Более миллиона произведений декоративно-прикладного искусства хранится в сокровищницах британской королевской семьи. Разнообразные коллекции собирались монархами в течение последних пяти столетий, а сегодня немалая их часть выставлена по всей Англии. От Букингемского дворца и Тауэра в Лондоне до Королевского павильона в Брайтоне и Осборн-хауса на острове Уайт.
Олег Краснов
Одну из важных ролей в собрании играет ювелирная коллекция – прежде всего из-за многочисленных действующих королевских регалий, которые выставлены в Тауэре. Эта часть включает в себя драгоценности, используемые при коронациях с XVII века, а также легендарные камни. Например, такие, как алмаз «Кохинур», красная шпинель «Рубин Тимура», принадлежавшая Тамерлану, и все девять частей самого крупного в мире алмаза «Куллинан», подаренного королю Эдуарду VII правительством Южной Африки. Две большие части последнего стали центральными элементами церемониальных скипетра и короны Британской империи.
Помимо этого, собрание драгоценностей включает несколько тысяч произведений ювелирного искусства, созданного за последние две тысячи лет, от монет и медалей до декоративных вещей и украшений, а также многочисленные личные украшения принца Уэльского Фредерика, Георга III и Георга IV, а также наиболее прославленной четы – королевы Виктории и принца Альберта.
«Частная коллекция» выбрала самые известный вещи собрания.
Garrard & Co. Императорская корона. 1937 г.
Вероятно, самая известная из многочисленных корон и тиар, которые использует сегодня действующая королева Елизавета II. Она была изготовлена для коронации короля Георга VI в 1937 году, но во многом основана на короне, созданной столетием ранее для королевы Виктории придворными ювелирами того времени Rundell, Bridge & Rundell. Корона включает несколько легендарных камней – шпинель «Рубин Черного принца», сапфир Святого Эдуарда и бриллиант Куллинан II (или «Вторая звезда Африки») весом 317,4 карата.
Роберт Винер. Скипетр. 1661 г.
Этот скипетр представляет не только светскую власть суверена, но и буквально является держателем самого крупного из известных в мире бесцветных бриллиантов Куллинан I, или «Звезда Африки», весом 530,2 карата. Регалия была изготовлена известным ювелиром Робертом Винером (он – автор еще нескольких корон в коллекции) для коронации Карла II в 1661 году, а самое внушительное изменение претерпела в 1910-м, когда Виндзоры решили поместить в него самую большую часть раздробленного алмаза Куллинан.
С тех пор он носит название «Скипетр Эдуарда VII»: официально используемый скипетр при коронации нового монарха Великобритании, также известен как «Королевский скипетр Британской империи».
Карл Фаберже. Пасхальное яйцо «Корзина цветов». 1901.
Огромное собрание изделий Фаберже в закромах Виндзоров складывалось несколько десятилетий из самых разных источников. Среди основных – подарки родственного царского двора России, собственная страсть к изделиям ювелирной мастерской, обуявшая королеву Александру, а затем и ее последовательницу Марию Текскую. Последняя через посредников, включая «друга СССР» Арманда Хаммера, выкупила немало драгоценных вещиц с царским провенансом у большевиков во время печально известной распродажи музейных ценностей. Сюда попало и, например, это пасхальное яйцо, подаренное Николаем II супруге в 1901 году.
Rundell Bridge & Rundell. Бриллиантовая диадема. 1820 г.
Диадема с 1333 бриллиантами, изготовленная для коронации Георга IV в мае 1820-го, впоследствии использовалась британскими монархами для торжественных выходов и официальных фотографий. Поэтому она столь же узнаваема, как императорская корона (№1 в нашем списке). Елизавета II впервые появилась в ней на открытии парламента 4 ноября 1952 года, а затем во время поездки на собственную коронацию в июне 1953-го. Ее изображение в этой диадеме присутствует также на банкнотах и монетах.
Николаус Шмидт. Кубок-наутилус. 1600 г.
Неудивительно, что вплоть до начала XX века это роскошный, тончайшей работы кубок из позолоченного серебра со скульптурными фигурами Нептуна, музицирующих русалок и Юпитера на крышке, приписывался великому флорентийскому скульптору Бенвенуто Челлини. Именно с этой атрибуцией его купил Георг IV и с гордостью выставлял в своих приемных покоях. Открытие в 1901-м истинного автора-героя – немецкого ювелира Николауса Шмидта, впрочем, нисколько не умалило ценность объекта. К тому же, он и сейчас обладает самым крупным в мире наутилусом в истории искусства.
Неизвестный мастер. Камея. 43-45 гг. н.э.
Камея из сардоникса и с изображением императора Клавдия в лавровом венце – один из самых крупных античных образцов, дошедших до наших дней. Она происходит из кунсткамеры казненного короля-тирана Карла I и остается одной из немногих вещей, уцелевших в королевской сокровищнице после распродажи его имущества в 1649 и 1651 годах.
Неизвестный мастер. Парюра. 1580-е гг.
Золотая парюра с изумрудами, рубинами и жемчугом состоит из колье, броши и пары серег и имеет богатую историю. Она была подарена изгнанной королевой Шотландии Марией Стюарт своей преданной фрейлине Марии Сетон еще в 1580-е, затем переходила ее наследникам. До тех пор, пока не была продана на аукционе Christie’s в 1894 году. Оказавшись в руках графини Лилиас Батерст, драгоценности вернулись в королевские покои: она подарила их Марии Текской в 1935-м.
Rundell Bridge & Rundell. Подвеска. 1860-70 гг.
Украшение в неовизантийском стиле было создано придворными ювелирами Rundell Bridge & Rundell во второй половине XIX века. Его особенность в том, что доминантой здесь выступает увесистый шестиугольный изумруд, принадлежавший легендарной королеве-девственнице Елизавете и был огранен для нее еще в XVI веке. Как и многие другие вещи, приобрела его для королевской коллекции Мария Текская.
Принц Альберт. Уильям Эссекс. Браслет. 1844 г.
Это одна из лучших романтических ювелирных вещиц, оставшихся в королевской коллекции из викторианской эпохи. «Альберт отвел меня в свою комнату, где вручил прекраснейший браслет со своим изображением. Это его собственный изысканный вкус и одна из самых прекрасных вещей, которые я когда-либо видела», – писала 24 декабря 1844 года в дневнике королева Виктория. Дизайн своего рождественского подарка жене принц придумал сам, а медальон с его портретом создал знаменитый художник по эмали Уильям Эссекс.
Карл Фаберже. Брошь. 1909 г.
Подвеска с гигантом-аметистом в 40 карат и бриллиантами работы Фаберже – еще одно напоминание в коллекции о России и родственных узах двух дворов. В августе 1909 года, во время путешествия по Великобритании, Николай II и Александра Федоровна встретились с королевой Марией в городке Каус на острове Уайт. В Королевском яхт-клубе русский царь и преподнес британской родственнице эту драгоценную вещицу.