Инна Пуликова
Прошел год с начала пандемии — самое время оценить, как рынок ювелирных изделий существует в новых условиях. Если коротко, кризис больше коснулся масс-маркета, в премиальном сегменте — все стабильно. Состоятельные клиенты компенсируют отсутствие путешествий и других впечатлений покупкой драгоценностей.
За рубежом «ювелиры говорят, что многие покупатели компенсируют потерю поездки или просто балуют себя», — резюмирует в конце 2020 года Reuters, — «ювелирные изделия, особенно по цене менее $50 тыс., хорошо продавались во время пандемии». Действительно, из-за пандемии ювелиры лишились своего главного конкурента — дорогостоящих путешествий, — об этом пишет и газета The New York Times. Если нет возможности на 20-летие свадьбы поехать в Австралию или Европу, — рассуждает американская пара, то почему бы не обновить обручальное кольцо супруги, увеличив бриллиант с одного карата до четырех (и потратив около $55 тыс.)?
Для Марка Паттерсона, дизайнера изысканных ювелирных изделий, имеющего розничный магазин в Корона-дель-Мар, в Южной Калифорнии, 2020 год превзошел все ожидания. «Оптовые продажи упали — мы не проводили никаких выставок, но наш розничный магазин увеличил продажи вдвое по сравнению с прошлым годом», — сказал Паттерсон в конце октября.
Эдан Голан, аналитик алмазной и ювелирной промышленности из Израиля, говорит, что все дело в любви, эмоциях, и ощущении хрупкости жизни. Он отмечает, что в США розничные продажи ювелирных изделий в марте и апреле 2020 года упали на $3,8 млрд по сравнению с тем же периодом 2019 года – розничные магазины были закрыты в первые дни пандемии. Однако после ослабления ограничений в июне, июле и августе продажи за этот период выросли на $1 млрд. По его словам, это вызвано продажей обручальных колец. Молодожены экономят на количестве гостей, еде, цветах, сувенирах, но не откажутся от драгоценностей для невесты, потому, что они долговечны.
Что касается России, то в своем декабрьском материале ТАСС сообщает: по данным крупнейшего российского оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (обрабатывает ежедневно по 44 млн. чеков с 1 млн. онлайн-касс), объем продаж ювелирных изделий в рознице за 11 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в денежном выражении снизился на 14%, в натуральном выражении (число покупок) – на 24%. При этом в апреле снижение продаж превышало 70%. Средний чек покупки составил 6970 рублей – на 14% выше, чем в прошлом году. При этом в апреле – мае он резко возрастал и был выше прошлогодних уровней на 22-23% (за одну покупку потребитель приобретал изделий на большую сумму, чем ранее). Как считают аналитики, в этом отразилась реакция населения на период турбулентности — попытка сохранить и диверсифицировать сбережения.
По данным оператора фискальных данных «Такском», продажи в 2020 году упали на 23% по отношению к аналогичному периоду 2019 года», — сообщила компания. Основной спад пришелся на июль — по сравнению с июнем 2019 года продажи упали на 55%. Основные продажи пришлись на август — по сравнению с августом 2019 года продажи упали всего на 3,55%.
По данным Гильдии ювелиров России (результаты опроса участников рынка), которые приводит ТАСС, продажи ювелирной отрасли в рублях выросли по сравнению с прошлым годом, по предварительной оценке, на 15%. «Но цены на ювелирную продукцию тоже выросли где-то на 60% (оптовая цена ювелирного изделия из золота за 1 грамм – прим. ТАСС). Если цены выросли на 60%, а продажи только на 15%, значит в физических объемах мы потеряли процентов 35%. Дело в том, что зарплаты люди получают не от объема выручки, а от объема сделанной работы — сколько килограммов продукции выпустили, столько зарплаты и получили на производстве. Таким образом, физические объемы упали на 35% – на 35% упали доходы людей, работающих в отрасли», — сказал ТАСС генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
Больше или меньше покупают бриллианты в период пандемии? Изменился ли спрос в сегменте авторских ювелирных украшений? Мы обратились за комментариями к представителям отрасли.
«В Yakutbrilliant все стабильно — к нам приходят настоящие любители камней. Думаю, всплески и падения больше сказываются на сегменте масс-маркета», – рассказала генеральный директор компании Анна Дубинина.
С ней согласен и основатель одноименного Ювелирного дома Максим Демидов: «Нынешняя экономическая ситуация и пандемия плохо влияют на продажи. Особенно на дешевый и средний сегмент. Тенденция, думаю, будет прогрессировать: доходы населения еще будут падать».
