Now Reading
Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»

Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»

С 15 сентября по 25 октября в Зимнем театре Сочи проходила первая выставка современного ювелирного и камнерезного искусства  «Вера. Надежда. Любовь». Это полностью частная инициатива объединила более 40 художников-ювелиров и камнерезов, представивших свои совместные произведения. Итоги выставки подводит ее организатор, основатель галереи «Частная коллекция» Нина Глушакова. 

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Нина Глушакова на выставке «Вера. Надежда. Любовь» с брошью Дарьи Михайловой «Крылатый Хронос». Фото: Ольга Покровская

Нина Михайловна, как вы оцениваете результаты мероприятия «Вера. Надежда. Любовь»? Оправдало ли оно ваши ожидания?

Вы знаете, результат не просто оправдал мои ожидания, он превзошел их в десятки раз! То, что мы сделали в Сочи – настоящий прорыв. Я была уверена, что мысль объединить два вида искусства – ювелирное и камнерезное – шаг верный. Мало того, очень своевременный. Я давно говорю, что люди устали от ширпотреба и потребления, они хотят чуда, особенно в такие тяжелые времена. А камень ведь сам по себе чудо, созданное природой, которое, попав в руки художника, становится произведением искусства. Часто, когда я вижу то, что выходит из рук наших талантливых камнерезов, я не нахожу слов. Они словно оживляют камень, раскрывают перед нами его душу, наполняют новым философским смыслом… Ювелиры – перфекционисты, желающие реализовать себя творчески, но в их арсенале технологии, это хорошо оснащенное ремесло, высокоточное оборудование, 3D, все к их услугам. Ювелирный мир полон ширпотреба. У камнерезов все иначе. Камень – это стихия, полет и непредсказуемость. Ширпортеба из камня практически нет, это всегда высокое и от того неизвестное широкой публике искусство. Ну, что вы видели из камня из разряда «дешево и для всех»? Разве что пресс-папье из малахита, разные подставки для офиса, да и то это далеко не дешевые вещи. А то, что делают нынешние камнерезы и вовсе штучный товар, который, как правило, сразу оседает в частных коллекциях. И вот соединить мастеров из этих двух миров было отличной идеей. Думаю, что именно по этим работам потомки станут судить о нашем времени, как мы судим предыдущие поколения по произведениям искусства ушедших эпох. 

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Кольцо Ichien и совместная работы Ольги Попцовой и Дарьи Михайловой. Фото: Ольга Покровская

Конечно, эта коллаборация была вызовом и  риском. Когда мы обсуждали концепцию будущей выставки, в ее успехе немного сомневались все, кроме меня. Были волнения, ведь среди камнерезов я человек новый, меня никто из них не знал, не доверял, сомневался. Это ведь в ювелирной области я профи, знаю всю элиту ювелирного искусства, а тут… Мы думали, что работ будет мало, что художники просто побоятся отдавать свои творения нам, что будет немного шедевров и множество слабых работ. Но мы ошиблись. Сработало сарафанное радио. Те, кто привез свои вещи сразу, рассказывали коллегам… Через месяц сборов многие художники уже звонили нам сами, некоторые запрыгивали в последний вагон, кто-то, не участвуя в отборе, просто приехал в Сочи и принес работы прямо в Зимний театр, что называется «на авось». Теперь я могу по праву сказать, что знаю в лицо всю камнерезную элиту России.

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Arthur Toros. Брошь «Перемены». Фото: Ольга Покровская

Не секрет, что мероприятие проводилось не только для привлечения широкой аудитории, но и для продажи коллекционных авторских произведений ювелирного и камнерезного искусства. Удалось ли привлечь коллекционеров? Поделитесь наиболее впечатляющими цифрами? 


Сложно сказать, довольны мы или нет, ведь у нас не было никаких конкретных ожиданий, никаких моментальных массовых продаж просто и быть не могло, ведь в России не существует пока рынка таких изделий, это первое слияние камнерезов и ювелиров в выставочном пространстве. А что до публики, то многие посетители были просто в шоке, они никогда не видели ничего подобного, обычно, такие вещи рождаются и тут же пропадают в недрах частных коллекций. Откуда людям знать, что со времен Фаберже камнерезное искусство шагнуло далеко вперед? Люди ходили по Зимнему театру, открыв рты, нас постоянно спрашивали: почему мы не знали, что такое существует?! Это был камнерезный ликбез длиной в полтора месяца. Ну, а насчет цифр, я отвечу так: мы продали не все, но гораздо больше, чем могли ожидать.

