I.

Неизвестный мастер. Подвеска «Лебедь». XVI в.
Самых разных произведений раннего барокко в Эрмитаже немало, в их числе есть и ювелирные украшения. Например, этот пример невероятно популярных в Европе XVI века подвесок, был создан в Италии, где использование в изделиях барочных жемчужин достигло расцвета. Такая крупная форма приняла тело лебедя, а шея, голова и крылья были выполнены из платины. В качестве стороннего декора использованы алмазы, рубины и эмаль.

Якоб Баур. Петер Флетнер. Ларец Ядвиги-Ягеллонки. 1533 г.
Огромный ларец из позолоченного серебра – еще одно из самых известных произведений ювелирного искусства в Эрмитаже. В России этот шедевр южногерманских мастеров оказался в составе приданого Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, будущей матери царя Петра II, которая в 1711 году вышла замуж за царевича Алексея Петровича. Ларец инкрустирован разнообразными накладками в форме крестов, соцветий и барельефов с алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами, жемчугом и полудрагоценными камнями.

Неизвестный мастер. Подвеска «Каравелла». 1580-е гг.
Редкая испанская подвеска XVI века обладает, помимо уникальности и мастерства, и выдающимися физическими данными: в основе фюзеляжа корабля использован роскошный колумбийский изумруд весом в 125 карат, а общий вес изумрудов в изделии (пять других выложены в форме креста) составляет 190 карат. Форма корабля в ювелирном искусстве была невероятна популярна в те времена в Испании – это было связано с великими географическими открытиями.

Иеремия Позье. Букет. 1740-е гг.
Иеремия (или Жереми, как его звали на родине в Швейцарии) Позье – автор легендарной Большой императорской короны, созданной для коронации Екатерины II в 1762 году и прослужившей русским царям вплоть до падения монархии. Но еще ранее, Позье успел послужить при дворе двух предыдущих русских цариц – Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны – и создать для них целый ряд выдающихся произведений, ставших образцами для последующих поколений ювелиров. Один из ярких примеров – этот драгоценный букет, сделанный задолго до появления Карла Фаберже. Кроме горного хрусталя, использованного для графина, в работе участвовали бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, шпинель, гранаты, хризолиты, агат, топазы, цитрин, бирюза, кахолонг и оникс.

Жан-Франсуа Бекар. Несессер. 1757-58 гг.
Уникальный несессер в форме яйца был создан французским ювелиром Жаном-Франсуа Бекаром в качестве подарка французского посольства дочери Петра Великого Елизавете к Пасхе. Отсюда форма, герб Российской империи, выложенный бриллиантами сбоку, и царский вензель на крышке. Внутри размещены не только привычные и необходимые походные вещицы – флакон для духов из горного хрусталя, золотые ножницы и пилочка, но и часы, спрятанные под крышкой объекта. Яйцо декорировано бриллиантами, слоновой костью и миниатюрами на эмали.

Неизвестный мастер. Минералогическая табакерка. Конец XVIII в.
Мода на так называемые минералогические табакерки возникла в Европе в конце XVIII века и была связана как с открытием по всему миру месторождений драгоценных камней, так и с трендом на коллекционирование выдающихся образцов минералов среди монарших особ. Эта золотая табакерка, подаренная австрийским посланником Екатерине Великой, просто усыпана драгоценными и полудрагоценными камнями со всего света – алмазами, рубинами, изумрудами, агатами, сапфирами, шпинелью, топазами. Стенки изготовлены из пластин прозрачного горного хрусталя, и за ними внутри размещены золотые чеканные листы с профилями римских императоров и легендарных женщин.

Рене Лалик. Кулон «Клубок змей». 1898-1899 гг.
Своей немногочисленной, но изящной коллекцией ювелирных произведений Лалика Эрмитаж обязан знаменитому банкиру и меценату Александру Штиглицу, основателю в том числе художественно-промышленной академии в Петербурге. Передовой финансист был большим любителем искусства, причем, не только классических форм, но и новейших его течений. В его личной коллекции, а также собрании академии, оказались предметы стиля ар-нуво, прибывшие в столичные дворцы прямиком из Парижа после Всемирной выставки 1900 года, где стиль был триумфально представлен. Позже барон и лично побывал в мастерских ювелира во французской столице и купил несколько выдающихся вещей – в том числе, и эту золотую подвеску с эмалью и жемчугом.

Фирма Карла Фаберже. Часы-яйцо Ротшильда. 1902 г.
После революции и распродажи большевиками царских сокровищ Эрмитаж не мог похвастаться приличным собранием вещей Фаберже. Но в 2014-м, когда музей праздновал 250-летие, российский президент преподнес ему в дар два роскошных часовых объекта – огромные скульптурные часы для камина из серебра и так называемые часы-яйцо Ротшильда, купленные на Christie’s в 2007 году за рекордные $18,5 млн коллекционером Александром Ивановым. Пасхальный шедевр из золота и платины работы Михаила Перхина, помимо часов, содержит и традиционный сюрприз: здесь это игрушка-автоматон «Петушок». Покрытый бриллиантами и эмалью, выскакивающий каждый час из верхушки, машущий крыльями, открывающий клюв и распевающий песни.

Надя Леже. Брошь. 1960-е гг.
Год от года в Эрмитаже пополняются и коллекции современного ювелирного и камнерезного искусства, начало которым дают произведения послевоенного времени. Например такие, как эта брошь известной французской художницы русского происхождения Нади Леже. Свои абстрактные ювелирные композиции она создавала под влиянием русского авангарда и, конечно, работ своего прославленного мужа Фернана Леже. Брошь из металла и пластика выполнена для кутюрье Пьера Кардена в 1960-х годах. Позже схожие по концепции изделия она выполняла из драгоценных металлов. Часть из них была недавно представлена на выставке в Музеях Московского Кремля.