Но в то же время в премиальном сегменте все стабильно. «Дорогие и редкие вещи у нас всегда пользуются спросом, и сейчас он даже повышен. Здесь много факторов влияет. Один из них – иностранные производители сейчас в Россию поставляют мало, невыгодно привозить дорогие качественные вещи. У нас эксклюзивное изделие сейчас можно купить дешевле, чем за рубежом», — считает Демидов.
Скорее не ощутил кризиса и Михаил Барышников, создатель бренда Anima и ювелирного концепт-стора 72 concept store в Москве: «Мне сказать особенно нечего. У нас очень специфическая ниша, и в ней пока все неплохо. Но это не средняя температура по больнице».
«Пандемия подстегнула нашу активность в интернете, в социальных сетях» — рассказывает Нина Глушакова, владелица сети салонов «Оливин» и галерей современного ювелирного искусства «Частная коллекция». Опираясь на отличное знание рынка (с ювелирными изделиями она работает с 1996 года), Глушакова выбрала особую стратегию развития «Частной коллекции».
«В определенный момент я сократила работу с масс-маркетом, даже с бриллиантами, — говорит она, — сегодня я представляю в основном лимитированные коллекции, не тиражные или малотиражные вещи, которые скорее относятся к произведениям высокого ювелирного искусства. Формат галереи позволяет привлекать к сотрудничеству искусствоведов, делать смену экспозиции, работать с дизайнерами и художниками. И рынок сегодня требует именно такого формата, просто ювелирных магазинов уже не достаточно. В 2014 году я открыла первую галерею в Барнауле, в 2015 году — в Сочи, в отеле Hyatt Regency Sochi, а 30 декабря 2020 года, несмотря на пандемию, мы открыли очередную площадку в Горно-Алтайске, в 5-зведном природно-оздоровительном комплексе Cosmos Collection Altay Resort».
Нина Михайловна, насколько сейчас востребованы авторские ювелирные изделия?
Я бы сказала, что закончилась брендомания, когда люди (часто от неуверенности в себе), обращались только к очень известным брендам. Но ведь даже у самых уважаемых ювелирных домов — у Tiffany, Bvlgary, Cartier — одновременно с совершенно уникальными вещами очень много «массовки», и далеко не всегда это действительно произведения искусства. Могу сказать, что за последние два года рынок ювелирного искусства очень активизировался. Появились подлинные ценители. Но я начала свою деятельность в этом направлении не только потому, что появились эти люди. Я достаточно давно в ювелирном деле — было время, когда я работала только с известными брендами, и российские авторы мне не нравились. Постепенно ситуация менялась, стали появляться наши интересные ювелиры, которых надо продвигать. Я рассматриваю это как свою миссию. Я очень хорошо знаю и российский, и зарубежный ювелирные рынки и могу оценить по-настоящему талантливого художника.
С какими камнями работают авторы, с которыми вы сотрудничаете, и каков диапазон стоимости изделий?
Мы работаем с драгоценными камнями из лучших месторождений со всего мира. Как правило, это камни с топовыми характеристиками, но мы всегда по достоинству оценим и представим красоту камня, даже если по характеристикам он не идеален. Авторские изделия, которые можно приобрести в галереях «Частная коллекция», обычно стоят в диапазоне от 100 тыс. до 100 млн. рублей. Я рассматриваю создание произведений ювелирного искусства как соавторство человека и природы. Природа создала камни необыкновенной красоты, а человек дает оправу камню.
Как повлияла пандемия на развитие проекта «Частная коллекция»? Как повела себя аудитория?
В связи с закрытием салонов мы перенесли свою активность в интернет, а там всегда лучше продается как раз ювелирная массовка. Но к уникальным вещам, несмотря ни на что интерес остался. Есть очень обеспеченные люди, сохранившие свои возможности. В условиях нашего вынужденного «заточения» очень нужны эмоции, впечатления, и происходит переоценка ценностей. Яхты и самолеты стоят на приколе, зарубежная недвижимость недостижима, а вот собственная ювелирная коллекция всегда может быть при тебе и дарить радость. Покупая произведения ювелирного искусства, мы покупаем не утилитарную вещь, а эмоцию.
Каковы ваши прогнозы по поводу дальнейшей ситуации на ювелирном рынке?
В моем сегменте рынка все будет нормально, он будет развиваться. Работа не будет легкой, но даже не из-за недостатка денег у покупателей. После развала СССР прошло 30 лет, это был тяжелый переходный период, когда люди строили свой бизнес, обустраивали новую жизнь. У них просто не было времени разобраться во всех новых возможностях, которые открываются. Необходимо дать людям всю информацию о ведущих ювелирах России и научить понимать и коллекционировать произведения ювелирного искусства.