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Сергей Андреев. «Опаловый Нил». Фото: Ольга Покровская

Вы и раньше проводили выставки в Сочи, например, «Время собирать камни» и другие. Но «Вера. Надежда. Любовь» – самый масштабный проект из этой серии, объединивший в рамках коллабораций ювелиров и камнерезов. Как появилась эта идея?

Скажу честно, идея выставки родилась не в моей голове. Известный художник по камню Юлия Гоголь, которая участвовала в двух наших предыдущих выставках, однажды сказала: почему бы нам не провести третью, но только придумать концепцию про малые формы? Обычно же все камнерезное искусство – это вещи крупные. А чтобы эти малые формы заиграли, объединим их с ювелирными работами. Я пришла в восторг и тут же поговорила с нашими давними и проверенными партнерами – Зимним театром в Сочи. 

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Ichien Jewellery и Ольга Попцова. Колье с камеей «Пенелопа». Фото: Ольга Покровская

В чем вы видите свою роль в организации подобных выставок? Это полностью частная инициатива, без господдержки подобными проектами больше не занимается никто… 

Да, эта выставка полностью частная инициатива, я привыкла рассчитывать только на себя, у меня это неплохо получается. Моя роль в объединении разных творцов и организаторов на пути к одной цели. Что я умею лучше всего, так это вдохновлять и поддерживать творческих людей, объединять их, помогать им, ведь я иногда верю в них больше, чем они сами. В процессе работы над этой выставкой я выкупила множество камнерезных малых форм, и теперь они ждут ювелирного обрамления, чтобы предстать на следующей выставке. Работа уже началась. К примеру, «Фавн» и «Нимфа» Эдуарда Виноградова уже скоро засияют в гривне ювелира Акопа Овсепяна (Hako Hamhov).

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Работы Софьи Забродиной. Фото: Ольга Покровская

В чем заключается на практике финансовая поддержка участников выставки с вашей стороны? Как это происходит?

Часть проектов, которые камнерезы и ювелиры создавали для нашей выставки, я финансировала целиком, выкупала некоторые камнерезные работы и объединяла их. Очень надеюсь, что увидев, как это все выглядит на практике, другие меценаты и инвесторы вдохновятся и последуют моему примеру. Это тоже одна из целей выставки.

Работа с художниками требует особой тактичности и терпения. В процессе подготовки работ для выставки камнерезы отдавали свои резные камни ювелирам – для обрамления в ювелирные оправы. Всегда ли они были довольны результатом? Приходилось ли их уговаривать или переубеждать?

В основном, все работы рождались в обстановке полного согласия, азарта, удовольствия и творческого полета. Камнерезам и ювелирам была интересна такая коллаборация не меньше организаторов. Но был и один серьезный спор. Камнерезу категорически не нравилась концепция ювелира. Долгие споры ни к чему не приводили. Тогда я применила тяжелую артиллерию и сказала художнику: я выкупаю вашу работу, теперь она моя. Я могу делать с ней что захочу? «Да», – ответила художница. Тогда позвольте нам претворить нашу идею в жизнь, вы посмотрите что получилось, и если не понравится, поговорим. Как я ошибалась! – воскликнула художник-камнерез, когда увидела готовую работу спустя месяц. Я была счастлива. Это ведь очень непростая ситуация. Совместное творчество – тонкий лед, две отдельные величины сходятся, чтобы получился один шедевр. Без сомнения, в процессе этой работы многие ювелиры и камнерезы расширили свои возможности, некоторые камнерезы захотели теперь заняться и ювелирной работой. Эти полгода были упоительным временем для творцов, некоторые работы менялись в процессе, иногда кардинально. Мы все перезнакомились, теперь я знаю, чем живут эти люди, они увидели, чем живут их потенциальные покупатели, ведь художнику важно не только мнение искусствоведа. Знаете, эта выставка показала, в каких экстренных условиях творец может выразить то, что у него внутри, и даже когда у него на душе непросто, он может дать другим и веру, и надежду, и любовь. 

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Орлов Андрей (Kabarovsky) и Ольга Попцова (камея). Колье «Лето». Фото: Ольга Покровская

На этой выставке были представлены работы разного уровня и разных жанров, были и «передовики производства». Кого бы выделили? Есть ли у вас  личные симпатии? Кто стал открытием, кто больше всего поразил посетителей?

То, что я увидела на нашей выставке, потрясло меня. Я держала в руках экспонаты и не могла поверить, что такое мог сделать обычный человек. А ведь некоторые работы были сделаны специально для нашей выставки всего за полгода! В Зимний театр пришло много простых, неискушенных в ювелирно-камнерезном искусстве людей, они восхищались всем, что видели, их было невозможно оттащить от витрин! Да что там простые зрители! Я – профессионал, моя насмотренность огромна, я побывала на всех ювелирных выставках мира, объехала половину земного шара, меня сложно удивить. Но я была в шоке от увиденного. Да и сами художники удивлялись собственному потенциалу, некоторые сделали к выставке не одну, а 3-4 работы. 

Нина Глушакова интервью, Нина Глушакова: «Вера, Надежда, Любовь цены не имеют»
Дарья Михайлова. Брошь «Нектар Луны». Фото: Ольга Покровская

Кого бы я выделила персонально? Конечно, Дашу Михайлову. Ее работы – тот маяк, который манил всех на эту выставку. И она превзошла себя!

Смотрите также
Татьяна Холоднова Tatiana Kholodnova, Татьяна Холоднова: архитектурные украшения, цацки и подкаст

Чем я абсолютно удовлетворена, так это коллаборациями художников-ювелиров и художников-камнерезов – от этих работ исходит невероятная энергетика. Персонально отметила бы Юлию Гоголь, но я и так не устаю это везде повторять. Очень важно для меня, что в Сочи приехали Антон Ананьев и Владимир Путрин – художники-камнерезы из первой десятки в России, со своей интересной историей и ярким авторским почерком.   

Если говорить о школах по географическому принципу, то не желая обижать потрясающие Уральскую и Сибирскую камнерезные школы,  скажу, что моя личная любовь – это школа Питерская, она мне максимально созвучна. 

Что касается ювелиров, то открытием для меня стала Софья Забродина, которая работает с недрагоценными материалами, ее работы поражают! Или Алексей Барсуков (из Москвы), автор действительно невероятных брошей.

При этом никто из художников не знает себе цены! Даже я – опытный предприниматель от ювелирного искусства – затруднялась назвать цены их работам, потому что, по моему мнению, их работы бесценны, они – настоящая гордость России.

Выставка станет ежегодной? Если да, то планируете ли вы менять концепцию и место проведения? Будете ли проводить будущие выставки с новыми кураторами? 

Выставка будет ежегодной, это мы решили бесповоротно. И концепция останется прежней, камнерезы и ювелиры. Немного изменится лишь тема. И, надеюсь, площадка тоже останется неизменной. В своей галерее я не боюсь ничего, мне ничего не нужно ни с кем согласовывать, чужие площадки – это всегда риск. Но выдержать напор из 600-700 человек в день она вряд ли сможет. И поэтому я несказанно рада, что у нас такое понимание с Зимним театром любимого Сочи. Обожаю это площадку, это ведь театр и люди, идущие туда на любые мероприятия – особые, настроенные на искусство, они идут не на шопинг, они идут за прекрасным. Зимний театр – это светлое, большое пространство, способное принять большое количество гостей, и руководство, готовое всегда поддержать наши смелые идеи. Конечно, я надеюсь  и на дальнейшее сотрудничество. Что же до куратора, то наша встреча с Галиной Николаевной Габриэль – одна из главных удач и залог успеха выставки. Именно она предложила название «Вера. Надежда. Любовь», потому что Вера и Надежда сейчас особенно нужны людям, а Любовь – это и вовсе понятие на все времена.

© 2023 Частная Коллекция

Наверх